Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Нуйкина К.П. (доверенность от 20.10.2016 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33127/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2016 по делу N А26-3901/2016 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп"
о взыскании,
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (далее - Общество) о взыскании 114492 рублей 70 копеек.
В дальнейшем истец на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшили размер требований до 2417 рублей 11 копеек.
Решением от 31.10.2016 г. в иске отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.
Определением от 16.02.2017 г. апелляционный суд на основании ч. 9 ст. 130, ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ приостановил производство по делу до рассмотрения Верховным Судом РФ кассационной жалобы по делу N А26-6186/2015.
Определением от 08.06.2017 г. апелляционный суд назначил судебное заседание на 06.07.2017 г. для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу и рассмотрения по существу апелляционной жалобы Министерства на решение от 31.10.2016 г.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направило.
В настоящем судебном заседании производство по делу в соответствии со ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ возобновлено и апелляционный суд перешел к рассмотрению жалобы по существу.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 18.12.2007 года между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и ООО "Карелфинлес" был заключен договор аренды лесного участка N б/н.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Факт передачи лесного участка арендодателем арендатору подтверждается подписанным представителями сторон актом приема-передачи лесного участка в аренду.
В связи с прошедшими реорганизациями сторон и с целью приведения договора аренды в соответствие с существующим положением сторон 02.09.2011 года заключено дополнительное соглашение к договору аренды, зарегистрированное в Установленном законом порядке, согласно которому были внесены следующие изменения в договор аренды: арендодатель в лице Государственного комитета Республики Карелия по лесу заменен на Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, а арендатор в лице ООО "Карелфинлес" - на ООО "Форест-групп".
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно п. 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесоиспользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок за данный вид лесоиспользования и повышающего коэффициента в размере 1.41.
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Министерство полагает, что у Общества возникла задолженность перед Арендодателем в связи с недоосвоением установленного объема использования лесов по состоянию на 15.02.2016 года, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ). В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление Правительства РФ N 310). Из совокупного толкования приведенных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен.
Следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в постановлении Правительства РФ N 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Как правильно указал суд в решении, Приложение N 4 к договору аренды сторонами не согласовано, в связи с чем размер арендной платы в твердой сумме договором аренды не установлен и должен определяться расчетным путем.
Министерство при начислении спорной арендной платы руководствовалось не объемом изъятого ресурса, а ориентировочным размером арендной платы, рассчитанном по средним ставкам, указанным в приложении N 4 к договору.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012. При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
Таким образом, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет).
Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных постановлением Правительства РФ N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2016 г. по делу N А26-3901/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 13АП-33127/2016 ПО ДЕЛУ N А26-3901/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. N 13АП-33127/2016
Дело N А26-3901/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Нуйкина К.П. (доверенность от 20.10.2016 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33127/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2016 по делу N А26-3901/2016 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (далее - Общество) о взыскании 114492 рублей 70 копеек.
В дальнейшем истец на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшили размер требований до 2417 рублей 11 копеек.
Решением от 31.10.2016 г. в иске отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.
Определением от 16.02.2017 г. апелляционный суд на основании ч. 9 ст. 130, ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ приостановил производство по делу до рассмотрения Верховным Судом РФ кассационной жалобы по делу N А26-6186/2015.
Определением от 08.06.2017 г. апелляционный суд назначил судебное заседание на 06.07.2017 г. для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу и рассмотрения по существу апелляционной жалобы Министерства на решение от 31.10.2016 г.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направило.
В настоящем судебном заседании производство по делу в соответствии со ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ возобновлено и апелляционный суд перешел к рассмотрению жалобы по существу.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 18.12.2007 года между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и ООО "Карелфинлес" был заключен договор аренды лесного участка N б/н.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Факт передачи лесного участка арендодателем арендатору подтверждается подписанным представителями сторон актом приема-передачи лесного участка в аренду.
В связи с прошедшими реорганизациями сторон и с целью приведения договора аренды в соответствие с существующим положением сторон 02.09.2011 года заключено дополнительное соглашение к договору аренды, зарегистрированное в Установленном законом порядке, согласно которому были внесены следующие изменения в договор аренды: арендодатель в лице Государственного комитета Республики Карелия по лесу заменен на Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, а арендатор в лице ООО "Карелфинлес" - на ООО "Форест-групп".
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно п. 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесоиспользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок за данный вид лесоиспользования и повышающего коэффициента в размере 1.41.
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Министерство полагает, что у Общества возникла задолженность перед Арендодателем в связи с недоосвоением установленного объема использования лесов по состоянию на 15.02.2016 года, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ). В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление Правительства РФ N 310). Из совокупного толкования приведенных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен.
Следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в постановлении Правительства РФ N 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Как правильно указал суд в решении, Приложение N 4 к договору аренды сторонами не согласовано, в связи с чем размер арендной платы в твердой сумме договором аренды не установлен и должен определяться расчетным путем.
Министерство при начислении спорной арендной платы руководствовалось не объемом изъятого ресурса, а ориентировочным размером арендной платы, рассчитанном по средним ставкам, указанным в приложении N 4 к договору.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012. При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
Таким образом, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет).
Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных постановлением Правительства РФ N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2016 г. по делу N А26-3901/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Т.А.КАШИНА
В.М.ГОРБИК
Т.А.КАШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)