Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 13.10.2014 N 33-16194/2014 ПО ДЕЛУ N 2-2365/2014

Требование: Об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по линии Министерства обороны РФ, обязании повторно рассмотреть заявление о постановке на учет.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Военнослужащему и членам его семьи отказано в постановке на учет по причине обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2014 г. N 33-16194/2014


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Белоногого А.В.
судей Ильичевой Е.В., Бутковой Н.А.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 октября 2014 года апелляционную жалобу С.В.Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2014 года по гражданскому делу N 2-2365/2014 по заявлению С.В.Н. об оспаривании решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации,
заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения заявителя С.В.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:

С.В.Н. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать незаконным отказ ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации, возложить на заинтересованное лицо обязанность повторно рассмотреть заявление С.В.Н. от <дата>.
В обоснование заявления С.В.Н. ссылался на то, что он являлся военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации; имеет стаж службы более 29 лет, что дает ему право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации.
При этом вступившим в законную силу решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> признано незаконным решение ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> об отказе С.В.Н. в принятии заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Реализуя названное решение суда, заявитель повторно обратился в ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем обжалуемым решением заинтересованного лица от <дата> заявителю вновь отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку ранее им было получено жилое помещение, сдать которое С.В.Н. в настоящее время возможности не имеет.
Таким образом, заинтересованное лицо полагало, что заявитель был обеспечен жилым помещением, реализовал свое право и повторное его обеспечение противоречит установленным правилам.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2014 года С.В.Н. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит состоявшееся решение суда по делу отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и вынести новое решение об удовлетворении заявления.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. О причинах своей неявки в судебное заседание представитель заинтересованного лица не известил, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на основании ордера от <дата> N <...> заявителю, как военнослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации, и членам его семьи: С.Е.А. (супруга заявителя), С.К.В. 1991 года рождения (дочь заявителя) предоставлено жилое помещение, отдельная двухкомнатная квартира, жилой площадью <...> кв. м, общей площадью <...> кв. м по адресу: Ленинградская область, поселок Сертолово, <адрес> (л.д. 30).
Вступившим в законную силу решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2013 года по делу N 2-2414/2013 признано незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе С.В.Н. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом судом установлено, что вывод о невозможности сдачи ранее предоставленного жилого помещения является преждевременным, сделанным при неполном исследовании обстоятельств (л.д. 8 - 13).
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные государственным органам положением названного Федерального закона и Конституции Российской Федерации, указанные органы вправе определять порядок постановки на учет военнослужащих, также устанавливать критерии, по которым такие военнослужащие подлежат постановке на учет нуждающихся.
Пунктом 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, установлено, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз.
При этом в случае, если военнослужащим такое право реализовано, это служит основанием прекращения в отношении него специальных жилищных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", но не ограничивает его права на благоустройство жилищных условий на общих основаниях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела ордеру на жилое помещение от <дата> N <...>, выданному Администрацией муниципального образования Сертолово Ленинградской области, жилое помещение по адресу: Ленинградская область, поселок Сертолово, <адрес> предоставлено С.Е.А., С.В.Н. и С.К.В. на условиях социального найма (л.д. 31).
При этом основанием такого предоставления послужило постановление главы муниципального образования Сертолово от <дата> N <...>.
Согласно статье 47 ЖК РСФСР, действовавшей в момент принятия указанных решений, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
<дата> С.Е.А., с одной стороны, и МУП РЭУ "Сертоловское", действующее от имени муниципального образования Сертолово, с другой стороны, заключен договор социального найма жилого помещения N <...> в отношении указанной квартиры, в который в качестве членов семьи нанимателя включен и заявитель (л.д. 16 - 17).
Как следует из письма Администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <дата>, <дата> в отношении жилого помещения по адресу: Ленинградская область, поселок Сертолово, <адрес>, зарегистрировано право муниципальной собственности (л.д. 28 - 29).
Из решения Всеволожского городского суда Ленинградской области по делу N 2-224/12 от 20 марта 2012 года следует, что названная квартира отнесена к жилищному фонду социального использования (л.д. 32 - 33).
Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что заявитель единожды воспользовался правом на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации.
При этом каких-либо доказательств тому, что на момент увольнения заявителя с военной службы (март 2008 года) им выбрано иное место жительства, а не поселок Сертолово, заявитель суду не представил.
Поскольку в результате реализации заявителем права на указанную квартиру в поселке Сертолово путем получения ордера и заключения договора социального найма, сдача данной квартиры в Министерство обороны Российской Федерации стала невозможной, судебная коллегия полагает, что заявитель реализовал свое право на жилищное обеспечение на момент увольнения, при этом своими действиями закрепил свое право таким образом, что жилое помещение не может быть возвращено в Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованными выводы ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о том, что в данном случае невозможность возврата жилого помещения следует оценивать как его принятие заявителем в счет исполнения государством своих обязательств перед заявителем, гарантированных положением части 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
При этом исходя из приведенных положений пункта 8 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, однократное исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязательств по жилищному обеспечению перед военнослужащим делает невозможным его постановку на учет по иным основаниям, в том числе и в связи с выбором постоянного места жительства.
Как разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявитель утратил право на жилищное обеспечение в льготном порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем не имелось оснований к признанию незаконным оспариваемого решения.
Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)