Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы просят предоставить семье военнослужащего, уволенного в запас, в собственность бесплатно за счет субвенций жилое помещение с учетом права на раздельное проживание.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Матвеевой Н.Л. и Титовой М.Г.,
при секретаре: Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Т.В., В.К. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-694/2014 по иску Т.В., В.К. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения истцов Т.В., В.К., поддержавших доводы жалобы, объяснения ответчика представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области А.В., просившей оставить решение без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
Т.В., В.К. <...> обратились в Гатчинский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением, в котором указали, что на основании личного заявления Т.В. и протокола жилищной комиссии N от <...> главой администрации МО "Гатчинский район" Ленинградской области <...> вынесено постановление N о постановке на учет по улучшению жилищных условий Т.В. и ее сына В.К., <...> года рождения, включении в очередь на первоочередное предоставление жилья как военнослужащей, уволенной в запас, в связи с организационными штатными мероприятиями.
В соответствии с утвержденным порядком Т.В. дала согласие на предоставление ей и ее сыну жилого помещения в собственность на территории г. Гатчины. На основании постановления главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> N N, истца включили в список граждан, претендующих на предоставление жилых помещений в <...> годах, составом семьи 2 человека.
<...> Т.В. вручили акт осмотра квартиры, купленной для нее и ее сына, в акте было указано, что квартира однокомнатная, жилая площадь 16,58 кв. м. Истец указывает на то, что в силу части 1 ст. 58 ЖК РФ заселение в одну комнату разнополых лиц, не являющихся супругами, законодательством допускается с их согласия, однако истцы такого согласия не давали, в связи с чем просят обязать ответчика предоставить им в собственность бесплатно за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета жилое помещение, с учетом права на раздельное проживание, в виде двухкомнатной квартиры (<...>).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований Т.В., В.К. (<...>).
В апелляционной жалобе Т.В., В.К. просят решение суда отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования.
В обоснование жалобы указали, что решение является незаконным и необоснованным, суд нарушил нормы материального права, не применил закон, подлежащий применению в спорном правоотношении, поскольку суд безосновательно посчитал, что положения ч. 1 ст. 58 ЖК РФ об обязательности учета законных интересов граждан неприменимы к разрешению вопросов предоставления жилого помещения семье военнослужащей, уволенной в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и вставшей на учет нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года.
В обоснование суд положил утверждение о том, что норма аналогичная указанной в ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ отсутствует в Законе "О статусе военнослужащих" и Законе Ленинградской области от 18.07.2011 N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан".
При рассмотрении данного гражданского дела суд допустил возможность дискриминации в реализации общего порядка предоставления жилых помещений только потому, что истцы относятся к категории "военнослужащий, уволенный с военной службы и член его семьи".
Суд необоснованно отказал в применении к рассматриваемому спорному правоотношению аналогии закона со ссылкой на его полную урегулированность Законом "О статусе военнослужащих" и Законом Ленобласти от 18.07.2011 N 57-оз. Истцы просили применить сходные отношения (аналогию закона) только в части предоставления им жилого помещения в собственность, так как ч. 1 ст. 58 ЖК РФ прямо регулирует учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из приказа командующего 6 Армии ВВС и ПВО N от <...>, Т.В. уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с реорганизационно-штатными мероприятиями, подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Постановлением главы администрации МО "Гатчинский район" Ленинградской области от <...> N Т.В. и член ее семьи - сын В.К. <...> рождения были приняты на учет и включены в очередь на первоочередное предоставление жилья, как члены семьи военнослужащей, уволенной в запас, в связи с организационными штатными мероприятиями.
<...> Т.В. подала в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области заявление о предоставлении жилого помещения в г. Гатчине в собственность бесплатно, на состав семьи 2 человека, предоставив все необходимые документы.
Постановлением главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> N Т.В. включена в список граждан, претендующих на предоставление жилых помещений в <...> годах составом семьи 2 человека.
Из ответа администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> на обращение Т.В. следует, что администрацией за счет федерального бюджета приобретено для семьи Т.В. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Истцу был выдан акт осмотра жилого помещения, который до настоящего времени не подписан.
