Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Меньшиковой А.А., действующей на основании доверенности от 16.06.2015,
от ответчика Береснева Д.С., действующего на основании доверенности от 17.03.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.08.2015 по делу N А28-1715/2015, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройлес" (ИНН 4308004372, ОГРН 1154313000060)
об обязании внести изменения в договор аренды от 01.12.2008 N 5.35 путем заключения дополнительного соглашения,
департамент лесного хозяйства Кировской области, впоследствии Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент, Министерство) обратился в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Стройлес" (с 20.02.2015 правопреемником является ООО "Стройлес") (далее по тексту - ООО "Стройлес", ответчик, Общество) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.12.2008 N 5.35 путем заключения дополнительного соглашения.
На основании постановления Правительства Кировской области от 25.06.2015 N 45/335 наименование департамента лесного хозяйства Кировской области изменено на министерство лесного хозяйства Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.08.2015 в удовлетворении иска отказано.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью.
Истец сообщает, что на основании пункта 15 договора аренды N 5.35, в связи с внесением в проект освоения лесов изменений Департаментом разработан проект дополнительного соглашения N 4 к договору аренды N 5.35 с учетом изменений объемов заготовки древесины, лесовосстановительных и санитарных мероприятий. Поскольку арендатор в письме от 09.12.2014 N 110 с приложением протокола разногласий, сославшись на то, что применение среднего коэффициента превышения размера арендной платы в размере 1,975 не предусмотрено договором аренды N 5.35, полагает, что при истечении срока окупаемости проекта арендная плата подлежит корректировке с учетом размера применяемой льготы и коэффициента минимального размера арендной платы, установленного Правительством Российской Федерации.
Министерство настаивает на заключении дополнительного соглашения с включением пункта 6 (далее - спорный пункт) следующего содержания:
"На основании пункта 7 договора аренды, а также в соответствии с абзацем четвертым пункта 5 договора аренды срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса" по договору аренды установлен пять лет и семь месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.
В связи с истечением 28.07.2014 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", на основании пункта 1 (2) Постановления 310, пункта 7 договора аренды, с учетом сложившегося в Кировской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости проекта 1,975 размер арендной платы по договору аренды с 29.07.2014 составляет:
6.1. В период с 29.07.2014 по 31.12.2014 - 2 885 921 (два миллиона восемьсот восемьдесят пять тысяч девятьсот двадцать один) рубль 30 копеек.
Арендатор обязуется уплачивать арендную плату в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, с 29.07.2014 по 31.12.2014 в соответствии с таблицей 3 приложения N 3 к настоящему дополнительному соглашению.
6.2. В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 6 515 598 (шесть миллионов пятьсот пятнадцать тысяч пятьсот девяносто восемь) рублей 10 копеек.
Арендатор обязуется уплачивать арендную плату в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, с 01.01.2015 по 31.12.2015 в соответствии с таблицей 4 приложения N 3 к настоящему дополнительному соглашению.
6.3. С 01.01.2016-5 919 968 (пять миллионов девятьсот девятнадцать тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 90 копеек в год.
Арендатор обязуется уплачивать арендную плату в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, с 01.01.2016 в соответствии с таблицей 5 приложения N 3 к настоящему дополнительному соглашению." Также в апелляционной жалобе истец поясняет, что 1,975 - это средний коэффициент превышения размера арендной платы в Кировской области, который исчислен на основании отчетности формы 17-ОИП, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений - Федеральным агентством лесного хозяйства, на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта ООО "Стройлес".
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебных заседаниях апелляционного суда представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение необоснованным, представитель ответчика отклонил заявленные доводы, ответил на вопросы суда.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения настоящего дела, а также в связи с возникшей у сторон необходимостью в предоставлении времени для заключения спорного соглашения судебное заседание апелляционного суда откладывалось дважды до 03.12.2015 и 28.12.2015.
25.12.2015 от истца в суд апелляционной инстанции поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором сообщается, что Министерством 21.12.2015 направлялось в адрес Общества повторное письмо с предложением внести изменения в договор аренды путем заключения дополнительного соглашения, однако ответ от Общества не поступил.
