Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа
на решение от 03 мая 2017 г.
по делу N А37-94/2017
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Адаркиной Е.А.,
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (ОГРН 1124911000610, ИНН 4902000599)
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148, место нахождения: 685000, г. Магадан, ул. Советская, 24)
о взыскании 77 825,42 руб.,
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 68 448,59 руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 и пени за несвоевременную уплату арендной платы в размере 9 376,83 руб. по договору аренды земель в пос. Омсукчан от 25.07.2006 N 32-п-2006.
Истец как арендодатель земельного участка, право государственной собственности на который, не разграничено, считает, что в спорный период арендатор обязан уплачивать арендную плату на основании пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 N 121-пп.
Решением суда от 03 мая 2017 г. исковые требования удовлетворены частично, с ответчика взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в размере 19 718,91 руб., пени за период с 10.06.2014 по 31.12.2016 в сумме 4 633,21 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пришел к выводу, что объект по договору аренды земель в пос. Омсукчан офис Омсукчанского участка Восточного отделения филиала "Магаданэнергосбыт" ПАО "Магаданэнерго", расположенный на спорном участке земли относится к объектам, используемым в процессе сбыта электрической энергии в поселке Омсукчан, следовательно, размер арендной платы за спорный земельный участок с 01.03.2015 должен определяться с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и соответственно, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Будучи не согласным с принятым судом решением, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа просит решение суда изменить, принять новое решение.
В апелляционной жалобе комитет считает, что суд, принимая решение, не учел, что земельный участок с кадастровым номером 49:02:030501:9 площадью 311,78 кв. м (площадь рассчитана пропорционально занимаемым ответчиком встроенным помещениям, площадь всего участка: 2 700 кв. м, разрешенное использование: под гостиницу), расположенный по адресу: п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 15, передан ответчику в аренду под арендованные административные помещения (офис) и является неделимым. На указанный земельный участок право государственной собственности не разграничено, поэтому в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжается таким участком орган местного самоуправления округа, на территории которого расположен участок. Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, на что обращено внимание судов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015). Утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Исключение составляют случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд под строительство и реконструкцию объектов: объектов федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельности субъектов естественных монополий; объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения (пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации). Административные помещения (офис) "Магаданэнерго" не относятся к вышеперечисленным объектам. Помимо ответчика помещения в здании по указанному адресу и земельный участок арендуют другие лица. Следовательно, положения части 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.
В письменном отзыве публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" просит решение суда оставить без изменения. По мнению ответчика, арендуемые под офис помещения используются в процессе сбыта электрической энергии, следовательно, размер аренды за пользование земельным участком за период с 01.03.2015 должен определяться с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
В судебном заседании представители сторон не участвовали, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
При неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального права и соблюдение процессуальных норм, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (арендодатель) и ПАО "Магаданэнерго" (арендатор) возник спор о размере арендной платы в отношении земельного участка площадью 311,78 кв. м, расположенного по адресу: п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 15, переданного в аренду по договору от 25.07.2006 N 32-П-2006 под административные помещения.
Административные помещения - нежилые помещения (четыре комнаты), общей площадью 97 кв. м, расположенные по указанному адресу, переданы ПАО "Магаданэнерго" в аренду на основании договора, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа 22.05.2006.
По мнению арендодателя, нежилые помещения (четыре комнаты) переданы арендатору под административные помещения, в связи с чем, арендная плата за использование земельных участков рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 N 121-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Арендатор утверждает, что указанные помещения относятся к объектам электроэнергетики, а именно к имущественным объектам, непосредственно используемым в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в данном случае сбыта электрической энергии. Арендная плата подлежит расчету в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
В силу части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на 24.06.2015, земельный участок с кадастровым номером 49:02:030501:9 площадью 2 700 кв. м, имеет разрешенное использование - под гостиницу, государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Часть указанного земельного участка площадью 311,78 кв. м передана ответчику в аренду под административные помещения (пункт 1.1 договора аренды от 25.07.2006).
