Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Большаковой О.А., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркеловой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N А43-31465/2016, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды лесного участка.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" - Мосунов М.В. по доверенности от 01.09.2016 (сроком на один год), Щепалова Н.А. по доверенности от 20.01.2017 (сроком до 20.01.2018);
- от ответчика - Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
Общество с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) о признании незаконным решения Департамента об отказе в заключении договоров аренды лесных участков от 21.11.2008 N N 152, 153, 154 на новый срок, формализованного в письме от 11.08.2016 N 414-04-3803/16.
Решением от 26.12.2016 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права и сделаны выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам дела, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
По мнению заявителя, судом первой инстанции при принятии решения неправомерно не применены нормы права, подлежащие применению, в частности, статьи 4, 422, 433, 606, 611, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Также судом применено неправильное толкование положений Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.10.2015 (статьи 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации и статья 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ)), и не приняты во внимание положения Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившие в силу с 01.03.2017.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Ответчик отзыв по существу апелляционной жалобы не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.08.2006 ФГУ "Арзамасский лесхоз" на основании протоколов от 28.07.2006 N 27, N 28, N 29 о результатах лесного конкурса заключило с истцом договоры аренды участков лесного фонда N 2, N 3, N 4, в соответствии с которыми Обществу переданы в аренду соответственно:
- - участок лесного фонда общей площадью 2458 га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Сережинское лесничество в границах кварталов N N 47, 68, 69, 79, 80, 81, 82, 86 - 89, 93 - 99;
- - участок лесного фонда общей площадью 2909 га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Чернухинское лесничество в границах кварталов N N 12, 25 - 27, 36 - 40, 51 - 53, 63 - 65, 76 - 79, 90 - 93, 101 - 103;
- - участок лесного фонда общей площадью 3717 га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Абрамовское лесничество в границах кварталов N N 37 - 56, 60 - 76.
Данные участки лесного фонда предоставлены Обществу для ежегодной заготовки древесины от рубок главного пользования (пункты 2.2 договоров).
В соответствии с пунктами 3.1 договоров срок аренды участков лесного фонда составляет 10 лет с момента заключения договоров.
Договоры считаются заключенными с момента государственной регистрации (пункты 3.2 договоров).
03.10.2006 вышеназванные договоры аренды участков лесного фонда зарегистрированы в Росреестре.
С 01.01.2007 вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации. На основании статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда, заключенные до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.03.2009.
В связи с чем, в целях приведения вышеназванных договоров аренды лесного участка в соответствие с введенным в действие Лесным кодексом Российской Федерации, 21.11.2008 между Департаментом и Обществом заключены договоры аренды лесного участка N 152, N 153, N 154.
Срок действия договоров аренды лесного участка от 21.11.2008 N 152, N 153, N 154 установлен до 02.10.2016.
В связи с истечением сроков названных договоров, 28.07.2016 Общество обратилось в Департамент с заявлением о заключении на основании статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов новых договоров аренды лесных участков площадью 2458 га, расположенного на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Сережинское лесничество в границах кварталов N N 47, 68, 69, 79, 80, 81, 82, 86 - 89, 93 - 99; площадью 2909 га, расположенного на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Чернухинское лесничество в границах кварталов N N 12, 25 - 27, 36 - 40, 51 - 53, 63 - 65, 76 - 79, 90 - 93, 101 - 103; площадью 3717 га, расположенного на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Абрамовское лесничество в границах кварталов N N 37 - 56, 60 - 76.
Письмом от 11.08.2016 N 414-04-3803/16 Департамент отказал Обществу в заключении новых договоров аренды без проведения торгов, поскольку первоначально договоры аренды участков лесного фонда от 10.08.2006 N 2, N 3, N 4 заключены с Обществом сроком на 10 лет (то есть не более 10 лет), что не соответствует пункту 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с отказом Департамента, заявитель обратился с рассматриваемым требованием в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В силу части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.10.2015) арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Из материалов дела усматривается, что договоры аренды были заключены по результатам конкурса и на срок не более 10 лет.
Исследовав представленные в дело доказательства, учитывая условия заключенных с Обществом договоров аренды участков лесного фонда от 10.08.2006 N 2, N 3, N 4, в которых указано, что срок аренды участка лесного фонда составляет 10 лет, а также договоров аренды лесных участков от 21.11.2008 N 152, N 153, N 154, сроком действия до 02.10.2016, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о праве Общества претендовать на заключение договора аренды лесного участка, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы Общества относительно того, что срок договора составил более 10 лет, были предметом рассмотрения суда первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументы Общества со ссылкой на часть 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что до 01.10.2015 последнее имело преимущественное право на заключение новых договоров аренды, судом также обоснованно отклонены, поскольку данная норма утратила силу с 01.10.2015, то есть, до обращения Общества в Департамент с заявлением о заключении договоров аренды на новый срок.
Ссылки Общества на то, что с 03.10.2016 спорные договоры аренды в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются возобновленными на неопределенный срок, судом не приняты во внимание, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции, установив, что оспариваемый отказ Департамента не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
При проверке обоснованности доводов заявителя апелляционной жалобы коллегия судей не установила оснований для иной оценки представленных в дело доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Обжалуя судебный акт, заявитель жалобы выводы суда первой инстанции не опроверг, по сути, повторив доводы, изложенные им в первой инстанции.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Ссылки заявителя жалобы на положения статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 218-ФЗ, вступившие в силу с 01.03.2017, несостоятельны и не могут влиять на правильность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N А43-31465/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2017 ПО ДЕЛУ N А43-31465/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 г. по делу N А43-31465/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Большаковой О.А., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркеловой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N А43-31465/2016, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды лесного участка.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" - Мосунов М.В. по доверенности от 01.09.2016 (сроком на один год), Щепалова Н.А. по доверенности от 20.01.2017 (сроком до 20.01.2018);
- от ответчика - Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) о признании незаконным решения Департамента об отказе в заключении договоров аренды лесных участков от 21.11.2008 N N 152, 153, 154 на новый срок, формализованного в письме от 11.08.2016 N 414-04-3803/16.
