Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Судом установлено, что указанная мера социальной поддержки предназначена лишь инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, истец же таковым не признан. Кроме того, при отсутствии данных о признании истца в установленном порядке малоимущим не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию во внеочередном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Малкова Я.В.
учет N 082г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Калимуллина Р.Я., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Ш. - Ю. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 05 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Ш. к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении субсидии отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Ш. - Ю., поддержавшего жалобу, возражения представителя ответчиков - Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - В. и Министерства финансов Республики Татарстан - Г., судебная коллегия
Ш. обратился в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, ссылаясь на то, что он 13.01.2015 принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма во внеочередном порядке.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца Ш. - Ю. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки факту признания Ш. нуждающимся в отдельном жилом помещении по признаку наличия тяжелого хронического заболевания.
Судебная коллегия не находит мотивов к отмене решения.
В статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 8.2 Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63 - ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей - инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в данном перечне и признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что согласно справке ГАУЗ "Республиканский клинический <данные изъяты>" от 24.02.2016 у Ш. определяется форма <данные изъяты>, не включенная в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Распоряжением главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 25.02.2016 Ш. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в связи с утратой основания на такую меру социальной поддержки.
Также из материалов дела усматривается, что истец в установленном порядке малоимущим не признан, с заявлением к ответчику о признании его таковым не обращался.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеизложенных норм права районный суд пришел к правильному выводу об отказе в иске, поскольку указанная мера социальной поддержки предназначена лишь инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, истец же таковым не признан. Более того, в отсутствие данных о признании истца в установленном порядке малоимущим не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию во внеочередном порядке.
Доводы, на которые представитель истца Ш. - Ю. ссылается в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 05 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Ш. - Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 25.07.2016 N 33-12560/2016
Требование: О предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Судом установлено, что указанная мера социальной поддержки предназначена лишь инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, истец же таковым не признан. Кроме того, при отсутствии данных о признании истца в установленном порядке малоимущим не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию во внеочередном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. N 33-12560/2016
Судья Малкова Я.В.
учет N 082г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Калимуллина Р.Я., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Ш. - Ю. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 05 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Ш. к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении субсидии отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Ш. - Ю., поддержавшего жалобу, возражения представителя ответчиков - Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - В. и Министерства финансов Республики Татарстан - Г., судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, ссылаясь на то, что он 13.01.2015 принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма во внеочередном порядке.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца Ш. - Ю. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки факту признания Ш. нуждающимся в отдельном жилом помещении по признаку наличия тяжелого хронического заболевания.
Судебная коллегия не находит мотивов к отмене решения.
В статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 8.2 Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63 - ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей - инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в данном перечне и признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что согласно справке ГАУЗ "Республиканский клинический <данные изъяты>" от 24.02.2016 у Ш. определяется форма <данные изъяты>, не включенная в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Распоряжением главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 25.02.2016 Ш. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в связи с утратой основания на такую меру социальной поддержки.
Также из материалов дела усматривается, что истец в установленном порядке малоимущим не признан, с заявлением к ответчику о признании его таковым не обращался.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеизложенных норм права районный суд пришел к правильному выводу об отказе в иске, поскольку указанная мера социальной поддержки предназначена лишь инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, истец же таковым не признан. Более того, в отсутствие данных о признании истца в установленном порядке малоимущим не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию во внеочередном порядке.
Доводы, на которые представитель истца Ш. - Ю. ссылается в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 05 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Ш. - Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)