Так как спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, стоимость аренды, в данном случае, относится к категории регулируемых цен.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений и до 01.03.2015).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Омсукчанского городского округа, установлена на 2014 г. решением Собрания представителей Омсукчанского района от 25.02.2014 N 8 в размере 23 357 руб. 39 коп. в год (787671 х 2% х 12,84 х 311,78 кв. м/2700), в месяц - 1 946 руб. 45 коп. (23357,39/12); на 2015 г. - решением Собрания представителей Омсукчанского района от 26.12.2014 N 53 в размере 25 685 руб. 86 коп. (787671 х 2% х 14,12 х 311,78/2700) в год, в месяц - 2 140,49 руб. (25685,86/12); на 2016 г. - решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 22.12.2015 N 27 в размере 28 250,80 руб. в год (787671 х 2% х 15.53 х 311,78/2700), в месяц - 2 354,23 руб. (28250,80/12).
В связи с отсутствием доказательств оплаты арендных платежей, регулируемых субъектом Российской Федерации, иск подлежит удовлетворению за спорный период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в заявленном истцом размере.
Доводы ответчика о том, что с 01.03.2015 размер арендной платы должен определяться с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок предоставлен под объекты, предназначенные для сбыта электрической энергии, заявлены необоснованно.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 указанного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К таким объектам относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под электроэнергетической системой понимается совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Согласно приказу Минэкономразвития от 22.09.2011 N 507 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
Из материалов дела видно, что объект на арендуемом земельном участке представляет собой арендуемые встроенные нежилые помещения (четыре комнаты под офис), для размещения сотрудников Восточного отделения филиала "Магаданэнергосбыт", таким образом, отнести административные помещения к имущественным объектам, непосредственно используемым в процессе сбыта электрической энергии, нельзя.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 49:02:030501:9 площадью 311,78 кв. м (площадь рассчитана пропорционально занимаемым ответчиком встроенным помещениям, площадь всего участка: 2 700 кв. м, разрешенное использование: под гостиницу), расположенный по адресу: п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 15, передан ответчику в аренду под арендованные административные помещения (офис) и является неделимым.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о том, что арендуемые под офис помещения следует отнести к объектам электроэнергетики и применить к спорным правоотношениям пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а арендную плату рассчитать в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507.
Возражения ответчика во внимание не принимаются, в связи с неверным толкованием закона.
Таким образом, учитывая, что арендуемые ответчиком административные помещения, находятся в здании, расположенном на неделимом земельном участке, государственная собственность которого не разграничена, разрешенное использование земельного участка - под гостиницу, а не под объект электроэнергетики, размер арендной платы за право пользования земельным участком правомерно определен истцом на основании методики исчисления арендной платы за расположенные на территории субъекта Российской Федерации земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной правовым актом субъекта Российской Федерации.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73).
С учетом изложенного, задолженность по арендной плате за спорный период с 01.01.2014 по 31.12.2016 подлежит взысканию в размере 68 448,59 руб. в соответствии с решениями Собрания представителей Омсукчанского района.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 2.3 договора аренды арендная плата вносится арендатором до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 2.6 договора, в случае несвоевременной уплаты арендной платы в срок, установленный пунктом 23 договора (до 10 числа месяца, следующего за отчетным), с арендатора взыскивается пеня в размере 0,03% от суммы арендной платы в месяц за каждый день просрочки.
С учетом изложенного, размер пени составляет 9 376,83 руб. за период с 10.06.2014 по 31.12.2016.
Явной несоразмерности суммы пени последствиям неисполнения обязательства не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для снижения суммы пени в соответствии с положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах иск следовало удовлетворить в заявленном истцом размере.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 03 мая 2017 г. по делу N А37-94/2017 изменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148) в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (ОГРН 1124911000610, ИНН 4902000599) долг в размере 68 448,59 руб., пени в размере 9 376,83 руб., всего - 77 825,42 руб.
Взыскать с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 3 113 руб., по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2017 N 06АП-3181/2017 ПО ДЕЛУ N А37-94/2017
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. N 06АП-3181/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа
на решение от 03 мая 2017 г.