Решением от 26.12.2016 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права и сделаны выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам дела, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
По мнению заявителя, судом первой инстанции при принятии решения неправомерно не применены нормы права, подлежащие применению, в частности, статьи 4, 422, 433, 606, 611, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Также судом применено неправильное толкование положений Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.10.2015 (статьи 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации и статья 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ)), и не приняты во внимание положения Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившие в силу с 01.03.2017.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Ответчик отзыв по существу апелляционной жалобы не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.08.2006 ФГУ "Арзамасский лесхоз" на основании протоколов от 28.07.2006 N 27, N 28, N 29 о результатах лесного конкурса заключило с истцом договоры аренды участков лесного фонда N 2, N 3, N 4, в соответствии с которыми Обществу переданы в аренду соответственно:
- - участок лесного фонда общей площадью 2458 га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Сережинское лесничество в границах кварталов N N 47, 68, 69, 79, 80, 81, 82, 86 - 89, 93 - 99;
- - участок лесного фонда общей площадью 2909 га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Чернухинское лесничество в границах кварталов N N 12, 25 - 27, 36 - 40, 51 - 53, 63 - 65, 76 - 79, 90 - 93, 101 - 103;
- - участок лесного фонда общей площадью 3717 га, расположенный на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Абрамовское лесничество в границах кварталов N N 37 - 56, 60 - 76.
Данные участки лесного фонда предоставлены Обществу для ежегодной заготовки древесины от рубок главного пользования (пункты 2.2 договоров).
В соответствии с пунктами 3.1 договоров срок аренды участков лесного фонда составляет 10 лет с момента заключения договоров.
Договоры считаются заключенными с момента государственной регистрации (пункты 3.2 договоров).
03.10.2006 вышеназванные договоры аренды участков лесного фонда зарегистрированы в Росреестре.
С 01.01.2007 вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации. На основании статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда, заключенные до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.03.2009.
В связи с чем, в целях приведения вышеназванных договоров аренды лесного участка в соответствие с введенным в действие Лесным кодексом Российской Федерации, 21.11.2008 между Департаментом и Обществом заключены договоры аренды лесного участка N 152, N 153, N 154.
Срок действия договоров аренды лесного участка от 21.11.2008 N 152, N 153, N 154 установлен до 02.10.2016.
В связи с истечением сроков названных договоров, 28.07.2016 Общество обратилось в Департамент с заявлением о заключении на основании статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов новых договоров аренды лесных участков площадью 2458 га, расположенного на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Сережинское лесничество в границах кварталов N N 47, 68, 69, 79, 80, 81, 82, 86 - 89, 93 - 99; площадью 2909 га, расположенного на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Чернухинское лесничество в границах кварталов N N 12, 25 - 27, 36 - 40, 51 - 53, 63 - 65, 76 - 79, 90 - 93, 101 - 103; площадью 3717 га, расположенного на территории Арзамасского административного района в ФГУ "Арзамасский лесхоз" Абрамовское лесничество в границах кварталов N N 37 - 56, 60 - 76.
Письмом от 11.08.2016 N 414-04-3803/16 Департамент отказал Обществу в заключении новых договоров аренды без проведения торгов, поскольку первоначально договоры аренды участков лесного фонда от 10.08.2006 N 2, N 3, N 4 заключены с Обществом сроком на 10 лет (то есть не более 10 лет), что не соответствует пункту 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с отказом Департамента, заявитель обратился с рассматриваемым требованием в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В силу части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.10.2015) арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Из материалов дела усматривается, что договоры аренды были заключены по результатам конкурса и на срок не более 10 лет.
Исследовав представленные в дело доказательства, учитывая условия заключенных с Обществом договоров аренды участков лесного фонда от 10.08.2006 N 2, N 3, N 4, в которых указано, что срок аренды участка лесного фонда составляет 10 лет, а также договоров аренды лесных участков от 21.11.2008 N 152, N 153, N 154, сроком действия до 02.10.2016, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о праве Общества претендовать на заключение договора аренды лесного участка, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы Общества относительно того, что срок договора составил более 10 лет, были предметом рассмотрения суда первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументы Общества со ссылкой на часть 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что до 01.10.2015 последнее имело преимущественное право на заключение новых договоров аренды, судом также обоснованно отклонены, поскольку данная норма утратила силу с 01.10.2015, то есть, до обращения Общества в Департамент с заявлением о заключении договоров аренды на новый срок.
Ссылки Общества на то, что с 03.10.2016 спорные договоры аренды в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются возобновленными на неопределенный срок, судом не приняты во внимание, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции, установив, что оспариваемый отказ Департамента не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
При проверке обоснованности доводов заявителя апелляционной жалобы коллегия судей не установила оснований для иной оценки представленных в дело доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Обжалуя судебный акт, заявитель жалобы выводы суда первой инстанции не опроверг, по сути, повторив доводы, изложенные им в первой инстанции.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Ссылки заявителя жалобы на положения статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 218-ФЗ, вступившие в силу с 01.03.2017, несостоятельны и не могут влиять на правильность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N А43-31465/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский лесхоз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.УСТИНОВА
Н.В.УСТИНОВА
Судьи
О.А.БОЛЬШАКОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА
О.А.БОЛЬШАКОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)