Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шабалина И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой Н.В.
судей Петуховой Е.В., Кузнецовой Г.Ю.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 2 марта 2016 года г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 ноября 2015 года, которым постановлено:
возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить К.М., дата рождения, на территории пгт. Октябрьский Октябрьского района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения К.М., судебная коллегия
установила:
К.М. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить К.М. на территории пгт Октябрьский Октябрьского района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В обоснование заявленных требований указала на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, до настоящего времени ответчиком ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлено.
Ее родители: Г. и Д. лишены родительских прав в отношении нее на основании решения суда от 03.04.2006 г., отец умер <...> г. Проживала в с. <...> в частном доме. По окончании школы переехала в поселок Октябрьский. Она (Д.) вышла замуж, ей присвоена фамилия К., и прописалась к мужу, проживала у него. Сейчас они с мужем снимают квартиру. Считает своим постоянным местом жительства - территорию поселка Октябрьский. Имеет сына. Жилое помещение до настоящего времени из спецжилфонда ей не предоставлено. У ее отца был дом, который сгорел, жить в нем невозможно.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик - Правительство Пермского края, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направило в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Пермского края, просило в удовлетворении иска отказать (л.д. 66-67).
Ответчик - Министерство социального развития Пермского края просило рассмотреть дело без участия своего представителя, на доводах, приведенных в возражениях правительства Пермского края, настаивало в полном объеме (л.д. 70).
Третьи лица - Межрайонное территориальное управление N 4 Министерства социального развития Пермского края, ГКУ Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края", КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 27, 36, 39, 63).
Межрайонное территориальное управление N 4 Министерства социального развития Пермского края просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило отзыв на исковое заявление К.М. (л.д. 49).
ГКУ Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 65).
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.
Правительство Пермского края со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приводит довод о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истицы К.М. на предоставление жилья территорией пгт Октябрьский Октябрьского района Пермского края не основано на действующем законодательстве.
Далее заявитель указывает, что законодательство, регулирующее спорные правоотношения, предусматривает предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список.
В суде апелляционной инстанции К.М. возражала против отмены решения суда. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. От Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец Д. родилась <...> года, т.е. на дату обращения с иском в суд достигла 18-летнего возраста.
Родителями истца являются: Д. и Г. (л.д. 14, 52 - копия свидетельства о рождении).
Отец Д. решением Октябрьского районного суда Пермской области от 03.04.2006 года лишен родительских прав (л.д. 11-12, 52-54), умер <...> года (л.д. 13 - копия свидетельства о смерти). Мать Г. решением Октябрьского районного суда Пермской области от 03.04.2006 года лишена родительских прав (л.д. 11-12, 52-54).
28.05.2006 г. Д., Г1., Г2. поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения в Октябрьском муниципальном районе (л.д. 55-56).
Постановлением главы администрации Октябрьского района Пермской области от 29.05.2006 N <...> создана приемная семья супругов Л., проживающих в с. <...>, взяты на воспитание несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, Д., Г1., Г2. (л.д. 54, оборот).
С 25.10.1997 г. Д. зарегистрирована по адресу: <...> (л.д. 51, оборот, л.д. 56, оборот). Согласно справке ОНД по Октябрьскому муниципальному району 23.05.2006 года произошел пожар в доме, принадлежащем Д., по адресу: <...>, в результате которого огнем уничтожен жилой дом и надворные постройки (л.д. 59).
Д. в период с 11 апреля 2014 года по 31 августа 2015 года зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <...> (л.д. 6-8 - домовая книга; л.д. 10 - свидетельство о регистрации по месту пребывания).
26.06.2015 г. между К. и Д. заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия К. (л.д. 15 - копия свидетельства о заключении брака).
