Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что истцом (орган местного самоуправления) покупка земельного участка была осуществлена за счет средств соответствующих бюджетов, предназначенных для приобретения жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-1605/2015
по заявлению администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "АгроЭлит", Самарская область, Шигонский район, с. Старый Тукшум, Суховой Зои Степановны, Министерства сельского хозяйства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
администрация муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением, в котором просит:
- - признать отказы Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок от 29.12.2014 N 37/504/2014-407 и от 29.12.2014 N 37/504/2014-406 незаконными;
- - обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать переход права и права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок, находящиеся по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, 11-1 (л.д. 2 - 6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав Администрации в удовлетворении заявленных требований.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа 12.01.2016 объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 15.01.2016.
Информация размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 15.01.2016 в 11 часов 00 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.12.2013 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и администрацией муниципального района Шигонский Самарской области заключено соглашение N 146, предметом которого является предоставление субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования (муниципальный район Шигонский Самарской области) по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения (на 2013 г.) (л.д. 12 - 16).
23 декабря 2013 года администрация муниципального района Шигонский Самарской области (орган местного самоуправления) и общество с ограниченной ответственностью "АгроЭлит" (далее - ООО "АгроЭлит", работодатель) заключили соглашение в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов по договору найма жилого помещения федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858. В соответствии с соглашением администрация принимает на себя обязательства по перечислению на банковский счет работодателя средства в размере 943 690 руб., в целях приобретения жилого помещения с последующей передачей по договору найма жилого помещения молодой семье (молодому специалисту) Выдренкову А.Н.
21 ноября 2014 года администрация муниципального района Шигонский совместно с ООО "АгроЭлит" (покупатели) заключили с Суховой Зоей Степановной (продавец) договор купли-продажи жилого помещения площадью 85,6 кв. м, расположенное по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:404 (размеры долей в приобретаемом праве - 63/107 и 44/107 соответственно) (л.д. 18 - 19).
Согласно пункту 2.1 указанного договора стоимость приобретаемой квартиры и земельного участка составляет 1 608 775 руб., из которых 943 690 руб. составляют средства федерального, областного и местного бюджетов (381 386 руб., 548 823 руб. и 13 481 руб. соответственно), оставшаяся денежная сумма - собственные средства ООО "АгроЭлит".
21 ноября 2014 года Сухова З.С., а также муниципальный район Шигонский Самарской области и ООО "АгроЭлит" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением N 63-63-37/504/2014-406 о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на жилое помещение площадью 85,6 кв. м, расположенное по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:404 и заявлением N 63-63-37/504/2014-407 о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1030 кв. м, расположенный по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:311.
Сообщениями от 29.12.2014 N 37/504/2014-407 и N 37/504/2014-406 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрацией права общей долевой собственности, ссылаясь на то, что покупка земельного участка с кадастровым номером 63:37:0103003:311 за счет средств соответствующих бюджетов, которые предназначены конкретно для приобретения жилья, не может осуществляться. Данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии договора купли-продажи от 21.11.2014 по содержанию требованиям действующего законодательства (л.д. 34 - 37).
Заявитель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает его права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 2 - 6).
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года".
Пунктами 2, 3 названных Правил определено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках региональных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных типовым положением.
В редакции программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 в пункте 9 "Положения о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения" (далее - Положение), установлено, что в целях обеспечения молодой семьи и молодого специалиста жильем в соответствии с условиями договора найма жилого помещения орган местного самоуправления или орган местного самоуправления совместно с работодателем заключает договор купли-продажи жилого помещения, договор подряда на строительство жилого дома либо договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Судом первой инстанции установлено, что согласно соглашению от 23.12.2013 работодателю ООО "АгроЭлит" на молодую семью Выдренковых Администрацией была перечислена социальная выплата в размере 943 690 руб.
В соответствии с пунктом 2.2 договора купли-продажи от 21.11.2014 указанная в пункте 2.1. сумма за квартиру и земельный участок будет перечислена ООО "АгроЭлит" на счет Продавца в размере 943 690 руб., которые были перечислены на основании платежных поручений от 27.12.2013 N 351, от 27.12.2013 N 348, от 27.12.2013 N 349 Администрацией ООО "АгроЭлит" на основании соглашения от 23.12.2013 в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению жилого помещения.
Данный размер социальной выплаты предназначен только для приобретения жилого помещения, денежные средства ни из федерального, ни из местного бюджетов на покупку доли земельного участка не выделялись. Таким образом, приобретая по договору купли-продажи жилого помещения долю на земельный участок, администрация муниципального района Шигонский не перечисляла денежные средства (не софинансировала) на ее приобретение.
Согласно пункту 10 Положения в отношении жилого помещения, приобретенного (построенного) органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с работодателем, оформляется свидетельство о праве муниципальной или общей собственности соответственно. В случае если в отношении приобретенного (построенного) жилого помещения зарегистрировано право общей собственности муниципального образования и работодателя, они заключают соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в котором оговариваются целевое назначение использования помещения (для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов) и полномочия собственников по заключению с молодой семьей и молодым специалистом договора найма этого помещения, а также по изменению и расторжению такого договора.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства отнесены принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.