В судебном заседании апелляционного суда 28.12.2015 стороны поддержали позиции по делу, ранее изложенные письменно.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 01.12.2008 между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности N 5.35 (далее - договор аренды), по условиям которого арендатору был предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 24 087 га, местоположение: на землях лесного фонда в Лукинском участковом лесничестве Даровского лесничества, кварталы 7, 8, 9, 10, 19, 20, 29, 31-35, 39-41, 47, 50-53, 58, 59, 66-68, 76-82, 86-92, 94-98, 101, 102, 104, 105 (пункты 1, 2 договора аренды).
Основанием для заключения договора в пункте 1 указаны Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.09.2008 N 155 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжение Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 297 "Об утверждении заявки ООО "Стройлес" на реализацию инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса" (далее - проект), распоряжение департамента лесного хозяйства Кировской области от 28.11.2008 N 386 "О предоставлении лесного участка в аренду для заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта".
В силу пункта 4 договора аренды лесной участок передан арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении N 3 к договору.
Срок окупаемости проекта по настоящему договору установлен 5 лет и семь месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта (абзац 4 пункта 5 договора аренды).
Согласно пункту 5 договора на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310) при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по настоящему договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлениям ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5. На момент подписания договора арендная плата составила 1 300 280 рублей в год.
Арендная плата взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора аренды.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия древесины и товарной структуры лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок, согласно проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке (пункте 7 договора).
При изменении в установленном органами государственной власти Российской Федерации порядке ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель направляет Арендатору заказным письмом уведомление, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для Арендатора (абзац 2 пункта 7 Договора). При этом за исключением случая, установленного в абзаце 2 пункта 7 настоящего договора, арендная плата может быть изменена дополнительным соглашением.
В соответствии с пунктом 14 договора аренды все изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме и подписываются (за исключением случая предусмотренного абзацем 2 пункта 7 настоящего Договора).
Согласно пункту 15 договора аренды внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в следующих случаях:
- - изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами);
- - на основании представленного Арендатором Арендодателю проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке и вносимых в установленном законодательством порядке в данный проект изменений;
- - после утверждения лесохозяйственного регламента Даровского лесничества.
Срок действия аренды установлен в пункте 20 договора: с даты его государственной регистрации по 01 января 2057 года.
01.12.2008 лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
29.12.2008 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационный N 43-43-01/591/2008-675.
В связи с тем, что договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, заключен не по результатам аукциона, стороны, руководствуясь частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", заключали дополнительные соглашения, зарегистрированные впоследствии Управлением кадастра и картографии Кировской области в установленном законом порядке, в том числе дополнительное соглашение N 1 от 16.03.2010 об уменьшении площади до 23 987 га, увеличении арендной платы до 1 618 002 рублей в год; дополнительное соглашение N 2 от 17.12.2010 об увеличении площади до 35 148 га, увеличении арендной платы до 2 296 539 рублей в год; дополнительное соглашение N 3 от 24.07.2012 (об уменьшении платы с 25.04.2011 до 1 962 020 рублей и увеличении арендной платы с 03.10.2012 до 2 666 561 рубля в год.
24.07.2012 путем заключения дополнительного соглашения N 3 стороны изменили пункт 7 договора аренды на основании пункта 1 (2) Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, который был введен в действие 20.06.2011 Постановлением Правительства РФ от 08.06.2011 N 450, следующим образом:
"Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы направляет Арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись, уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего Договора и обязательным для Арендатора, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
В случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
В случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Арендатор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации настоящего Договора до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
По окончании срока окупаемости проекта размер арендной платы по настоящему Договору за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В случаях, предусмотренных абзацами 4 и 5 настоящего пункта, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлениями Арендодателя в размере и с момента, указанных в соответствующем уведомлении".
