Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2016 N 13АП-742/2016 ПО ДЕЛУ N А26-3731/2015

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. N 13АП-742/2016

Дело N А26-3731/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Николаев А.С. (доверенность от 28.01.2016 г.)
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-742/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.2015 по делу N А26-3731/2015 (судья Шалапаев И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет"
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия
о взыскании 222 руб. 48 коп.,
установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет" (далее - Общество) о взыскании 14 371 руб. 48 коп., из них 14 149 руб. - задолженность по арендной плате по договору аренды от 07.12.2007 г. по сроку платежа на 15 марта 2015 года и 222 руб. 48 коп. - договорная неустойка за период с 16 марта по 30 апреля 2015 года.
Определением суда от 31.08.2015 г. принят отказ Министерства от требования о взыскании 14 149 руб. основного долга; производство по делу в указанной части прекращено.
Определением суда от 29.07.2015 г. к рассмотрению принят встречный иск Общества к публично-правовому образованию "Республика Карелия" в лице Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о взыскании 66 426 руб. 56 коп., из них 65 000 руб. - неосновательное обогащение в виде арендной платы за 2015 года в части, превышающей минимальные ставки, и 1426 руб. 56 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02 марта по 03 июля 2015 года.
Определением суда от 31.08.2015 г. принято увеличение размера встречного иска до 66 632 руб. 07 коп. Определением суда от 29.07.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора на стороне ответчика по встречному иску, привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
Решением от 12.11.2015 г. Министерству в иске отказано; встречный иск Общества удовлетворен.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.
Определением от 10.03.2016 г. апелляционный суд приостановил производство по делу N А26-3731/2015 до опубликования Верховным Судом РФ судебного акта по делу N А26-7523/2014.
На основании ст. 18 АПК РФ произведена замена состава суда и рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В настоящем судебном заседании производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель Министерства апелляционную жалобу поддержал. Другие участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства, арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Приоритет" (правопредшественник Общества, арендатор) заключен договор от 7 декабря 2007 года: аренды лесного участка площадью 7 837 га, расположенного на территории Деревянского участкового лесничества Петрозаводского лесхоза.
Участок передан в целях заготовки древесины на срок по 6 декабря 2031 года.
Дополнительным соглашением от 18.10.13 произведена замена сторон на правопреемников: на стороне арендодателя - на Министерство, на стороне арендатора - на ООО "Приоритет". Договору присвоен номер 128-з.
Размер и порядок внесения арендной платы определены в разделе 2 договора. Пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Из приложения к договору N 4 на 2015 год следует, что в арендную плату включена составляющая, основанная на применении конкурсного коэффициента и подлежащая перечислению в бюджет Республики Карелия.
Согласно расчету годовой арендной платы на 2015 год по сроку платежа на 15 марта 2015 года арендатору начислена арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет Республики Карелия (в части ставок, превышающих минимальные) в размере 34 149 руб.
Поскольку плата, начисленная с применением конкурсного коэффициента, была внесена несвоевременно, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании договорной неустойки, начисленной за период просрочки с 16 марта по 30 апреля 2015 года в размере 222 руб. 48 коп.
Право на взыскание неустойки основано на условии договора, согласно которому за нарушение обязанностей по внесению арендной платы в установленные сроки арендатор уплачивает арендодателю пени согласно статье 395 ГК РФ (пункт 4.2 договоров).
В свою очередь, Общество просит взыскать с Республики Карелия в лице Министерства неосновательное обогащение в виде арендной платы, начисленной с применением конкурсного коэффициента и перечисленной по платежным поручениям N 395 от 13 апреля 2015 года, N 364 от 3 апреля 2015 года, N 265 от 13 марта 2015 года, N 204 от 2 марта 2015 года, а всего - 65 000 руб.
Требование Общества основано на ничтожности условия договора об установлении конкурсного коэффициента ввиду регулируемой арендной платы и заключения договора не на аукционе
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 167, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, относящейся к спорному периоду), с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 16, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление от 17.11.2011 N 73), исходил из того, что договор аренды был заключен не по результатам проведения торгов, а в порядке приведения договора аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Признав, что размер арендной платы за лесной участок является регулируемым, суд пришел к выводу о том, что определение коэффициента, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310), не соответствует положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, поэтому такое условие договора является недействительным (ничтожным).
На основании изложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначального иска Министерства о взыскании задолженности по арендной плате и удовлетворил встречные исковые требования ООО "Приоритет" о взыскании неосновательного обогащения, представляющего собой перечисленную Обществом арендную плату, исчисленную с применением конкурсного коэффициента 1,4.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 N 310.
Из совокупного толкования приведенных норм права следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении от 22.05.2007 N 310.
В абзаце 3 пункта 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, подтверждено, что правоотношения сторон, связанные с использованием спорного лесного участка возникли на основании договора аренды, заключенного на основании протокола о результатах лесного конкурса N 139.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункты 13, 14 Положения об аренде).
Спорный коэффициент был определен по результатам торгов в связи с предложением ЗАО "Приоритет", что соответствовало статье 34 Лесного кодекса 1997 года и Положению об аренде.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
В соответствии с пунктом 10 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 22.05.2007 N 310, пунктом 11 Порядка.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды, поскольку оно определено на торгах в результате предложения, сделанного правопредшественником Общества в рассматриваемых правоотношениях.
В пункте 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
В силу изложенного спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов, пункт 2.1 договора аренды, в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3 - 10 Порядка, поэтому неправомерно признан недействительным судом первой инстанции.
Настоящие выводы апелляционного суда основаны на правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171 по делу N А26-7523/2014.
При таких обстоятельствах иск Министерства подлежит удовлетворению, а встречный иск отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.2015 г. по делу N А26-3731/2015 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" в пользу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия 222 руб. 48 коп. неустойки.
Во встречном иске отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" в доход федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску и 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)