по делу N А37-94/2017
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Адаркиной Е.А.,
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (ОГРН 1124911000610, ИНН 4902000599)
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148, место нахождения: 685000, г. Магадан, ул. Советская, 24)
о взыскании 77 825,42 руб.,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 68 448,59 руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 и пени за несвоевременную уплату арендной платы в размере 9 376,83 руб. по договору аренды земель в пос. Омсукчан от 25.07.2006 N 32-п-2006.
Истец как арендодатель земельного участка, право государственной собственности на который, не разграничено, считает, что в спорный период арендатор обязан уплачивать арендную плату на основании пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 N 121-пп.
Решением суда от 03 мая 2017 г. исковые требования удовлетворены частично, с ответчика взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в размере 19 718,91 руб., пени за период с 10.06.2014 по 31.12.2016 в сумме 4 633,21 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пришел к выводу, что объект по договору аренды земель в пос. Омсукчан офис Омсукчанского участка Восточного отделения филиала "Магаданэнергосбыт" ПАО "Магаданэнерго", расположенный на спорном участке земли относится к объектам, используемым в процессе сбыта электрической энергии в поселке Омсукчан, следовательно, размер арендной платы за спорный земельный участок с 01.03.2015 должен определяться с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и соответственно, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Будучи не согласным с принятым судом решением, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа просит решение суда изменить, принять новое решение.
В апелляционной жалобе комитет считает, что суд, принимая решение, не учел, что земельный участок с кадастровым номером 49:02:030501:9 площадью 311,78 кв. м (площадь рассчитана пропорционально занимаемым ответчиком встроенным помещениям, площадь всего участка: 2 700 кв. м, разрешенное использование: под гостиницу), расположенный по адресу: п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 15, передан ответчику в аренду под арендованные административные помещения (офис) и является неделимым. На указанный земельный участок право государственной собственности не разграничено, поэтому в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжается таким участком орган местного самоуправления округа, на территории которого расположен участок. Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, на что обращено внимание судов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015). Утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Исключение составляют случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд под строительство и реконструкцию объектов: объектов федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельности субъектов естественных монополий; объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения (пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации). Административные помещения (офис) "Магаданэнерго" не относятся к вышеперечисленным объектам. Помимо ответчика помещения в здании по указанному адресу и земельный участок арендуют другие лица. Следовательно, положения части 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.
В письменном отзыве публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" просит решение суда оставить без изменения. По мнению ответчика, арендуемые под офис помещения используются в процессе сбыта электрической энергии, следовательно, размер аренды за пользование земельным участком за период с 01.03.2015 должен определяться с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
В судебном заседании представители сторон не участвовали, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
При неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального права и соблюдение процессуальных норм, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (арендодатель) и ПАО "Магаданэнерго" (арендатор) возник спор о размере арендной платы в отношении земельного участка площадью 311,78 кв. м, расположенного по адресу: п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 15, переданного в аренду по договору от 25.07.2006 N 32-П-2006 под административные помещения.
Административные помещения - нежилые помещения (четыре комнаты), общей площадью 97 кв. м, расположенные по указанному адресу, переданы ПАО "Магаданэнерго" в аренду на основании договора, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа 22.05.2006.
По мнению арендодателя, нежилые помещения (четыре комнаты) переданы арендатору под административные помещения, в связи с чем, арендная плата за использование земельных участков рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 N 121-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Арендатор утверждает, что указанные помещения относятся к объектам электроэнергетики, а именно к имущественным объектам, непосредственно используемым в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в данном случае сбыта электрической энергии. Арендная плата подлежит расчету в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
В силу части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на 24.06.2015, земельный участок с кадастровым номером 49:02:030501:9 площадью 2 700 кв. м, имеет разрешенное использование - под гостиницу, государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Часть указанного земельного участка площадью 311,78 кв. м передана ответчику в аренду под административные помещения (пункт 1.1 договора аренды от 25.07.2006).