В силу положений статей 273, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при передаче права собственности на недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что приобретая долю в жилом помещении, администрация муниципального района Шигонский должна оформить и долю на земельный участок, на котором расположено жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка Управления Росреестра по Самарской области на то, что Администрацией не соблюден порядок приобретения недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" правомерно отклонена судами двух инстанций как необоснованная.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) муниципальный заказчик муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки. Т.е. муниципальными заказчиками выступают, соответственно, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Части 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривают участие в закупках таких юридических лиц, как бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, а также иные юридические лица. Согласно части 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ к иным юридическим лицам относятся организации, которые осуществляют закупки за счет бюджетных инвестиций, предоставленных им в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Судами установлено, что в целях приобретения жилого помещения, денежные средства в виде субсидии в размере 943 690 рублей были перечислены Администрацией на банковский счет работодателя - ООО "АгроЭлит".
Фактически плательщиком по приобретению жилого помещения являлось ООО "АгроЭлит", а не администрация муниципального района Шигонский, которая действовала согласно положению о субсидировании по целевой программе.
Таким образом, отношения по приобретению квартиры и земельного участка Администрацией совместно с ООО "АгроЭлит", не подпадают под положения статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ. ООО "АгроЭлит" не предоставлялись бюджетные инвестиции в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
В правоотношениях по заключению договора купли-продажи от 21.11.2014 муниципальный район Шигонский Самарской области и ООО "АгроЭлит" являются покупателями, сособственниками объектов недвижимого имущества (размеры долей в приобретаемом праве составляют 63/107 и 44/107 соответственно).
Применение к указанной сделке положений Федерального закона N 44-ФЗ привело бы тому, что ООО "АгроЭлит" стало бы заказчиком в контрактной системе.
В этой связи действия администрации не противоречат нормативным правовым актам, регламентирующим предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не распространяет свое действие на отношения по заключению гражданско-правовых договоров с привлечением субсидий на софинансирование расходных обязательств, предметом которых является приобретение недвижимого имущества от имени муниципального образования и юридического лица, не предусмотренного частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления по доводам, приведенным в жалобах. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А55-1605/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2016 N Ф06-3698/2015 ПО ДЕЛУ N А55-1605/2015
Требование: О признании незаконными отказов в регистрации права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок, обязании зарегистрировать переход права и право общей долевой собственности.Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что истцом (орган местного самоуправления) покупка земельного участка была осуществлена за счет средств соответствующих бюджетов, предназначенных для приобретения жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. N Ф06-3698/2015
Дело N А55-1605/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-1605/2015
по заявлению администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "АгроЭлит", Самарская область, Шигонский район, с. Старый Тукшум, Суховой Зои Степановны, Министерства сельского хозяйства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
администрация муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением, в котором просит:
- - признать отказы Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок от 29.12.2014 N 37/504/2014-407 и от 29.12.2014 N 37/504/2014-406 незаконными;
- - обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать переход права и права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок, находящиеся по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, 11-1 (л.д. 2 - 6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав Администрации в удовлетворении заявленных требований.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа 12.01.2016 объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 15.01.2016.
Информация размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 15.01.2016 в 11 часов 00 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.12.2013 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и администрацией муниципального района Шигонский Самарской области заключено соглашение N 146, предметом которого является предоставление субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования (муниципальный район Шигонский Самарской области) по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения (на 2013 г.) (л.д. 12 - 16).
23 декабря 2013 года администрация муниципального района Шигонский Самарской области (орган местного самоуправления) и общество с ограниченной ответственностью "АгроЭлит" (далее - ООО "АгроЭлит", работодатель) заключили соглашение в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов по договору найма жилого помещения федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858. В соответствии с соглашением администрация принимает на себя обязательства по перечислению на банковский счет работодателя средства в размере 943 690 руб., в целях приобретения жилого помещения с последующей передачей по договору найма жилого помещения молодой семье (молодому специалисту) Выдренкову А.Н.
21 ноября 2014 года администрация муниципального района Шигонский совместно с ООО "АгроЭлит" (покупатели) заключили с Суховой Зоей Степановной (продавец) договор купли-продажи жилого помещения площадью 85,6 кв. м, расположенное по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:404 (размеры долей в приобретаемом праве - 63/107 и 44/107 соответственно) (л.д. 18 - 19).
Согласно пункту 2.1 указанного договора стоимость приобретаемой квартиры и земельного участка составляет 1 608 775 руб., из которых 943 690 руб. составляют средства федерального, областного и местного бюджетов (381 386 руб., 548 823 руб. и 13 481 руб. соответственно), оставшаяся денежная сумма - собственные средства ООО "АгроЭлит".