С 22.07.2015 г. К.М. зарегистрирована по адресу: <...> (л.д. 9 - копия паспорта). По данному адресу также на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 01.06.2012 г. фактически проживают: наниматель К1. (с 22.01.2001 г.), члены семьи: жена К2. (с 22.01.2001 г.), дочь К3. (с 22.01.2001 г.), сын К. (с 22.01.2001 г.), дочь К4. (с 03.09.2004 г.), внук К5. (с 27.07.2015 г.). Правообладателем трехкомнатной квартиры, площадью 85,6 кв. м, по адресу: <...>, является ООО "Газпром трансгаз Чайковский" (л.д. 16-19 - копия договора; л.д. 20-23 - копия тех. паспорта на квартиру; л.д. 40 - выписка из ЕГРП; л.д. 42-47 - копии карточек регистрации).
В настоящее время К.М. является студентом 1 курса по профессии (специальности) продавец, контроллер-кассир" в ГАПОУ <...>" (л.д. 60 - справка).
На основании заявления Л. (л.д. 51) принято решение комиссии межрайонного территориального управления N 4 Министерства социального развития Пермского края отдел по Октябрьскому муниципальному району по оказанию мер по оказанию мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 31.05.2013 года (протокол N <...>) номер учетного дела N <...>, согласно которого К.М., <...> года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 60, оборот).
Права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют, в собственности жилых помещений у нее нет, что подтверждается сведениями регистрирующих органов. По данным ГУП "ЦТИ Пермского края" К. (Д.) не имеет недвижимости, принадлежащей ей на праве собственности (л.д. 35). По данным архива Октябрьского отдела Чернушинского филиала ГУП "ЦТИ" К. (Д.) не имеет на праве личной собственности квартиры и частного домовладения, находящегося в п. Октябрьский и Октябрьском районе (л.д. 24, 57). Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах К. (Д.) на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д. 25, 41, 57 оборот, 58 оборот, 59 оборот).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, учитывая, что К.М., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что К.М. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что К.М. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет.
При этом, не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией пгт Октябрьский не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, в названном Постановлении указано на то, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Местом жительства К.М. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является пгт Октябрьский.
Невозможность предоставления истцу жилого помещения по месту его жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению К.М. жилого помещения на территории пгт Октябрьский требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Кроме того, ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 названного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств.
С учетом изложенного судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления истцу жилого помещения в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1962/2016
Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. по делу N 33-1962
Судья Шабалина И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой Н.В.
судей Петуховой Е.В., Кузнецовой Г.Ю.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 2 марта 2016 года г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 ноября 2015 года, которым постановлено:
возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить К.М., дата рождения, на территории пгт. Октябрьский Октябрьского района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения К.М., судебная коллегия
установила:
К.М. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить К.М. на территории пгт Октябрьский Октябрьского района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В обоснование заявленных требований указала на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, до настоящего времени ответчиком ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлено.
Ее родители: Г. и Д. лишены родительских прав в отношении нее на основании решения суда от 03.04.2006 г., отец умер <...> г. Проживала в с. <...> в частном доме. По окончании школы переехала в поселок Октябрьский. Она (Д.) вышла замуж, ей присвоена фамилия К., и прописалась к мужу, проживала у него. Сейчас они с мужем снимают квартиру. Считает своим постоянным местом жительства - территорию поселка Октябрьский. Имеет сына. Жилое помещение до настоящего времени из спецжилфонда ей не предоставлено. У ее отца был дом, который сгорел, жить в нем невозможно.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик - Правительство Пермского края, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направило в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Пермского края, просило в удовлетворении иска отказать (л.д. 66-67).
Ответчик - Министерство социального развития Пермского края просило рассмотреть дело без участия своего представителя, на доводах, приведенных в возражениях правительства Пермского края, настаивало в полном объеме (л.д. 70).
Третьи лица - Межрайонное территориальное управление N 4 Министерства социального развития Пермского края, ГКУ Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края", КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 27, 36, 39, 63).
Межрайонное территориальное управление N 4 Министерства социального развития Пермского края просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило отзыв на исковое заявление К.М. (л.д. 49).
ГКУ Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 65).
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.
Правительство Пермского края со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приводит довод о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истицы К.М. на предоставление жилья территорией пгт Октябрьский Октябрьского района Пермского края не основано на действующем законодательстве.
Далее заявитель указывает, что законодательство, регулирующее спорные правоотношения, предусматривает предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список.