Так как спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, стоимость аренды, в данном случае, относится к категории регулируемых цен.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений и до 01.03.2015).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Омсукчанского городского округа, установлена на 2014 г. решением Собрания представителей Омсукчанского района от 25.02.2014 N 8 в размере 23 357 руб. 39 коп. в год (787671 х 2% х 12,84 х 311,78 кв. м/2700), в месяц - 1 946 руб. 45 коп. (23357,39/12); на 2015 г. - решением Собрания представителей Омсукчанского района от 26.12.2014 N 53 в размере 25 685 руб. 86 коп. (787671 х 2% х 14,12 х 311,78/2700) в год, в месяц - 2 140,49 руб. (25685,86/12); на 2016 г. - решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 22.12.2015 N 27 в размере 28 250,80 руб. в год (787671 х 2% х 15.53 х 311,78/2700), в месяц - 2 354,23 руб. (28250,80/12).
В связи с отсутствием доказательств оплаты арендных платежей, регулируемых субъектом Российской Федерации, иск подлежит удовлетворению за спорный период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в заявленном истцом размере.
Доводы ответчика о том, что с 01.03.2015 размер арендной платы должен определяться с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок предоставлен под объекты, предназначенные для сбыта электрической энергии, заявлены необоснованно.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 указанного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К таким объектам относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под электроэнергетической системой понимается совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Согласно приказу Минэкономразвития от 22.09.2011 N 507 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
Из материалов дела видно, что объект на арендуемом земельном участке представляет собой арендуемые встроенные нежилые помещения (четыре комнаты под офис), для размещения сотрудников Восточного отделения филиала "Магаданэнергосбыт", таким образом, отнести административные помещения к имущественным объектам, непосредственно используемым в процессе сбыта электрической энергии, нельзя.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 49:02:030501:9 площадью 311,78 кв. м (площадь рассчитана пропорционально занимаемым ответчиком встроенным помещениям, площадь всего участка: 2 700 кв. м, разрешенное использование: под гостиницу), расположенный по адресу: п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 15, передан ответчику в аренду под арендованные административные помещения (офис) и является неделимым.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о том, что арендуемые под офис помещения следует отнести к объектам электроэнергетики и применить к спорным правоотношениям пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а арендную плату рассчитать в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507.
Возражения ответчика во внимание не принимаются, в связи с неверным толкованием закона.
Таким образом, учитывая, что арендуемые ответчиком административные помещения, находятся в здании, расположенном на неделимом земельном участке, государственная собственность которого не разграничена, разрешенное использование земельного участка - под гостиницу, а не под объект электроэнергетики, размер арендной платы за право пользования земельным участком правомерно определен истцом на основании методики исчисления арендной платы за расположенные на территории субъекта Российской Федерации земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной правовым актом субъекта Российской Федерации.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73).
С учетом изложенного, задолженность по арендной плате за спорный период с 01.01.2014 по 31.12.2016 подлежит взысканию в размере 68 448,59 руб. в соответствии с решениями Собрания представителей Омсукчанского района.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 2.3 договора аренды арендная плата вносится арендатором до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 2.6 договора, в случае несвоевременной уплаты арендной платы в срок, установленный пунктом 23 договора (до 10 числа месяца, следующего за отчетным), с арендатора взыскивается пеня в размере 0,03% от суммы арендной платы в месяц за каждый день просрочки.
С учетом изложенного, размер пени составляет 9 376,83 руб. за период с 10.06.2014 по 31.12.2016.
Явной несоразмерности суммы пени последствиям неисполнения обязательства не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для снижения суммы пени в соответствии с положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах иск следовало удовлетворить в заявленном истцом размере.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 03 мая 2017 г. по делу N А37-94/2017 изменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148) в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (ОГРН 1124911000610, ИНН 4902000599) долг в размере 68 448,59 руб., пени в размере 9 376,83 руб., всего - 77 825,42 руб.
Взыскать с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 3 113 руб., по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
А.А.ТИХОНЕНКО
В.Г.ДРОЗДОВА
А.А.ТИХОНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)