Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-8138/2017

Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма как больная с заразной формой туберкулеза. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно. До настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N 33-8138


Строка N 093г

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей - Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску Г. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа
от 09 августа 2017 года
(судья райсуда Лисицкая Н.В.),

установила:

Г. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованиями о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, указав, что с 14.11.2016 года она была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма, как больной с заразной формой туберкулеза. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, в связи с чем, уточнив исковые требования, истец просила обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, как больному заразной формы туберкулеза, вне очереди, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ней договор социального найма жилого помещения на основании принятого Департаментом социальной защиты Воронежской области решения, площадью не ниже нормы предоставления.
Решением Ленинского районного суда г. Воронеж от 09.08.2017 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 47, 48-53).
В апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом заявитель указал, что судом первой инстанции не приняты во внимание пояснения ответчиков об отсутствии в настоящее время свободных жилых помещений, при этом суд указал, что данные доводы не основаны на законе, противоречат требованиям федерального законодательства, в силу которого обеспечение вне очереди жилыми помещениями указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Однако, в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Воронежской области "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" жилое помещение по договору социального найма предоставляется только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области (л.д. 55-57).
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, о причинах неявки суд не известили. Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав истца Г., возражавшую против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено ведение государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и др.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договорам социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3). В Воронежской области действует Закон Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", который регулирует правоотношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма.
Статья 1 данного Закона предусматривает категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 4 предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне Постановления Правительства РФ, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещения.
Пунктом 5 ст. 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" установлено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разрешая дело, суд установил, что Г. является <данные изъяты>. Согласно медицинскому заключению врачебной комиссии N от 16.02.2017 года страдает <данные изъяты>, является <данные изъяты> с 17.11.2016 года, уполномоченным органом принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: <данные изъяты>, проживающие в квартирах, в которых исходя из занимаемой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату <данные изъяты>, в квартирах коммунального заселения, с 14.11.2016 г.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что Г. на основании Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Воронежской области. Такой вывод суда представляется правильным, так как соответствует положениям указанного Закона.
Частью 5 статьи 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ предусмотрено, что жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Сторона ответчика, возражая против иска и ссылаясь на данное положение Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ, указывала на отсутствие в государственном жилищном фонде Воронежской области свободного изолированного жилого помещения. Данный довод в качестве основания для отмены решения указан и в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки требованию данной нормы права стороной ответчиков доказательств отсутствия в государственном жилищном фонде Воронежской области свободного изолированного жилого помещения в суд первой инстанции представлено не было, не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы о невозможности заключения договора социального найма жилого помещения в отсутствие предмета договора также не могут повлечь отмену решения суда, поскольку на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность по заключению договора социального найма с Г. только после предоставления ей конкретного жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оснований для ее удовлетворения не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 09 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)