Департамент, полагая, что в связи с окончанием срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта ООО "Стройлес" целесообразно заключить дополнительное соглашение N 4 об изменении с 29.07.2014 размера арендной платы, не достигнув в досудебном порядке согласования с ответчиком пункта 6 дополнительного соглашения, обратился в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В рассматриваемом споре в период арендных правоотношений разногласия между сторонами возникли относительно заключения дополнительного соглашения к договору, в котором обозначено изменение арендной платы в связи с истечением 28.07.2014 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", на основании пункта 1 (2) Постановления N 310, пункта 7 договора аренды, с учетом сложившегося в Кировской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости проекта 1,975.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключается без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятым заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419) к числу существенных условий договора аренды, заключаемого в порядке реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов, относится предмет договора, размер и порядок внесения арендной платы, срок окупаемости инвестиционного проекта.
Согласно пункту 1, 2, 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 1.1. названного Постановления Правительства при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности применяется коэффициент 0,5.
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 297 "Об утверждении заявки ООО "Стройлес" на реализацию инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", распоряжения Департамента от 28.11.2008 N 386 "О предоставлении лесного участка в аренду для заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта", а также в соответствии с пунктом 5 договора аренды при определении платы за аренду лесного участка в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлениям ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применен коэффициент 0,5; при этом срок окупаемости проекта установлен 5 лет и семь месяцев с момента начала реализации проекта.
Действительно, 28.07.2014 истек срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", при этом на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта ООО "Стройлес" сложившийся в Кировской области средний коэффициент превышения размера арендной платы, исчисленный на основании отчетности формы 17-ОИП, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений Федеральным агентством лесного хозяйства, составил 1,975.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что в ответ на проект дополнительного соглашения N 4 Общество направило в адрес Министерства протокол разногласий от 09.12.2014 (л.д. 124), согласно которому ЗАО "Стройлес" готово подписать дополнительное соглашение N 4 от 25.11.2014, исключив из него пункт 6, и считая необоснованным в этой связи подписание таблиц 3, 4, 5 Приложения N 3 к дополнительному соглашению.
Кроме того, в материалах дела имеется не подписанный Обществом протокол согласования разногласий без даты (л.д. 90-93), в котором истец настаивает на подписании спорного пункта дополнительного соглашения в предложенной Департаментом редакции. Как пояснили стороны в судебном заседании апелляционного суда, ЗАО "Стройлес" 29.01.2015 направил в адрес Департамента письмо (л.д. 95), в котором обозначило свою правовую позицию, что возникшие изменения в правоотношениях сторон и нормативно-правовом регулировании полностью урегулированы протоколом разногласий от 09.12.2014, отказавшись подписать протокол согласования разногласий.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при возникновении у сторон разногласий по конкретным условиям договора сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
В рассматриваемом споре Департамент, не достигнув в досудебном порядке согласования с ответчиком пункта 6 дополнительного соглашения N 4, обратился в суд с иском об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.12.2008 N 5.35 путем заключения дополнительного соглашения.
Вместе с тем, изменения в договор аренды в связи с окончанием срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта внесены сторонами при заключении сторонами дополнительного соглашения N 3, которым в пункт 7 договора аренды включены следующие абзацы: "...По окончании срока окупаемости проекта размер арендной платы по настоящему Договору за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В случаях, предусмотренных абзацами 4 и 5 настоящего пункта, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлениями Арендодателя в размере и с момента, указанных в соответствующем уведомлении".
Таким образом, спорное условие (пункт N 6 дополнительного соглашения N 4) арендатором согласовано с арендодателем путем заключения дополнительного соглашения N 3, действующего между сторонами и не признанного недействительным в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в удовлетворении требований истца об обязании заключить дополнительное соглашение N 4 в предложенной Министерством редакции следует отказать.
