Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-12479/2017

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что лицо, в интересах которого подан иск, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Оно включено в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение вышеуказанному лицу в установленном порядке предоставлено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. по делу N 33-12479/2017


Судья: Грицык А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Сказочкина В.Н.,
при секретаре - А.,
с участием прокурора - Кушнирчук А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара - С. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 июля 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Советского района г. Самары - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. о. Самара, Департамент управления имуществом г. о. Самара предоставить К. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. м общей площади жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах К. к Администрации г. о. Самара, Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования следующим. К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г. о. Самара. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г. о. Самара предоставить К. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. м общей площади жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара С. просит решение суда отменить как необоснованное и неправомерное, постановленное при неправильном применении норм материального права. В жалобе ссылается на то, что Департамент управления имуществом г. о. Самара не нарушает прав К., истица состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. Не учтен объем субвенций, предоставляемых на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав истицу, заключение прокурора, считающего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что К., ДД.ММ.ГГГГ г. р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ одинокая мать истицы - ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери. Постановлением Главы Администрации Советского района N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном К. назначена ФИО2.
Согласно распоряжению первого заместителя Главы городского округа Самара от 18.01.2017 г. К. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по городскому округу Самара, в соответствии с датой подачи заявления 14.12.2016 г.
Истицы на праве собственности принадлежит ? доля в квартире по адресу: <адрес>.
К. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении, общей площадью 44, 2 кв. м, зарегистрированы вместе с истицей 4 человека.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда К. не предоставлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением К. жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением истицы, оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обусловлено достижением ею совершеннолетия.
В апелляционной жалобе автор просит указать, в каком порядке подлежит исполнение решение суда.
Согласно части 1 статьи 202 ГПК РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.
В соответствии с часть 1 ст. 433 ГПК РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Таким образом, с заявлением о разъяснении решения суда, неясности способа и порядка его исполнения, стороне надлежит обратиться в суд, принявший это решение.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции в качестве обоснования возражений на исковые требования, изложенные в отзыве.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара - С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)