В суде апелляционной инстанции К.М. возражала против отмены решения суда. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. От Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец Д. родилась <...> года, т.е. на дату обращения с иском в суд достигла 18-летнего возраста.
Родителями истца являются: Д. и Г. (л.д. 14, 52 - копия свидетельства о рождении).
Отец Д. решением Октябрьского районного суда Пермской области от 03.04.2006 года лишен родительских прав (л.д. 11-12, 52-54), умер <...> года (л.д. 13 - копия свидетельства о смерти). Мать Г. решением Октябрьского районного суда Пермской области от 03.04.2006 года лишена родительских прав (л.д. 11-12, 52-54).
28.05.2006 г. Д., Г1., Г2. поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения в Октябрьском муниципальном районе (л.д. 55-56).
Постановлением главы администрации Октябрьского района Пермской области от 29.05.2006 N <...> создана приемная семья супругов Л., проживающих в с. <...>, взяты на воспитание несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, Д., Г1., Г2. (л.д. 54, оборот).
С 25.10.1997 г. Д. зарегистрирована по адресу: <...> (л.д. 51, оборот, л.д. 56, оборот). Согласно справке ОНД по Октябрьскому муниципальному району 23.05.2006 года произошел пожар в доме, принадлежащем Д., по адресу: <...>, в результате которого огнем уничтожен жилой дом и надворные постройки (л.д. 59).
Д. в период с 11 апреля 2014 года по 31 августа 2015 года зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <...> (л.д. 6-8 - домовая книга; л.д. 10 - свидетельство о регистрации по месту пребывания).
26.06.2015 г. между К. и Д. заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия К. (л.д. 15 - копия свидетельства о заключении брака).
С 22.07.2015 г. К.М. зарегистрирована по адресу: <...> (л.д. 9 - копия паспорта). По данному адресу также на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 01.06.2012 г. фактически проживают: наниматель К1. (с 22.01.2001 г.), члены семьи: жена К2. (с 22.01.2001 г.), дочь К3. (с 22.01.2001 г.), сын К. (с 22.01.2001 г.), дочь К4. (с 03.09.2004 г.), внук К5. (с 27.07.2015 г.). Правообладателем трехкомнатной квартиры, площадью 85,6 кв. м, по адресу: <...>, является ООО "Газпром трансгаз Чайковский" (л.д. 16-19 - копия договора; л.д. 20-23 - копия тех. паспорта на квартиру; л.д. 40 - выписка из ЕГРП; л.д. 42-47 - копии карточек регистрации).
В настоящее время К.М. является студентом 1 курса по профессии (специальности) продавец, контроллер-кассир" в ГАПОУ <...>" (л.д. 60 - справка).
На основании заявления Л. (л.д. 51) принято решение комиссии межрайонного территориального управления N 4 Министерства социального развития Пермского края отдел по Октябрьскому муниципальному району по оказанию мер по оказанию мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 31.05.2013 года (протокол N <...>) номер учетного дела N <...>, согласно которого К.М., <...> года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 60, оборот).
Права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют, в собственности жилых помещений у нее нет, что подтверждается сведениями регистрирующих органов. По данным ГУП "ЦТИ Пермского края" К. (Д.) не имеет недвижимости, принадлежащей ей на праве собственности (л.д. 35). По данным архива Октябрьского отдела Чернушинского филиала ГУП "ЦТИ" К. (Д.) не имеет на праве личной собственности квартиры и частного домовладения, находящегося в п. Октябрьский и Октябрьском районе (л.д. 24, 57). Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах К. (Д.) на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д. 25, 41, 57 оборот, 58 оборот, 59 оборот).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, учитывая, что К.М., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что К.М. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что К.М. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет.
При этом, не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией пгт Октябрьский не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, в названном Постановлении указано на то, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Местом жительства К.М. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является пгт Октябрьский.
Невозможность предоставления истцу жилого помещения по месту его жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению К.М. жилого помещения на территории пгт Октябрьский требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Кроме того, ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 названного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств.
С учетом изложенного судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления истцу жилого помещения в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)