Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11831/2016) Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 (судья Дроздов А.Н.), по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании убытков в размере 2 290 400 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района - представитель не явился, извещен;
- от Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещен;
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 2 290 400 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, Департамент имущественных и земельных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что ответчик неправомерно отказался от возмещения убытков, причиненных муниципальному образованию Сургутский район вследствие выполнения Администрацией Сургутского района полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части обеспечения инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями. Считает, что средства, поступившие в бюджет Сургутского района на выполнение программных мероприятий и направленных на улучшение жилищный условий жителей Сургутского района, являются доходом местного бюджета в размере 100% от стоимости приобретенного жилого помещения для инвалида Бейзым М.М., т.е. 2 290 400 руб.
От Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебной заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность принятого решения и не установил оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, согласно уведомлению от 05.04.2011 исх. N 831 Бейзым М.М. 01.04.2011 включен во внеочередной список очередности нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с заболеванием, дающим право на первоочередное получение жилой площади, с 01.04.2011, дата подачи заявления 10.03.2011 (л.д. 12).
Муниципальному образованию Сургутский район на праве собственности принадлежало жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Островского, д. 2, кв. 12.
На основании постановления администрации Сургутского района от 30.01.2014 N 312 указанное помещение было предоставлено по договору социального найма от 30.01.2014 N 6 гражданину Бейзым М.М. на состав семьи 1 человек.
Из справки врачебной комиссии БУ ХМАО - Югры СКПНД от 01.03.2011 N 19 следует, что Бейзым М.М. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, данное лицо имеет право на дополнительную жилую площадь (л.д. 21).
Распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2015 N 13-Р-3228 жилой дом, расположенный по адресу г.п. Белый Яр, ул. Островского, д. 2, в состав которого входит предоставленное гр. Бейзым М.М. жилое помещение, передан из собственности муниципального образования Сургутский район в собственность муниципального образования городского поселения Белый Яр (л.д. 76).
Администрацией г.п. Белый Яр Бейзым М.М. исключен из первоочередного, внеочередного и общего списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно отчету ООО "Сургутский оценщик" от 10.03.2016 N Н-05-6/2016, рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Островского, д. 2, кв. 12, составляет 2 290 400 руб. (л.д. 33-75).
Полагая, что право на получение жилья указанной льготной категорией граждан предусмотрено федеральным законодательством, в связи с чем расходные обязательства по финансированию соответствующих мероприятий возникли на стороне субъекта Российской Федерации, а органу местного самоуправления понесенные затраты на приобретение жилья не компенсированы, департамент, после отказа в возмещении убытков в досудебном порядке, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) определено, что предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 57 ЖК РФ (часть 1, пункт 3 части 2) установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ).
Пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как видно, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, не отнесено к вопросам местного значения.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 3.1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ установлено, что по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" также урегулированы вопросы финансирования только в отношении граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7.3 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета в форме субсидий на приобретение жилых помещений в собственность имеют инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года на территории автономного округа.
Названный закон не содержит положений о финансовом обеспечении за счет средств федерального или регионального бюджета затрат органов местного самоуправления, понесенных в связи с предоставлением жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, по договорам социального найма (равно как и в собственность).
Таким образом, рассмотренное законодательство не содержит конкретных положений о порядке финансирования расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, и не позволяет определить субъект Российской Федерации в качестве лица, должного отвечать по требованию о взыскании убытков по рассматриваемому исковому заявлению.
При этом, финансирование расходов направлено только на приобретение жилья в собственность граждан.
Вместе с тем, до момента передачи жилого дома в собственность муниципального образования г.п. Белый Яр муниципальное образование Сургутский район не утрачивало право собственности на предоставленную гр. Бейзым М.М. квартиру, поскольку последний проживал в ней по договору социального найма.
Следовательно, причинно-следственная связь между предоставлением гражданину квартиры по договору социального найма и наступившими последствиями в виде прекращения права собственности муниципального образования на квартиру отсутствует. Иная ситуация была бы в случае предоставления гражданину квартиры в собственность.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что имущество не приобреталось на денежные средства, принадлежащие муниципальному образованию Сургутский район, поскольку поступило безвозмездно передано по договору N 24 от 13.01.1997 о передаче жилищного фонда, объектов социально-культурного назначения и дорог, находящихся на балансе ОАО "Сургутнефтегаз" в муниципальную собственность Сургутского района по пос. Белый Яр.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Принимая во внимание, что действующим законодательством не предусмотрены финансовые обязательства субъекта Российской Федерации по компенсации расходов органам местного самоуправления по предоставлению жилья инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, а также учитывая, что органом местного самоуправления квартира в собственность гражданину не передавалась, а была предоставлена по договору социального найма и прекращение права собственности связано с передачей жилого дома в собственность иного муниципального образования на основании нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении иска.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2016 N 08АП-11831/2016 ПО ДЕЛУ N А75-6877/2016
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2016 г. N 08АП-11831/2016
Дело N А75-6877/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11831/2016) Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 (судья Дроздов А.Н.), по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании убытков в размере 2 290 400 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района - представитель не явился, извещен;
- от Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещен;
- установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 2 290 400 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, Департамент имущественных и земельных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что ответчик неправомерно отказался от возмещения убытков, причиненных муниципальному образованию Сургутский район вследствие выполнения Администрацией Сургутского района полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части обеспечения инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями. Считает, что средства, поступившие в бюджет Сургутского района на выполнение программных мероприятий и направленных на улучшение жилищный условий жителей Сургутского района, являются доходом местного бюджета в размере 100% от стоимости приобретенного жилого помещения для инвалида Бейзым М.М., т.е. 2 290 400 руб.
От Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебной заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность принятого решения и не установил оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, согласно уведомлению от 05.04.2011 исх. N 831 Бейзым М.М. 01.04.2011 включен во внеочередной список очередности нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с заболеванием, дающим право на первоочередное получение жилой площади, с 01.04.2011, дата подачи заявления 10.03.2011 (л.д. 12).
Муниципальному образованию Сургутский район на праве собственности принадлежало жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Островского, д. 2, кв. 12.
На основании постановления администрации Сургутского района от 30.01.2014 N 312 указанное помещение было предоставлено по договору социального найма от 30.01.2014 N 6 гражданину Бейзым М.М. на состав семьи 1 человек.
Из справки врачебной комиссии БУ ХМАО - Югры СКПНД от 01.03.2011 N 19 следует, что Бейзым М.М. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, данное лицо имеет право на дополнительную жилую площадь (л.д. 21).
Распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2015 N 13-Р-3228 жилой дом, расположенный по адресу г.п. Белый Яр, ул. Островского, д. 2, в состав которого входит предоставленное гр. Бейзым М.М. жилое помещение, передан из собственности муниципального образования Сургутский район в собственность муниципального образования городского поселения Белый Яр (л.д. 76).
Администрацией г.п. Белый Яр Бейзым М.М. исключен из первоочередного, внеочередного и общего списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно отчету ООО "Сургутский оценщик" от 10.03.2016 N Н-05-6/2016, рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Островского, д. 2, кв. 12, составляет 2 290 400 руб. (л.д. 33-75).
Полагая, что право на получение жилья указанной льготной категорией граждан предусмотрено федеральным законодательством, в связи с чем расходные обязательства по финансированию соответствующих мероприятий возникли на стороне субъекта Российской Федерации, а органу местного самоуправления понесенные затраты на приобретение жилья не компенсированы, департамент, после отказа в возмещении убытков в досудебном порядке, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) определено, что предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 57 ЖК РФ (часть 1, пункт 3 части 2) установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ).
Пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как видно, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, не отнесено к вопросам местного значения.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 3.1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ установлено, что по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" также урегулированы вопросы финансирования только в отношении граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7.3 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета в форме субсидий на приобретение жилых помещений в собственность имеют инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года на территории автономного округа.
Названный закон не содержит положений о финансовом обеспечении за счет средств федерального или регионального бюджета затрат органов местного самоуправления, понесенных в связи с предоставлением жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, по договорам социального найма (равно как и в собственность).
Таким образом, рассмотренное законодательство не содержит конкретных положений о порядке финансирования расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, и не позволяет определить субъект Российской Федерации в качестве лица, должного отвечать по требованию о взыскании убытков по рассматриваемому исковому заявлению.
При этом, финансирование расходов направлено только на приобретение жилья в собственность граждан.
Вместе с тем, до момента передачи жилого дома в собственность муниципального образования г.п. Белый Яр муниципальное образование Сургутский район не утрачивало право собственности на предоставленную гр. Бейзым М.М. квартиру, поскольку последний проживал в ней по договору социального найма.
Следовательно, причинно-следственная связь между предоставлением гражданину квартиры по договору социального найма и наступившими последствиями в виде прекращения права собственности муниципального образования на квартиру отсутствует. Иная ситуация была бы в случае предоставления гражданину квартиры в собственность.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что имущество не приобреталось на денежные средства, принадлежащие муниципальному образованию Сургутский район, поскольку поступило безвозмездно передано по договору N 24 от 13.01.1997 о передаче жилищного фонда, объектов социально-культурного назначения и дорог, находящихся на балансе ОАО "Сургутнефтегаз" в муниципальную собственность Сургутского района по пос. Белый Яр.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Принимая во внимание, что действующим законодательством не предусмотрены финансовые обязательства субъекта Российской Федерации по компенсации расходов органам местного самоуправления по предоставлению жилья инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, а также учитывая, что органом местного самоуправления квартира в собственность гражданину не передавалась, а была предоставлена по договору социального найма и прекращение права собственности связано с передачей жилого дома в собственность иного муниципального образования на основании нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении иска.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2016 года по делу N А75-6877/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)