Согласно акту осмотра квартиры Т.В. и члену ее семьи В.К. предоставляется квартира общей площадью 39,40 кв. м, в том числе жилой площадью 16. 58 кв. м, расположенная 12 этаже (<...>).
Из технического паспорта квартиры следует, что квартира однокомнатная, общая площадь квартиры составляет 38,9 кв. м, жилая площадь - 18.2 кв. м (<...>).
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры).
В силу пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.08.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Областным законом от 18.07.2011 N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления военнослужащему площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, а с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, но не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Каких-либо дополнительных условий, ограничивающих право военнослужащего, признанного в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, эта норма не содержит.
Статьей 3 Областного закона Ленинградской области N 57-оз от 18.07.2011 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложена на администрации.
2. Обеспечение жилыми помещениями указанных отдельных категорий граждан осуществляется за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета путем: предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; предоставления жилого помещения по договору социального найма; предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" право на предоставление жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, построенных (приобретенных) администрациями муниципальных районов и городского округа за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета (далее - жилые помещения), имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 3 областного закона от 18 июля 2011 года N 57-оз (далее - граждане).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при предоставлении истцам жилого помещения на них не распространяются положения части 1 ст. 58 ЖК РФ, поскольку в силу пункта 1 ст. 7 ЖК РФ аналогия закона применима в случае, когда жилищные соглашения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких соглашений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения.
Суд первой инстанции в своем решении указал, что в данном случае правоотношения сторон урегулированы специальным законом - Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и принятыми во исполнение данного Закона вышеуказанными нормативно-правовыми актами - актом субъекта Российской Федерации и подзаконным актом - Постановлением Правительства Ленинградской области. Указанные нормативно-правовые акты не содержат нормы обязывающей при предоставлении жилого помещения отдельным категориям граждан учитывать нормы жилищного законодательства, в том числе и касающиеся невозможности совместного проживания разнополых лиц в одной комнате без их согласия.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном применении нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения по следующим основаниям.
Статьей 58 ЖК РФ предусмотрено, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 06 февраля 2007 года) при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Кроме того, улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации прямо указывают на то, что вопросы предоставления жилых помещений военнослужащим регламентируются не только нормами специального законодательства, но и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как обоснованно указала истец в своей апелляционной жалобе ни Закон "О статусе военнослужащих", ни Закон Ленинградской области от 18.07.2011 N 57-оз не содержат положений, которые бы ограничивали или отменяли действие ч. 1 ст. 58 ЖК РФ в отношении граждан, уволенных с военной службы и обеспечиваемых жилыми помещениями органами местного самоуправления.
Суд не учел, что в соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации положениям настоящего Кодекса, применяются положения настоящего Кодекса.
Порядок установленный Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает обязательность учета законных интересов граждан при разрешении вопросов предоставления им жилых помещений, закрепив в ч. 1 ст. 58 правило, не допускающее принятие жилищным органом решения о предоставлении жилого помещения, состоящего из одной комнаты, гражданам, за исключением супругов, в отсутствие их согласия на это. Указанное согласие истцы не давали, ответчиком в суд оно не предоставлялось и в материалах дела отсутствует.
Из смысла жилищного законодательства РФ следует, что данное правило подлежит применению при разрешении вопросов предоставления жилых помещений всем категориям граждан, которым в соответствии с действующим законодательством жилые помещения предоставляются в собственность бесплатно или по договорам социального найма. В противном случае, неприменение такого правила нарушает права граждан и принцип их равенства перед законом, поскольку такая дифференциация в подходе к разрешению жилищных вопросов нарушает положения ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод граждан независимо от других обстоятельств, в том числе от отнесения их к той или иной категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым жилье предоставляется бесплатно.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции неправильно применена норма материального права, а потому решение суда подлежит отмене. Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены на основании представленных сторонами доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении иска, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2014 года отменить с вынесением по делу нового решения.
Обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить Т.В., В.К. в собственность бесплатно за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м, соответствующее требованиям части 1 ст. 58 ЖК РФ, в остальной части в иске отказать.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2014 N 33-2332/2014 ПО ДЕЛУ N 2-694/2014
Требование: Об обязании предоставить жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы просят предоставить семье военнослужащего, уволенного в запас, в собственность бесплатно за счет субвенций жилое помещение с учетом права на раздельное проживание.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. N 33-2332/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Матвеевой Н.Л. и Титовой М.Г.,
при секретаре: Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Т.В., В.К. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-694/2014 по иску Т.В., В.К. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения истцов Т.В., В.К., поддержавших доводы жалобы, объяснения ответчика представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области А.В., просившей оставить решение без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Т.В., В.К. <...> обратились в Гатчинский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением, в котором указали, что на основании личного заявления Т.В. и протокола жилищной комиссии N от <...> главой администрации МО "Гатчинский район" Ленинградской области <...> вынесено постановление N о постановке на учет по улучшению жилищных условий Т.В. и ее сына В.К., <...> года рождения, включении в очередь на первоочередное предоставление жилья как военнослужащей, уволенной в запас, в связи с организационными штатными мероприятиями.
В соответствии с утвержденным порядком Т.В. дала согласие на предоставление ей и ее сыну жилого помещения в собственность на территории г. Гатчины. На основании постановления главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> N N, истца включили в список граждан, претендующих на предоставление жилых помещений в <...> годах, составом семьи 2 человека.
<...> Т.В. вручили акт осмотра квартиры, купленной для нее и ее сына, в акте было указано, что квартира однокомнатная, жилая площадь 16,58 кв. м. Истец указывает на то, что в силу части 1 ст. 58 ЖК РФ заселение в одну комнату разнополых лиц, не являющихся супругами, законодательством допускается с их согласия, однако истцы такого согласия не давали, в связи с чем просят обязать ответчика предоставить им в собственность бесплатно за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета жилое помещение, с учетом права на раздельное проживание, в виде двухкомнатной квартиры (<...>).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований Т.В., В.К. (<...>).
В апелляционной жалобе Т.В., В.К. просят решение суда отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования.
В обоснование жалобы указали, что решение является незаконным и необоснованным, суд нарушил нормы материального права, не применил закон, подлежащий применению в спорном правоотношении, поскольку суд безосновательно посчитал, что положения ч. 1 ст. 58 ЖК РФ об обязательности учета законных интересов граждан неприменимы к разрешению вопросов предоставления жилого помещения семье военнослужащей, уволенной в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и вставшей на учет нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года.
В обоснование суд положил утверждение о том, что норма аналогичная указанной в ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ отсутствует в Законе "О статусе военнослужащих" и Законе Ленинградской области от 18.07.2011 N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан".
При рассмотрении данного гражданского дела суд допустил возможность дискриминации в реализации общего порядка предоставления жилых помещений только потому, что истцы относятся к категории "военнослужащий, уволенный с военной службы и член его семьи".
Суд необоснованно отказал в применении к рассматриваемому спорному правоотношению аналогии закона со ссылкой на его полную урегулированность Законом "О статусе военнослужащих" и Законом Ленобласти от 18.07.2011 N 57-оз. Истцы просили применить сходные отношения (аналогию закона) только в части предоставления им жилого помещения в собственность, так как ч. 1 ст. 58 ЖК РФ прямо регулирует учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из приказа командующего 6 Армии ВВС и ПВО N от <...>, Т.В. уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с реорганизационно-штатными мероприятиями, подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Постановлением главы администрации МО "Гатчинский район" Ленинградской области от <...> N Т.В. и член ее семьи - сын В.К. <...> рождения были приняты на учет и включены в очередь на первоочередное предоставление жилья, как члены семьи военнослужащей, уволенной в запас, в связи с организационными штатными мероприятиями.
<...> Т.В. подала в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области заявление о предоставлении жилого помещения в г. Гатчине в собственность бесплатно, на состав семьи 2 человека, предоставив все необходимые документы.
Постановлением главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> N Т.В. включена в список граждан, претендующих на предоставление жилых помещений в <...> годах составом семьи 2 человека.
Из ответа администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <...> на обращение Т.В. следует, что администрацией за счет федерального бюджета приобретено для семьи Т.В. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Истцу был выдан акт осмотра жилого помещения, который до настоящего времени не подписан.
