Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4601/2016

Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заключением соответствующего договора.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности не имеет, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего момента жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. по делу N 33-4601


14 июля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе
председательствующего судьи Квасовой О.А.,
судей Авдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,
при секретаре П., -
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В. гражданское дело по иску Н. ФИО12 к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заключением договора найма жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ДИЗО по Воронежской области по доверенности З.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 02 марта 2016 года

установила:

Н.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей жилого специализированного помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Воронежа, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из норм жилой площади по договору социального найма, обязать ДИЗО Воронежской области заключить договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
В обоснование иска указала, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности не имеет, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего момента жильем не обеспечена (л.д. 4-5).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 02 марта 2016 года исковые требования Н.Н. к ответчикам удовлетворены (л.д. 31, 32-33).
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности З.
просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, отказав Н.Н. в удовлетворении требований (л.д. 39-42).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования Н.Н., суд первой инстанции правильно установил характер возникших между сторонами спорных правоотношений и применил закон, подлежащий применению.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Материалами дела подтверждается, что Н.Н. осталась без попечения родителей. На основании свидетельства об установлении отцовства от 20.02.1990 г. <...>, Н.М. признан отцом В.Н. (Н.), родившейся у гражданки В.Г. 05.02.1990 г. (л.д. 26).
Согласно свидетельства о рождении от 20.02.1990 г. родителями Н.Н. являются Н.М. и В.Г. (л.д. 22).
Н.М. (отец истицы) умер 23.03.1999 г., что подтверждается копией свидетельством о смерти от 12.11.2002 г. (л.д. 23).
В.Г. (мать истицы) умерла 27.10.2002 г., что подтверждается копией свидетельства о смерти от 30.10.2002 г. (л.д. 24).
В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 20.12.2012 г. N 4769/ОД, а также приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 17.03.2015 г. N 405/ОД истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, с составом семьи 2 человека (она и дочь <данные изъяты> рождения (л.д. 6-7).
Законом Воронежской области от 20.11.2007 года N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" регулируются правоотношения по принятию на учет, ведению учета, формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, и предоставлению им жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 4 ст. 21.1. Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 г. N 1476/ОД в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.
Этим же приказом отделу предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента поручено обеспечить: принятие на учет указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений; ведение учета, в том числе, ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявших на учете и не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями; ежегодное формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, для обеспечения их жилыми помещениями в текущем году; взаимодействие с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области путем направления копий приказов департамента труда и социального развития Воронежской области о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений конкретным получателям жилья для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Н.Н. не имеет. Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость истицы в жилом помещении. Судом правомерно установлено, что Н.Н. специализированным жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
В апелляционной жалобе ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 23 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Воронежской области.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи, с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ДИЗО по Воронежской области по доверенности З., - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)