Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-33626/2015

Требование: О признании незаконным распоряжения, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что является вдовой участника ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. по делу N 33-33626/15


Судья: Романова С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.,
судей Морозовой Д.Х., Мищенко О.А.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д.Х.
гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Г. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований Г. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжение, обязании поставить на учет в качеству нуждающейся в жилом помещении - отказать",

установила:

Г. обратилась в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения от ххх года N ХХХ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять заявителя на учет.
В обоснование иска указав, что проживает в однокомнатной квартире по адресу: ххх, принадлежащей ее дочери Т.И., общей площадью ххх кв. м, в квартире проживают три человека. Также заявитель указала, что является вдовой участника и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ. Кроме того, указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов поставлена задача завершить обеспечение жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов ВОВ, а также их вдов, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
Представитель Г. по доверенности Т.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности П. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях, без учета других проживающих в жилом помещении, невозможно, заявитель является членом семьи собственника, в квартире проживают ее дети, в отношении иных лиц, зарегистрированных на площади, документы, необходимые для разрешения вопроса о постановке на учет не были представлены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Г., ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца Г., представителя ДГИ г. Москвы, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, выслушав представителя истца по доверенности Т.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г. 29 января 2002 года прибыла на жилую площадь по адресу: ххх.
Жилое помещение представляет собой ххх квартиру общей площадью ххх кв. м, жилой площадью 16,8 кв. м, ранее предоставленное Г. на основании договора социального найма от 22 августа 2005 года (л.д. 51).
15 ноября 2005 года жилое помещение передано заявителю в собственность на основании договора передачи N 126200-М18083 (л.д. 42).
Г. имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", является вдовой участника ВОВ, что подтверждено представленным в материалы дела удостоверением.
28 февраля 2006 года Г. заключила с Т.И. договор дарения, на основании которого подарила своей дочери Т.И. вышеуказанное жилое помещение (л.д. 61).
Т.И. прибыла в жилое помещение 27 февраля 2008 года из Грузии, вторая дочь заявителя Т.М. прибыла на площадь из Грузии 19 августа 2010 года. В указанной квартире зарегистрированы и проживают Г., Т.И., Т.М., все указанные лица являются родственниками, одной семьей (л.д. 74 - 75).
06 октября 2014 года Г. обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о признании ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Распоряжением ДЖПиЖФ г. Москвы от ххх года N ХХХ с учетом поданного заявления о признании заявителя малоимущим, в признании малоимущими граждан Г., Т.И., Т.М. малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых гражданам по договору социального найма, с указанием, что заявитель в составе семьи из трех человек зарегистрированы и проживают по месту жительства по адресу: ххх, где занимают ххх квартиру площадью жилого помещения ххх кв. м. Т.И. проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниям в общей сложности менее хх лет с ххх года, Т.М. проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее ххх лет с ххх года, документы для расчета малоимущности, обязанность по предъявлению которых возложена на заявителя, не представлены.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Частью 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что к членам семьи нанимателя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Согласно ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир, для коммунальных квартир - 15 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (ч. 1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29).
В силу ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 8 данного Закона, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29, отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку Г. является матерью собственника квартиры Т.И., то в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ относится к членам семьи собственника жилого помещения, а по смыслу Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях без учета других проживающих в жилом помещении, как членов семьи собственника, так и самого собственника жилого помещения невозможно, так как норма постановки на учет и обеспечение жилыми помещениями взаимосвязаны с правом пользования жилым помещением всех членов семьи, следовательно, постановка заявителя на жилищный учет влечет за собой признание нуждающимися в жилых помещениях всех членов семьи.
Поскольку при обращении заявителя по вопросу постановки на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлено, что зарегистрированные в жилом помещении ее дочери Т.И., Т.М. проживают в Москве менее 10 лет, то Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от ххх года об отказе в признании граждан Г., Т.И., Т.М. малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых гражданам по договору социального найма (безвозмездного пользования) является законным. В связи с чем суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их соответствующими требованиям законодательства и основанными на собранных по делу доказательствах.
Доводы жалобы о том, что судом не учтено, что с заявлением к Департаменту о признании ее нуждающейся в жилом помещении она обратилась одна, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции, обоснованно указал, что Т.И., Т.М. действительно не имеют права на улучшение жилищных условий, поскольку проживают в г. Москве на законных основаниях менее 10 лет, поэтому улучшить жилищные условия Г. без учета вселенных и проживающих в жилом помещении ее дочерей, как членов одной семьи не представляется возможным.
Доводы жалобы о том, что ФЗ "О ветеранах" ставит вопрос обеспечения ветеранов Великой Отечественной Войны жильем вне зависимости от их материального положения, не влекут отмену решения суда в силу следующего.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
На основании ч. 2 ст. 15 вышеназванного Закона, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 того же Закона, инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
По смыслу п. п. 1, 11 и 11.1 ст. 23.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов" не устанавливают порядок признания ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с действующим федеральным законодательством, решение вопроса о признании Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий определяется законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Тот факт, что федеральное законодательство ставит вопрос обеспечения ветеранов Великой Отечественной Войны вне зависимости от их материального положения, не исключает необходимости соблюдения иных положений ст. 7, 9 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Г. будучи ветераном и участником Великой Отечественной войны, имеющая право на льготы, установленные действующим законодательством для участников и инвалидов Великой Отечественной войны (л.д. 11), обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 29).
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Г. об отмене Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N ХХХ от ххх года.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции верно разрешил возникший между сторонами спор, а доводы, изложенные в жалобе аналогичны доводам, приведенным в заявлении и при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)