Согласно акту осмотра квартиры Т.В. и члену ее семьи В.К. предоставляется квартира общей площадью 39,40 кв. м, в том числе жилой площадью 16. 58 кв. м, расположенная 12 этаже (<...>).
Из технического паспорта квартиры следует, что квартира однокомнатная, общая площадь квартиры составляет 38,9 кв. м, жилая площадь - 18.2 кв. м (<...>).
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры).
В силу пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.08.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Областным законом от 18.07.2011 N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления военнослужащему площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, а с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, но не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Каких-либо дополнительных условий, ограничивающих право военнослужащего, признанного в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, эта норма не содержит.
Статьей 3 Областного закона Ленинградской области N 57-оз от 18.07.2011 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложена на администрации.
2. Обеспечение жилыми помещениями указанных отдельных категорий граждан осуществляется за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета путем: предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; предоставления жилого помещения по договору социального найма; предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" право на предоставление жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, построенных (приобретенных) администрациями муниципальных районов и городского округа за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета (далее - жилые помещения), имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 3 областного закона от 18 июля 2011 года N 57-оз (далее - граждане).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при предоставлении истцам жилого помещения на них не распространяются положения части 1 ст. 58 ЖК РФ, поскольку в силу пункта 1 ст. 7 ЖК РФ аналогия закона применима в случае, когда жилищные соглашения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких соглашений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения.
Суд первой инстанции в своем решении указал, что в данном случае правоотношения сторон урегулированы специальным законом - Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и принятыми во исполнение данного Закона вышеуказанными нормативно-правовыми актами - актом субъекта Российской Федерации и подзаконным актом - Постановлением Правительства Ленинградской области. Указанные нормативно-правовые акты не содержат нормы обязывающей при предоставлении жилого помещения отдельным категориям граждан учитывать нормы жилищного законодательства, в том числе и касающиеся невозможности совместного проживания разнополых лиц в одной комнате без их согласия.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном применении нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения по следующим основаниям.
Статьей 58 ЖК РФ предусмотрено, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 06 февраля 2007 года) при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Кроме того, улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации прямо указывают на то, что вопросы предоставления жилых помещений военнослужащим регламентируются не только нормами специального законодательства, но и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как обоснованно указала истец в своей апелляционной жалобе ни Закон "О статусе военнослужащих", ни Закон Ленинградской области от 18.07.2011 N 57-оз не содержат положений, которые бы ограничивали или отменяли действие ч. 1 ст. 58 ЖК РФ в отношении граждан, уволенных с военной службы и обеспечиваемых жилыми помещениями органами местного самоуправления.
Суд не учел, что в соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации положениям настоящего Кодекса, применяются положения настоящего Кодекса.
Порядок установленный Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает обязательность учета законных интересов граждан при разрешении вопросов предоставления им жилых помещений, закрепив в ч. 1 ст. 58 правило, не допускающее принятие жилищным органом решения о предоставлении жилого помещения, состоящего из одной комнаты, гражданам, за исключением супругов, в отсутствие их согласия на это. Указанное согласие истцы не давали, ответчиком в суд оно не предоставлялось и в материалах дела отсутствует.
Из смысла жилищного законодательства РФ следует, что данное правило подлежит применению при разрешении вопросов предоставления жилых помещений всем категориям граждан, которым в соответствии с действующим законодательством жилые помещения предоставляются в собственность бесплатно или по договорам социального найма. В противном случае, неприменение такого правила нарушает права граждан и принцип их равенства перед законом, поскольку такая дифференциация в подходе к разрешению жилищных вопросов нарушает положения ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод граждан независимо от других обстоятельств, в том числе от отнесения их к той или иной категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым жилье предоставляется бесплатно.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции неправильно применена норма материального права, а потому решение суда подлежит отмене. Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены на основании представленных сторонами доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении иска, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2014 года отменить с вынесением по делу нового решения.
Обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить Т.В., В.К. в собственность бесплатно за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м, соответствующее требованиям части 1 ст. 58 ЖК РФ, в остальной части в иске отказать.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)