Более того, незаключение сторонами дополнительного соглашения N 4 с указанием на применение коэффициента превышения размера арендной платы - 1,975 и выполненными расчетами арендной платы с 29.07.2014 не лишает Министерство права направить Обществу уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое будет неотъемлемой частью настоящего Договора и обязательным для арендатора.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.08.2015 по делу N А28-1715/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2015 N 02АП-8823/2015 ПО ДЕЛУ N А28-1715/2015
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N А28-1715/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Меньшиковой А.А., действующей на основании доверенности от 16.06.2015,
от ответчика Береснева Д.С., действующего на основании доверенности от 17.03.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.08.2015 по делу N А28-1715/2015, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройлес" (ИНН 4308004372, ОГРН 1154313000060)
об обязании внести изменения в договор аренды от 01.12.2008 N 5.35 путем заключения дополнительного соглашения,
установил:
департамент лесного хозяйства Кировской области, впоследствии Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент, Министерство) обратился в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Стройлес" (с 20.02.2015 правопреемником является ООО "Стройлес") (далее по тексту - ООО "Стройлес", ответчик, Общество) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.12.2008 N 5.35 путем заключения дополнительного соглашения.
На основании постановления Правительства Кировской области от 25.06.2015 N 45/335 наименование департамента лесного хозяйства Кировской области изменено на министерство лесного хозяйства Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.08.2015 в удовлетворении иска отказано.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью.
Истец сообщает, что на основании пункта 15 договора аренды N 5.35, в связи с внесением в проект освоения лесов изменений Департаментом разработан проект дополнительного соглашения N 4 к договору аренды N 5.35 с учетом изменений объемов заготовки древесины, лесовосстановительных и санитарных мероприятий. Поскольку арендатор в письме от 09.12.2014 N 110 с приложением протокола разногласий, сославшись на то, что применение среднего коэффициента превышения размера арендной платы в размере 1,975 не предусмотрено договором аренды N 5.35, полагает, что при истечении срока окупаемости проекта арендная плата подлежит корректировке с учетом размера применяемой льготы и коэффициента минимального размера арендной платы, установленного Правительством Российской Федерации.
Министерство настаивает на заключении дополнительного соглашения с включением пункта 6 (далее - спорный пункт) следующего содержания:
"На основании пункта 7 договора аренды, а также в соответствии с абзацем четвертым пункта 5 договора аренды срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса" по договору аренды установлен пять лет и семь месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.
В связи с истечением 28.07.2014 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", на основании пункта 1 (2) Постановления 310, пункта 7 договора аренды, с учетом сложившегося в Кировской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости проекта 1,975 размер арендной платы по договору аренды с 29.07.2014 составляет:
6.1. В период с 29.07.2014 по 31.12.2014 - 2 885 921 (два миллиона восемьсот восемьдесят пять тысяч девятьсот двадцать один) рубль 30 копеек.
Арендатор обязуется уплачивать арендную плату в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, с 29.07.2014 по 31.12.2014 в соответствии с таблицей 3 приложения N 3 к настоящему дополнительному соглашению.
6.2. В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 6 515 598 (шесть миллионов пятьсот пятнадцать тысяч пятьсот девяносто восемь) рублей 10 копеек.
Арендатор обязуется уплачивать арендную плату в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, с 01.01.2015 по 31.12.2015 в соответствии с таблицей 4 приложения N 3 к настоящему дополнительному соглашению.
6.3. С 01.01.2016-5 919 968 (пять миллионов девятьсот девятнадцать тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 90 копеек в год.
Арендатор обязуется уплачивать арендную плату в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, с 01.01.2016 в соответствии с таблицей 5 приложения N 3 к настоящему дополнительному соглашению." Также в апелляционной жалобе истец поясняет, что 1,975 - это средний коэффициент превышения размера арендной платы в Кировской области, который исчислен на основании отчетности формы 17-ОИП, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений - Федеральным агентством лесного хозяйства, на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта ООО "Стройлес".
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебных заседаниях апелляционного суда представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение необоснованным, представитель ответчика отклонил заявленные доводы, ответил на вопросы суда.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения настоящего дела, а также в связи с возникшей у сторон необходимостью в предоставлении времени для заключения спорного соглашения судебное заседание апелляционного суда откладывалось дважды до 03.12.2015 и 28.12.2015.
25.12.2015 от истца в суд апелляционной инстанции поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором сообщается, что Министерством 21.12.2015 направлялось в адрес Общества повторное письмо с предложением внести изменения в договор аренды путем заключения дополнительного соглашения, однако ответ от Общества не поступил.
