Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.11.2016 ПО ДЕЛУ N 33-13277/2016

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является инвалидом, страдает хроническим затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями, его заболевание входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, но жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2016 г. по делу N 33-13277/2016


Судья: Байкова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Г.В.В.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 17 мая 2016 года
гражданское дело по иску Д.Е. к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения,
и, заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав объяснения представителя администрации города Н. Новгорода по доверенности К., Д.Е., его представителей по ордеру Кузовкова Д.С., по доверенности Д.Г.
установила:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указывая, что он является инвалидом <...> группы, страдает хроническим затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями. Заболевание истца входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Истец проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <...>, где совместно с ним проживают и состоят на регистрационном учете его бывшая супруга Д.Г.Н., дочь Ш.Т.Е., внуки Ш.Л.Д., <...> года рождения, Н.П.В., <...> года рождения, и Ш.Л.В., <...> года рождения. Занимаемая ими квартира является двухкомнатной, имеет общую площадь 38,1 кв. м и жилую площадь 28,1 кв. м.
Распоряжением Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 11.12.2015 г. N <...> истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, однако жильем не обеспечен.
Д.Е. просил суд обязать министерство социальной политики Нижегородской области предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 30 кв. м.
Определением суда от 07 апреля 2016 года произведена замена ненадлежащего ответчика - министерства социальной политики Нижегородской области на надлежащего - администрацию города Нижнего Новгорода.
В судебном заседании Д.Е., его представители на основании ордера - адвокат Кузовков Д.С. и по доверенности Д.Г. иск поддержали.
Представитель администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Г.В.В. иск не признала.
Представитель Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода по доверенности Г.В.А. с иском не согласилась.
Представитель министерства социальной политики Нижегородской области, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 17 мая 2016 года на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность предоставить Д.Е. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв. м с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации. В остальной части иска Д.Е. отказано.
В апелляционной жалобе представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Г.В.В. поставлен вопрос об отмене решение суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. Не соглашаясь с решением суда, заявитель указывает, что в занимаемом истцом жилом помещении проживает одна семья, а не несколько семей, как этого требует п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Также указывает, что денежные средства на обеспечение жильем администрации города Нижнего Новгорода не передавались. По мнению заявителя, администрация города Нижнего Новгорода является ненадлежащим ответчиком, поскольку обеспечение жильем истца относится к компетенции Правительства Нижегородской области.
От Д.Е. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения и несостоятельность доводов заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По правилам ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Жилые помещения по договорам социального найма по общему правилу предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе с тем в ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Д.Е. является инвалидом <...> группы бессрочно по общему заболеванию, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (л.д. 9, 23, 47).
Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 27.11.2015 г. N <...> Д.Е. с семьей из 1 человека признан малоимущим (л.д. 30, 32).
Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 11.12.2015 г. N <...> Д.Е. с семьей из 1 человека принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 16, 30-об.).
Из дела видно, что Д.Е. в собственности жилья не имеет, вместе с бывшей супругой Д.Г.Н., дочерью Ш.Т.Е., внуками Ш.Л.Д., Н.П.В., Ш.Л.В. проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире, находящейся в собственности Д.Г.Н., по адресу: <...> (л.д. 11, 15, 22, 34, 34-об. 35, 35-об., 36, 38, 40, 41, 42, 52, 73).
Установив, что до настоящего времени Д.Е. жильем не обеспечен, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить ему вне очереди на семью из одного человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв. м с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Оснований сомневаться в обоснованности данных выводов суда первой инстанции, вопреки утверждениям заявителя, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку материалами дела подтверждено, что Д.Е. в установленном порядке признан малоимущим и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, при этом решения органов местного самоуправления о признании истца малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях не отменены, в судебном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы администрации города Нижнего Новгорода о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Федерального закона при этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действительно, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" органы государственной власти Нижегородской области реализуют жилищную политику Нижегородской области путем законодательного регулирования жилищных отношений, осуществления правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в жилищной сфере, осуществления участия Нижегородской области в обеспечении граждан жильем, а также путем выделения средств областного бюджета для поддержки субъектов жилищной сферы и развития жилищной сферы в соответствии с настоящим Законом.
В силу ч. 3 ст. 3 названного Закона Нижегородской области органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии со своими полномочиями обеспечивают в установленном порядке предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области.
В ст. 4 названного Закона Нижегородской области также предусмотрено в качестве одной из форм финансирования в области жилищных отношений предоставление межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, участвующим в реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" отношения по наделению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений урегулированы Законом Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".
Данный Закон Нижегородской области предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года (п. 2 ч. 1 ст. 1).
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, при этом при исполнении переданных государственных полномочий они обязаны осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 4).
Устав города Нижнего Новгорода в ст. 9 устанавливает, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Нижегородской области, по вопросам, не отнесенным, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, при этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города, осуществляется за счет предоставляемых Нижнему Новгороду субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Нижегородской области, в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно ст. 41 Устава администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом города Нижнего Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области.
В соответствии с ч. 11 ст. 43 Устава администрация города Нижнего Новгорода обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством возложена именно на орган местного самоуправления - администрацию города Нижнего Новгорода.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении данного спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах.
В решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено, оно не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Г.В.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)