21 ноября 2014 года Сухова З.С., а также муниципальный район Шигонский Самарской области и ООО "АгроЭлит" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением N 63-63-37/504/2014-406 о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на жилое помещение площадью 85,6 кв. м, расположенное по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:404 и заявлением N 63-63-37/504/2014-407 о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1030 кв. м, расположенный по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:311.
Сообщениями от 29.12.2014 N 37/504/2014-407 и N 37/504/2014-406 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрацией права общей долевой собственности, ссылаясь на то, что покупка земельного участка с кадастровым номером 63:37:0103003:311 за счет средств соответствующих бюджетов, которые предназначены конкретно для приобретения жилья, не может осуществляться. Данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии договора купли-продажи от 21.11.2014 по содержанию требованиям действующего законодательства (л.д. 34 - 37).
Заявитель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает его права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 2 - 6).
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года".
Пунктами 2, 3 названных Правил определено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках региональных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных типовым положением.
В редакции программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 в пункте 9 "Положения о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения" (далее - Положение), установлено, что в целях обеспечения молодой семьи и молодого специалиста жильем в соответствии с условиями договора найма жилого помещения орган местного самоуправления или орган местного самоуправления совместно с работодателем заключает договор купли-продажи жилого помещения, договор подряда на строительство жилого дома либо договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Судом первой инстанции установлено, что согласно соглашению от 23.12.2013 работодателю ООО "АгроЭлит" на молодую семью Выдренковых Администрацией была перечислена социальная выплата в размере 943 690 руб.
В соответствии с пунктом 2.2 договора купли-продажи от 21.11.2014 указанная в пункте 2.1. сумма за квартиру и земельный участок будет перечислена ООО "АгроЭлит" на счет Продавца в размере 943 690 руб., которые были перечислены на основании платежных поручений от 27.12.2013 N 351, от 27.12.2013 N 348, от 27.12.2013 N 349 Администрацией ООО "АгроЭлит" на основании соглашения от 23.12.2013 в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению жилого помещения.
Данный размер социальной выплаты предназначен только для приобретения жилого помещения, денежные средства ни из федерального, ни из местного бюджетов на покупку доли земельного участка не выделялись. Таким образом, приобретая по договору купли-продажи жилого помещения долю на земельный участок, администрация муниципального района Шигонский не перечисляла денежные средства (не софинансировала) на ее приобретение.
Согласно пункту 10 Положения в отношении жилого помещения, приобретенного (построенного) органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с работодателем, оформляется свидетельство о праве муниципальной или общей собственности соответственно. В случае если в отношении приобретенного (построенного) жилого помещения зарегистрировано право общей собственности муниципального образования и работодателя, они заключают соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в котором оговариваются целевое назначение использования помещения (для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов) и полномочия собственников по заключению с молодой семьей и молодым специалистом договора найма этого помещения, а также по изменению и расторжению такого договора.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства отнесены принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.
В силу положений статей 273, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при передаче права собственности на недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что приобретая долю в жилом помещении, администрация муниципального района Шигонский должна оформить и долю на земельный участок, на котором расположено жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка Управления Росреестра по Самарской области на то, что Администрацией не соблюден порядок приобретения недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" правомерно отклонена судами двух инстанций как необоснованная.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) муниципальный заказчик муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки. Т.е. муниципальными заказчиками выступают, соответственно, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Части 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривают участие в закупках таких юридических лиц, как бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, а также иные юридические лица. Согласно части 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ к иным юридическим лицам относятся организации, которые осуществляют закупки за счет бюджетных инвестиций, предоставленных им в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Судами установлено, что в целях приобретения жилого помещения, денежные средства в виде субсидии в размере 943 690 рублей были перечислены Администрацией на банковский счет работодателя - ООО "АгроЭлит".
Фактически плательщиком по приобретению жилого помещения являлось ООО "АгроЭлит", а не администрация муниципального района Шигонский, которая действовала согласно положению о субсидировании по целевой программе.
Таким образом, отношения по приобретению квартиры и земельного участка Администрацией совместно с ООО "АгроЭлит", не подпадают под положения статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ. ООО "АгроЭлит" не предоставлялись бюджетные инвестиции в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
В правоотношениях по заключению договора купли-продажи от 21.11.2014 муниципальный район Шигонский Самарской области и ООО "АгроЭлит" являются покупателями, сособственниками объектов недвижимого имущества (размеры долей в приобретаемом праве составляют 63/107 и 44/107 соответственно).
Применение к указанной сделке положений Федерального закона N 44-ФЗ привело бы тому, что ООО "АгроЭлит" стало бы заказчиком в контрактной системе.
В этой связи действия администрации не противоречат нормативным правовым актам, регламентирующим предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не распространяет свое действие на отношения по заключению гражданско-правовых договоров с привлечением субсидий на софинансирование расходных обязательств, предметом которых является приобретение недвижимого имущества от имени муниципального образования и юридического лица, не предусмотренного частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления по доводам, приведенным в жалобах. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А55-1605/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)