В судебном заседании апелляционного суда 28.12.2015 стороны поддержали позиции по делу, ранее изложенные письменно.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 01.12.2008 между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности N 5.35 (далее - договор аренды), по условиям которого арендатору был предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 24 087 га, местоположение: на землях лесного фонда в Лукинском участковом лесничестве Даровского лесничества, кварталы 7, 8, 9, 10, 19, 20, 29, 31-35, 39-41, 47, 50-53, 58, 59, 66-68, 76-82, 86-92, 94-98, 101, 102, 104, 105 (пункты 1, 2 договора аренды).
Основанием для заключения договора в пункте 1 указаны Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.09.2008 N 155 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжение Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 297 "Об утверждении заявки ООО "Стройлес" на реализацию инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса" (далее - проект), распоряжение департамента лесного хозяйства Кировской области от 28.11.2008 N 386 "О предоставлении лесного участка в аренду для заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта".
В силу пункта 4 договора аренды лесной участок передан арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении N 3 к договору.
Срок окупаемости проекта по настоящему договору установлен 5 лет и семь месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта (абзац 4 пункта 5 договора аренды).
Согласно пункту 5 договора на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310) при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по настоящему договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлениям ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5. На момент подписания договора арендная плата составила 1 300 280 рублей в год.
Арендная плата взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора аренды.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия древесины и товарной структуры лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок, согласно проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке (пункте 7 договора).
При изменении в установленном органами государственной власти Российской Федерации порядке ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель направляет Арендатору заказным письмом уведомление, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для Арендатора (абзац 2 пункта 7 Договора). При этом за исключением случая, установленного в абзаце 2 пункта 7 настоящего договора, арендная плата может быть изменена дополнительным соглашением.
В соответствии с пунктом 14 договора аренды все изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме и подписываются (за исключением случая предусмотренного абзацем 2 пункта 7 настоящего Договора).
Согласно пункту 15 договора аренды внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в следующих случаях:
- - изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами);
- - на основании представленного Арендатором Арендодателю проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке и вносимых в установленном законодательством порядке в данный проект изменений;
- - после утверждения лесохозяйственного регламента Даровского лесничества.
Срок действия аренды установлен в пункте 20 договора: с даты его государственной регистрации по 01 января 2057 года.
01.12.2008 лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
29.12.2008 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационный N 43-43-01/591/2008-675.
В связи с тем, что договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, заключен не по результатам аукциона, стороны, руководствуясь частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", заключали дополнительные соглашения, зарегистрированные впоследствии Управлением кадастра и картографии Кировской области в установленном законом порядке, в том числе дополнительное соглашение N 1 от 16.03.2010 об уменьшении площади до 23 987 га, увеличении арендной платы до 1 618 002 рублей в год; дополнительное соглашение N 2 от 17.12.2010 об увеличении площади до 35 148 га, увеличении арендной платы до 2 296 539 рублей в год; дополнительное соглашение N 3 от 24.07.2012 (об уменьшении платы с 25.04.2011 до 1 962 020 рублей и увеличении арендной платы с 03.10.2012 до 2 666 561 рубля в год.
24.07.2012 путем заключения дополнительного соглашения N 3 стороны изменили пункт 7 договора аренды на основании пункта 1 (2) Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, который был введен в действие 20.06.2011 Постановлением Правительства РФ от 08.06.2011 N 450, следующим образом:
"Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы направляет Арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись, уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего Договора и обязательным для Арендатора, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
В случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
В случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Арендатор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации настоящего Договора до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
По окончании срока окупаемости проекта размер арендной платы по настоящему Договору за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В случаях, предусмотренных абзацами 4 и 5 настоящего пункта, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлениями Арендодателя в размере и с момента, указанных в соответствующем уведомлении".
