Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем грубо нарушены его права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гаиткуловой Ф.С., Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфы РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 02 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района РБ обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию г. Уфы РБ предоставить Б. как сироте благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, обосновывая его тем, что Б., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Оба родителя Б. решением... районного суда г. Уфы РБ от... года лишены родительских прав в отношении Б. С... г. Б. состоял на учете в органе опеки и попечительства отдела образования администрации... района г. Уфы на основании постановления главы администрации... района г. Уфы РБ от... года, над ним установлена опека, опекуном назначен дедушка - Б.С... по... года Б. проходил военную службы по призыву. Распоряжением главы администрации района от... года N... на основании заявления Б.Э.Ф., он и члены его семьи, в том числе, Б. признаны малоимущими и приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от... года вынесено решение о возложении обязанности на администрацию... района г. Уфы РБ поставить Б. на учет на получение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации от... года N... Б. поставлен на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Вместе с тем, Б. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем грубо нарушены его права.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 02 июня 2016 года исковые требования прокурора в интересах Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация г. Уфы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку суд не учел, что Б. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно действующего законодательства предоставление жилых помещений лицам указанной категории возложено на органы исполнительной власти субъекта РФ. Согласно Постановления Правительства РБ от... года N... таковым является Министерство земельных и имущественных отношений совместно с Госстроем Республики Башкортостан.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Х., представляющую интересы администрации г. Уфы, И., представляющего интересы администрации... района г. Уфы, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания, в том числе, образовательных организациях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения указанным лицам необоснован.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Б., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Оба родителя Б. решением... районного суда г. Уфы РБ от... года лишены родительских прав в отношении Б. С... г. Б. состоял на учете в органе опеки и попечительства отдела образования администрации... района г. Уфы на основании постановления главы администрации... района г. Уфы РБ от... года, над ним установлена опека, опекуном назначен дедушка - Б.С... года по... года Б. проходил военную службы по призыву. Распоряжением главы администрации района от... года N... на основании заявления Б.Э.Ф., он и члены его семьи, в том числе, Б. признаны малоимущими и приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от... года вынесено решение о возложении обязанности на администрацию... района г. Уфы РБ поставить Б. на учет на получение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации от... года N... Б. поставлен на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Вместе с тем, Б. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем грубо нарушены его права.
Удовлетворяя требования, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Б. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию г. Уфы РБ.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, не состоятелен.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации г. Уфы РБ.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Не могут послужить основанием для отмены решения суда ссылка представителя подателя жалобы на ответ... линейного управления МВД России от... года, где сообщается о гибели... года Б. в результате несчастного случая, поскольку этот ответ представлен в ксерокопии. В любом случае, указанный ответ нельзя отнести к предусмотренному законом официальному документу, подтверждающему гибель Б. В случае получения официального документа, подтверждающего гибель Б., администрация г. Уфы вправе обратиться в суд первой инстанции об отмене исследуемого решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 02 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Уфы без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 02.11.2016 N 33-22020/2016
Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем грубо нарушены его права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гаиткуловой Ф.С., Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфы РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 02 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района РБ обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию г. Уфы РБ предоставить Б. как сироте благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, обосновывая его тем, что Б., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Оба родителя Б. решением... районного суда г. Уфы РБ от... года лишены родительских прав в отношении Б. С... г. Б. состоял на учете в органе опеки и попечительства отдела образования администрации... района г. Уфы на основании постановления главы администрации... района г. Уфы РБ от... года, над ним установлена опека, опекуном назначен дедушка - Б.С... по... года Б. проходил военную службы по призыву. Распоряжением главы администрации района от... года N... на основании заявления Б.Э.Ф., он и члены его семьи, в том числе, Б. признаны малоимущими и приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от... года вынесено решение о возложении обязанности на администрацию... района г. Уфы РБ поставить Б. на учет на получение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации от... года N... Б. поставлен на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Вместе с тем, Б. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем грубо нарушены его права.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 02 июня 2016 года исковые требования прокурора в интересах Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация г. Уфы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку суд не учел, что Б. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно действующего законодательства предоставление жилых помещений лицам указанной категории возложено на органы исполнительной власти субъекта РФ. Согласно Постановления Правительства РБ от... года N... таковым является Министерство земельных и имущественных отношений совместно с Госстроем Республики Башкортостан.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Х., представляющую интересы администрации г. Уфы, И., представляющего интересы администрации... района г. Уфы, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания, в том числе, образовательных организациях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения указанным лицам необоснован.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Б., ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Оба родителя Б. решением... районного суда г. Уфы РБ от... года лишены родительских прав в отношении Б. С... г. Б. состоял на учете в органе опеки и попечительства отдела образования администрации... района г. Уфы на основании постановления главы администрации... района г. Уфы РБ от... года, над ним установлена опека, опекуном назначен дедушка - Б.С... года по... года Б. проходил военную службы по призыву. Распоряжением главы администрации района от... года N... на основании заявления Б.Э.Ф., он и члены его семьи, в том числе, Б. признаны малоимущими и приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от... года вынесено решение о возложении обязанности на администрацию... района г. Уфы РБ поставить Б. на учет на получение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации от... года N... Б. поставлен на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Вместе с тем, Б. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем грубо нарушены его права.
Удовлетворяя требования, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Б. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию г. Уфы РБ.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, не состоятелен.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации г. Уфы РБ.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Не могут послужить основанием для отмены решения суда ссылка представителя подателя жалобы на ответ... линейного управления МВД России от... года, где сообщается о гибели... года Б. в результате несчастного случая, поскольку этот ответ представлен в ксерокопии. В любом случае, указанный ответ нельзя отнести к предусмотренному законом официальному документу, подтверждающему гибель Б. В случае получения официального документа, подтверждающего гибель Б., администрация г. Уфы вправе обратиться в суд первой инстанции об отмене исследуемого решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 02 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Уфы без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
Р.Р.НУРМУХАМЕТОВА
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
Р.Р.НУРМУХАМЕТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)