Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4590/2017

Требование: О включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что администрация детского дома должна была принять меры по постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако при выпуске из детского дома ему стало известно, что он не включен в список.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-4590


Председательствующий: Щеглаков Г.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Астапчук Р.В. и Рассказовой Г.В.
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 июля 2017 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе С. на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым С. в удовлетворении исковых требований к Министерству образования Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия

установила:

С. обратился с иском к Министерству образования Омской области, указывая, что он родился <...>. Его мать, <...> Н.И., умерла, отец, <...> К.Н., <...> г. Любинским районным судом Омской области приговорен к лишению свободы на срок <...> С <...> года находился на полном государственном обеспечении в <...> детском доме. Полагал, что администрация детского дома должна была принять меры по постановке его на учет, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако при выпуске из детского дома ему стало известно, что он не включен в список. Впоследствии, при обращении в Министерство образования Омской области, в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения истцу было отказано со ссылкой на то, что он уже достиг возраста 23 лет. Просил включить его в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика участия в рассмотрении дела не принимал. В отзыве иск не признал, указывая, что реализация права на получение жилого помещения ребенком - сиротой носит заявительный характер. Обращение должно последовать до достижения возраста 23 лет. Истец впервые обратился за предоставлением жилого помещения в возрасте <...>.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе С. просит решение отменить. Считает, что не был поставлен на учет по уважительной причине, вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами опеки и попечительства, а также администрацией учреждения, в котором он находился на воспитании. Суд не учел, что в возрасте до 23 лет истец самостоятельно предпринимал меры по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав С., судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что С. родился <...> Мать <...> Н.И. умерла <...>, отец С. осужден приговором Любинского районного суда Омской области от <...> к наказанию в виде лишения свободы сроком <...>. Решением Тюкалинского городского Совета народных депутатов от <...> несовершеннолетний С. определен в детский дом. Согласно справке, выданной <...>, С. жилой площади не имеет.
<...> на заявление С. о предоставлении информации о включении его в список граждан из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, письмом Управления образования Администрации Любинского муниципального района Омской области истцу указано на невозможность включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Омской области, в связи с тем, что он утратил статус лица из числа детей-сирот, достигнув возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении требований о включении истца в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, суд обоснованно согласился с доводами ответчика.
01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Доказательств того, что С. в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, им не представлено.
Из пояснений истца следует, что в <...> году он обращался в отдел образования Администрации Любинского района по вопросу постановки на льготную очередь для получения жилья. Однако какой-либо информации о постановке его на очередь не получил.
Подтверждением своих доводов истец считает запрос инспектора по охране прав детства от <...> г. о представлении документов для постановки истца на учет для получения жилья по льготной очереди. Однако данных о том, в связи с чем, был сделан данный запрос, истцом не представлено. Не имеется сведений об обращении истца с заявлением о постановке на учет, нуждающихся в жилом помещении, о результатах рассмотрения его заявления, если таковое имело место. На учете истец до настоящего времени не стоит. В дальнейшем, как следует из пояснений истца, с вопросом о предоставлении жилья он куда-либо не обращался до декабря 2016 года. На момент обращения в суд истцу исполнился <...>. Согласно его пояснениям о наличии у него права на предоставление жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ему было известно еще в период нахождения в детском доме. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших обращению истца в компетентные органы с указанным заявлением после выпуска из детского дома, им не представлено. Обращение в суд последовало лишь <...>, спустя 18 лет после достижения истцом возраста, позволяющего поставить его на учет в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья.
Поскольку до достижения 23 лет С. не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления истцу жилого помещения не имеется.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)