Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что, будучи принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, они не могут быть сняты по основаниям, указанным административным ответчиком, тем более что их жилищные условия не изменились и в настоящее время за ними право собственности на какое-либо жилое помещение не зарегистрировано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Курносова А.Н.
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Знаменщикова Р.В., Соболевой С.Л.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Администрации города Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2017 года по делу
по административному исковому заявлению Ф.Г.Л., Ф.А.В. к Администрации города Бийска Алтайского края об оспаривании решения жилищной комиссии об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
установила:
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ ***, утвержденной постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ ***, Ф.Г.Л. составом семьи три человека, в том числе сын Ф.А.В., была включена в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общих основаниях - с ДД.ММ.ГГ.
Кроме этого Ф.Г.Л. и Ф.А.В. имеют статус вынужденных переселенцев, что подтверждается удостоверениями АЕ *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ соответственно, в связи с чем решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ ***, утвержденным постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ ***, Ф.Г.Л. составом семьи два человека, в том числе сын Ф.А.В., признаны участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Ф.Г.Л. являлась собственником 9/20 долей в праве на жилое помещение по <адрес>.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ ***, утвержденным постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ ***, Ф.Г.Л. и Ф.А.В. исключены из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на общих основаниях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (подпункт 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Ф.Г.Л. и Ф.А.В. исключены из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Полагая свои жилищные права нарушенными, Ф.Г.Л. и Ф.А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Бийска об оспаривании решения жилищной комиссии об исключении их из списка нуждающихся в жилом помещении, ссылаясь на то, что, будучи принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2002 году, они не могут быть сняты по основаниям, указанным административным ответчиком, тем более, что их жилищные условия не изменились и в настоящее время за ними право собственности на какое-либо жилое помещение не зарегистрировано. Просили признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ *** в части исключения Ф.Г.Л., составом семьи два человека, в том числе Ф.А.В., из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, и из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами. Обязать Администрацию города Бийска семью из двух человек, а именно: Ф.Г.Л., ДД.ММ.ГГ года рождения, Ф.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, с ДД.ММ.ГГ. Обязать Администрацию города Бийска семью из двух человек, а именно: Ф.Г.Л., ДД.ММ.ГГ года рождения, Ф.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, восстановить и включить в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с ДД.ММ.ГГ.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ *** в части исключения Ф.Г.Л., составом семьи два человека, в том числе Ф.А.В., из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, и из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами. На Администрацию города Бийска возложена обязанность восстановить семью из двух человек, а именно: Ф.Г.Л., ДД.ММ.ГГ года рождения, Ф.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, с ДД.ММ.ГГ, а также восстановить их и включить в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация города Бийска просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске, настаивая на том, что приобретение Ф.Г.Л. 9/20 долей в праве собственности на жилое помещение по <адрес> исключало наличие у нее и у Ф.А.В. нуждаемости в улучшении жилищных условий и свидетельствовало о несоответствии их семьи критериям нуждаемости, установленным как действующим, так и действовавшим на момент их постановки на учет законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов Ф.А.В. и Ф.А.В. - Г.К.В. просит оставить ее (жалобу) без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административных истцов Г.К.В. и административный истец Ф.А.В. полагали принятое судом решение законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Удовлетворяя заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции исходил из того, что приобретение Ф.А.В. ДД.ММ.ГГ в собственность доли в жилом помещении имело место уже после того, как она и сын Ф.А.В. были поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующая последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, подлежит применению при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем пришел к выводу о незаконности исключения административных истцов из списка нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГ, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГ, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГ, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Поскольку в период нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Ф.Г.Л. приобрела в собственность 9/20 долей в праве на жилое помещение по <адрес>, в связи с чем она и ее сын имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, что не позволяло им с января 2007 года находиться на жилищном учете, вывод жилищного органа об утрате Ф.Г.Л. с составом семьи из двух человек (включая Ф.А.В.) оснований, дающим право на получение жилого помещения по договору социального найма, являлся правильным.
Данное обстоятельство в силу требований пункта 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, а также п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации являлось основанием для снятия Ф.Г.Л. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Последующее распоряжение в июле 2012 года Ф.Г.Л. находящейся у ее в собственности доли жилого помещения с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения по договору социального найма, правомерно было расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяет Ф.Г.Л. с членами ее семьи быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до июля 2017 года.
При этом приобретение Ф.Г.Л. как гражданином, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственность доли в жилом помещении и последующее ее отчуждение в отсутствие уведомления об указанных сделках жилищного органа имело существенное значение для дела.
Содержание ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР указывает на то, что обеспеченность граждан жилой площадью (более или менее учетной нормы) предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Иное толкование данных норм может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
То обстоятельство, что административные истцы были приняты на учет до ДД.ММ.ГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, вопреки выводам суда первой инстанции, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку обеспеченность семьи Ф.Г.Л. жилой площадью на одного члена семьи после приобретения ею в собственность доли жилого помещения стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия ее с жилищного учета.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление о признании незаконным решения Администрации города Бийска об исключении административных истцов из списка нуждающихся в жилом помещении подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2017 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Ф.Г.Л., Ф.А.В. к Администрации города Бийска Алтайского края об оспаривании решения жилищной комиссии об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-7331/2017
Требование: Об оспаривании решения жилищной комиссии об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что, будучи принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, они не могут быть сняты по основаниям, указанным административным ответчиком, тем более что их жилищные условия не изменились и в настоящее время за ними право собственности на какое-либо жилое помещение не зарегистрировано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33а-7331/2017
Судья Курносова А.Н.