Департамент, полагая, что в связи с окончанием срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта ООО "Стройлес" целесообразно заключить дополнительное соглашение N 4 об изменении с 29.07.2014 размера арендной платы, не достигнув в досудебном порядке согласования с ответчиком пункта 6 дополнительного соглашения, обратился в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В рассматриваемом споре в период арендных правоотношений разногласия между сторонами возникли относительно заключения дополнительного соглашения к договору, в котором обозначено изменение арендной платы в связи с истечением 28.07.2014 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", на основании пункта 1 (2) Постановления N 310, пункта 7 договора аренды, с учетом сложившегося в Кировской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости проекта 1,975.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключается без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятым заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419) к числу существенных условий договора аренды, заключаемого в порядке реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов, относится предмет договора, размер и порядок внесения арендной платы, срок окупаемости инвестиционного проекта.
Согласно пункту 1, 2, 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 1.1. названного Постановления Правительства при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности применяется коэффициент 0,5.
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 297 "Об утверждении заявки ООО "Стройлес" на реализацию инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", распоряжения Департамента от 28.11.2008 N 386 "О предоставлении лесного участка в аренду для заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта", а также в соответствии с пунктом 5 договора аренды при определении платы за аренду лесного участка в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлениям ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применен коэффициент 0,5; при этом срок окупаемости проекта установлен 5 лет и семь месяцев с момента начала реализации проекта.
Действительно, 28.07.2014 истек срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта "Организация лесозаготовок и комплексной переработки древесины: создание производства по изготовлению деревянных домов из клееного бруса", при этом на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта ООО "Стройлес" сложившийся в Кировской области средний коэффициент превышения размера арендной платы, исчисленный на основании отчетности формы 17-ОИП, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений Федеральным агентством лесного хозяйства, составил 1,975.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что в ответ на проект дополнительного соглашения N 4 Общество направило в адрес Министерства протокол разногласий от 09.12.2014 (л.д. 124), согласно которому ЗАО "Стройлес" готово подписать дополнительное соглашение N 4 от 25.11.2014, исключив из него пункт 6, и считая необоснованным в этой связи подписание таблиц 3, 4, 5 Приложения N 3 к дополнительному соглашению.
Кроме того, в материалах дела имеется не подписанный Обществом протокол согласования разногласий без даты (л.д. 90-93), в котором истец настаивает на подписании спорного пункта дополнительного соглашения в предложенной Департаментом редакции. Как пояснили стороны в судебном заседании апелляционного суда, ЗАО "Стройлес" 29.01.2015 направил в адрес Департамента письмо (л.д. 95), в котором обозначило свою правовую позицию, что возникшие изменения в правоотношениях сторон и нормативно-правовом регулировании полностью урегулированы протоколом разногласий от 09.12.2014, отказавшись подписать протокол согласования разногласий.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при возникновении у сторон разногласий по конкретным условиям договора сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
В рассматриваемом споре Департамент, не достигнув в досудебном порядке согласования с ответчиком пункта 6 дополнительного соглашения N 4, обратился в суд с иском об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.12.2008 N 5.35 путем заключения дополнительного соглашения.
Вместе с тем, изменения в договор аренды в связи с окончанием срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта внесены сторонами при заключении сторонами дополнительного соглашения N 3, которым в пункт 7 договора аренды включены следующие абзацы: "...По окончании срока окупаемости проекта размер арендной платы по настоящему Договору за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В случаях, предусмотренных абзацами 4 и 5 настоящего пункта, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлениями Арендодателя в размере и с момента, указанных в соответствующем уведомлении".
Таким образом, спорное условие (пункт N 6 дополнительного соглашения N 4) арендатором согласовано с арендодателем путем заключения дополнительного соглашения N 3, действующего между сторонами и не признанного недействительным в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в удовлетворении требований истца об обязании заключить дополнительное соглашение N 4 в предложенной Министерством редакции следует отказать.
Более того, незаключение сторонами дополнительного соглашения N 4 с указанием на применение коэффициента превышения размера арендной платы - 1,975 и выполненными расчетами арендной платы с 29.07.2014 не лишает Министерство права направить Обществу уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое будет неотъемлемой частью настоящего Договора и обязательным для арендатора.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.08.2015 по делу N А28-1715/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.М.ПОЛЯШОВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)