Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-13730/2017

Требование: Об обязании заключить договор социального найма в отношении благоустроенного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что он является ветераном боевых действий, состоит на учете для улучшения жилищных условий, собственного жилья не имеет, ему стало известно, что его очередь сдвинулась назад, по результатам прокурорской проверки по данному факту вынесено представление, истец полагал, что его очередь на предоставление жилья подошла.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. по делу N 33-13730/2017


Судья Сейдяшева Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Деменевой Л.С.,
Ильиной О.В.
при секретаре К.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску К.П. к администрации Камышловского городского округа, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, об обязании заключить договор социального найма,
по апелляционной жалобе администрации Камышловского городского округа на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 15.05.2017.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., судебная коллегия
установила:

Истец К.П. обратился в суд с иском к администрации Камышловского городского округа об обязании заключения с ним договора социального найма в отношении благоустроенного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в течение <...>-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что он состоит на учете на улучшение жилищных условий как ветеран боевых действий с <...> года, иного жилья не имеет, проживает в съемной квартире. Постановлением Главы Камышловского городского округ от <...> был утвержден список ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до <...>, в котором он числился под номером <...>. Однако, в <...> года ему стало известно, что его очередь сдвинулась с <...> на <...> место. Истцом было подано заявление в прокуратуру о незаконности действий администрации, по результатам проверки прокурора в отношении Главы Камышловского городского округа было вынесено представление. С учетом изложенного считает, что его очередь на предоставление жилья подошла.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 15.05.2017 исковые требования К.П. были удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Камышловского городского округа заключить с К.П. договор социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в порядке установленной очередности. В удовлетворении остальной части иска истцу было отказано.
С таким решением не согласился ответчик - администрация Камышловского городского округа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает, что предоставление жилья ветеранам боевых действий производится в порядке, установленном Постановлении Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП. Главным распорядителей средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем указанной категории граждан, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, получателем бюджетных средств - ГКУ "Фонд жилищного строительства", в связи с чем обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма на администрации не лежит. У ответчика, согласно указанному Порядку, имеется обязанность только заключить с истцом договор социального найма в отношении жилого помещения, переданного в муниципальную собственность от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. На администрации лежит также обязанность вести учет нуждающихся в жилье по данной категории граждан.
От ответчика ГКУ "Фонд жилищного строительства" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на согласие с принятым судом решением, поскольку со стороны ГКУ "Фонд жилищного строительства" нарушений прав истца не допущено.
Стороны, а также лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела. Кроме того, истец К.П. был извещен судом посредством телефонограммы <...>. Также информация о времени и месте рассмотрения дела была публично размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец К.П. является ветераном боевых действий и на основании постановления Главы Камышловского городского округа от <...> включен в список ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до <...> по Камышловскому городскому округу.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г. и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 г. N 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с п. 3, 4 указанного Порядка, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Списки граждан формируются в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 7 Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 18, 19 указанного Порядка, жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, поступают в казну Свердловской области и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты передачи государственным казенным учреждением Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документов, необходимых для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений в казну Свердловской области, безвозмездно передает их в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам и инвалидам по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований истца и возлагая на администрацию Камышловского городского округа обязанность заключить с ним договор социального найма в отношении жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, суд первой инстанции сослался на то, что К.П. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье по льготному списку как "ветеран боевых действий", на очередь встал до <...>, в связи с чем, как указал суд, у администрации Камышловского городского округа отсутствуют основания для отказа истцу в предоставлении жилья.
В качестве правовых оснований удовлетворения заявленных требований суд сослался на ч. 1 и на п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, которые устанавливают порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, в том числе во внеочередном порядке. Вместе с тем, суд первой инстанции отказал истцу в заключении с истцом договора социального найма в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указав, что у К.П. отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требования истца о возложении на администрацию Камышловского городского округа обязанности заключить с К.П. договор социального найма, поскольку указанное решение принято судом в нарушение норм действующего жилищного законодательства.
Так, правильно установив, что истец К.П. состоит на очереди в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилье по категории "ветеран боевых действий", предоставление жилья по которой осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от <...>, суд сделал вывод о возложении на администрацию Камышловского городского округа обязанности по заключению с истцом договора социального найма.
Вместе с тем материалами настоящего дела подтверждается, что очередь истца на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма среди ветеранов боевых действий Камышловского городского округа - <...>, а по Свердловской области - <...> (отзыв на исковое заявление ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" от <...> - л. д. 32).
Таким образом, принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, судом первой инстанции не было учтено, что обеспечение жильем ветеранов боевых действий является расходными обязательствами Российской Федерации и Свердловской области, а не органа местного самоуправления, а также то, что предоставление жилья указанной категории гражданам производится в порядке очередности, а не во внеочередном порядке и в соответствии с указанным Порядком предоставления жилья, в том числе ветеранам боевых действий.
С учетом этого выводы суда о том, что администрация Камышловского городского округа должна заключить с истцом договор социального найма - являются преждевременными, сделаны судом без учета действующего Порядка обеспечения жильем указанной категории граждан, тем более, что по решению суда на администрацию не возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение, а только заключить договор социального найма, без указания конкретного жилого помещения, что противоречит указанному Порядку.
Выводы суда первой инстанции в части обязания администрации заключить с истцом договор социального найма в порядке установленной очередности вообще не основаны на каких-либо нормах права и суд в этой части свое решение не мотивировал. Более того, решение суда в данной части не может быть исполнено, поскольку право истца на получение жилого помещения по данному основанию еще не наступило и из решения суда не следует, кто и каким образом должен контролировать соблюдение ответчиком очередности предоставления истцу жилого помещения в будущем, после вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то обстоятельство, что оснований для обязания органа местного самоуправления на заключение договора социального найма с истцом во внеочередном порядке у суда не имелось, апелляционная инстанция считает необходимым решение Камышловского районного суда в указанной части отменить и в удовлетворении требования истца о заключении с ним договора социального найма - отказать.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

решение Камышловского районного суда Свердловской области от 15.05.2017 отменить в части обязания администрации Камышловского городского округа заключить с истцом договор социального найма в отношении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, принять в данной части новое решение об отказе К.П. в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.Ф.ЛИМОНОВА
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
О.В.ИЛЬИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)