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Знаменщикова Р.В., Соболевой С.Л.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Администрации города Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2017 года по делу
по административному исковому заявлению Ф.Г.Л., Ф.А.В. к Администрации города Бийска Алтайского края об оспаривании решения жилищной комиссии об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
установила:
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ ***, утвержденной постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ ***, Ф.Г.Л. составом семьи три человека, в том числе сын Ф.А.В., была включена в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общих основаниях - с ДД.ММ.ГГ.
Кроме этого Ф.Г.Л. и Ф.А.В. имеют статус вынужденных переселенцев, что подтверждается удостоверениями АЕ *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ соответственно, в связи с чем решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ ***, утвержденным постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ ***, Ф.Г.Л. составом семьи два человека, в том числе сын Ф.А.В., признаны участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Ф.Г.Л. являлась собственником 9/20 долей в праве на жилое помещение по <адрес>.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ ***, утвержденным постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ ***, Ф.Г.Л. и Ф.А.В. исключены из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на общих основаниях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (подпункт 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Ф.Г.Л. и Ф.А.В. исключены из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Полагая свои жилищные права нарушенными, Ф.Г.Л. и Ф.А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Бийска об оспаривании решения жилищной комиссии об исключении их из списка нуждающихся в жилом помещении, ссылаясь на то, что, будучи принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2002 году, они не могут быть сняты по основаниям, указанным административным ответчиком, тем более, что их жилищные условия не изменились и в настоящее время за ними право собственности на какое-либо жилое помещение не зарегистрировано. Просили признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ *** в части исключения Ф.Г.Л., составом семьи два человека, в том числе Ф.А.В., из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, и из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами. Обязать Администрацию города Бийска семью из двух человек, а именно: Ф.Г.Л., ДД.ММ.ГГ года рождения, Ф.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, с ДД.ММ.ГГ. Обязать Администрацию города Бийска семью из двух человек, а именно: Ф.Г.Л., ДД.ММ.ГГ года рождения, Ф.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, восстановить и включить в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с ДД.ММ.ГГ.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ *** в части исключения Ф.Г.Л., составом семьи два человека, в том числе Ф.А.В., из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, и из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами. На Администрацию города Бийска возложена обязанность восстановить семью из двух человек, а именно: Ф.Г.Л., ДД.ММ.ГГ года рождения, Ф.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, с ДД.ММ.ГГ, а также восстановить их и включить в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация города Бийска просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске, настаивая на том, что приобретение Ф.Г.Л. 9/20 долей в праве собственности на жилое помещение по <адрес> исключало наличие у нее и у Ф.А.В. нуждаемости в улучшении жилищных условий и свидетельствовало о несоответствии их семьи критериям нуждаемости, установленным как действующим, так и действовавшим на момент их постановки на учет законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов Ф.А.В. и Ф.А.В. - Г.К.В. просит оставить ее (жалобу) без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административных истцов Г.К.В. и административный истец Ф.А.В. полагали принятое судом решение законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Удовлетворяя заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции исходил из того, что приобретение Ф.А.В. ДД.ММ.ГГ в собственность доли в жилом помещении имело место уже после того, как она и сын Ф.А.В. были поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующая последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, подлежит применению при принятии решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем пришел к выводу о незаконности исключения административных истцов из списка нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГ, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГ, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГ, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Поскольку в период нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Ф.Г.Л. приобрела в собственность 9/20 долей в праве на жилое помещение по <адрес>, в связи с чем она и ее сын имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, что не позволяло им с января 2007 года находиться на жилищном учете, вывод жилищного органа об утрате Ф.Г.Л. с составом семьи из двух человек (включая Ф.А.В.) оснований, дающим право на получение жилого помещения по договору социального найма, являлся правильным.
Данное обстоятельство в силу требований пункта 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, а также п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации являлось основанием для снятия Ф.Г.Л. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Последующее распоряжение в июле 2012 года Ф.Г.Л. находящейся у ее в собственности доли жилого помещения с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения по договору социального найма, правомерно было расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяет Ф.Г.Л. с членами ее семьи быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до июля 2017 года.
При этом приобретение Ф.Г.Л. как гражданином, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственность доли в жилом помещении и последующее ее отчуждение в отсутствие уведомления об указанных сделках жилищного органа имело существенное значение для дела.
Содержание ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР указывает на то, что обеспеченность граждан жилой площадью (более или менее учетной нормы) предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Иное толкование данных норм может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
То обстоятельство, что административные истцы были приняты на учет до ДД.ММ.ГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, вопреки выводам суда первой инстанции, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку обеспеченность семьи Ф.Г.Л. жилой площадью на одного члена семьи после приобретения ею в собственность доли жилого помещения стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия ее с жилищного учета.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление о признании незаконным решения Администрации города Бийска об исключении административных истцов из списка нуждающихся в жилом помещении подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2017 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Ф.Г.Л., Ф.А.В. к Администрации города Бийска Алтайского края об оспаривании решения жилищной комиссии об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)