Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.05.2017 N Ф09-2466/17 ПО ДЕЛУ N А50-14137/2016

Требование: О признании незаконным отказа в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилья для нанимателей помещений в общежитиях, обязании установить дифференцированный размер этой платы.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Договор управления многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что установление размера спорной платы не относится к компетенции муниципалитета, дома в реестре муниципального имущества не числятся, размер платы устанавливается собственниками помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. N Ф09-2466/17

Дело N А50-14137/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - общество, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А50-14137/2016 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ Администрации г. Перми в установлении платы за содержание и текущий ремонт для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, обязать Администрацию г. Перми установить дифференцированный размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, обслуживаемого заявителем (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.10.2016 (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 (судьи Варакса Н.В., Трефилова Е.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым признать незаконным отказ Администрации г. Перми в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и обязать Администрацию г. Перми установить дифференцированный размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей каждого многоквартирного дома, управление которыми осуществляет общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы считает, что при расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденного постановлением от 08.07.2015 N 445, Администрацией г. Перми, не были учтены особенности специализированного жилого фонда, находящегося под управлением общества, и не применен дифференцированный подход для каждого многоквартирного дома; на необходимость установления непосредственно дифференцированного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей указано в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.03.2009 N 6175-АД/14.
По мнению общества, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме.
Заявитель жалобы полагает, что действия Администрации г. Перми, выразившиеся в отказе по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, являются незаконными, поскольку нарушают права общества на осуществление им деятельности в качестве управляющей компании, препятствуют выполнению договорных обязательств перед Российской Федерацией, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан, с надлежащим содержанием общего имущества в специализированном жилом фонде, а также с предоставлением коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде.
Администрация г. Перми представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми было направлено письмо от 19.05.2016 N 941-ЖФ "Об установлении размера платы на содержание жилого помещения", с которым, ссылаясь на ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", заявитель направил расчеты стоимости на управление многоквартирными домами, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Норильская, 9а (коридорного типа), ул. Норильская, 9а (квартирного типа), ул. Норильская, 13а, и просил на основании представленных расчетов установить дифференцировано для каждого многоквартирного дома размер платы на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования г. Пермь, переданного обществу в управление и обслуживание; в ответ на данное обращение Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми в адрес общества было направлено письмо от 31.05.2016 N СЭД-04-04-40-И-42, в котором указано на то, что установление размера платы за содержание указанных помещений не относится к компетенции органом местного самоуправления города Перми, поскольку согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления; по информации, представленной Департаментом имущественных отношений Администрации г. Перми, объекты недвижимости, расположенные по адресам: г. Пермь, ул. Норильская, 9а, общей площадью 478,3 кв. м, ул. Норильская, 9а, общей площадью 778,45 кв. м, ул. Норильская, 13а, общей площадью 1690,10 кв. м в реестре муниципального имущества не числятся; в соответствии с ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений. В письме также содержится информация о том, что на территории муниципального образования г. Пермь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяется размер платы за содержание жилого помещения, установленный постановлением Администрации г. Перми от 08.07.2015 N 445 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми".
Полагая, что данный отказ Администрации г. Перми в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации является необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и обязал Администрацию г. Перми устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о том, что у Администрации г. Перми отсутствовали основания для установления размера платы за содержание и текущий ремонт имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Норильская, 9а (коридорный тип), ул. Норильская, 9а (квартирный тип), ул. Норильская, 13а.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно п. 2.5 договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и обществом (управляющая организация), приложениями к данному договору являются, в том числе приложение N 2 - 5 Перечень услуг по содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации, приложение N 2 - 10 Протокол согласования цены стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, передаваемого уполномоченным представителем заказчика управляющей организации; в п. 3.1.6 данного договора указано, что управляющая организация обязана принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные услуги в соответствии с техническими соглашениями, заключаемыми в рамках договора; в п. 4.1.1 названного договора установлено, что управляющая организация обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального фонда на основании приложения N 2 - 10 к договору; протоколом согласования цены стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества (приложение N 2 - 10 к договору управления жилищным фондом от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05) установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества домов, в том числе расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Норильская, 9а, в комнатах коридорного типа в размере 31 руб. 96 коп. / кв. м, в комнатах квартирного типа по этому же адресу 18 руб. 49 коп. / кв. м, а также дома, расположенного по адресу: Пермский край, ул. Норильская, 13а, в размере 18 руб. 49 коп. / кв. м в соответствии с постановлением Администрации г. Перми от 08.07.2015 N 445.
Таким образом, собственником данного жилищного фонда (Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации) принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в данных домах.
Представленное обществом в суд апелляционной инстанции дополнительное соглашение от 06.10.2016 N 18 о внесении изменений в приложение N 2 - 10 к договору к техническому соглашению договора управления жилищным фондом от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05, не опровергает данные обстоятельства и не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа, поскольку данное дополнительное соглашение заключено после направления в адрес общества письма от 31.05.2016 N СЭД-04-04-40-И-42.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о признании незаконным отказа Администрации г. Перми в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и обязании установить дифференцированный размер платы за содержание и текущий ремонт для нанимателей жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации, обслуживаемых заявителем.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных им обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом его рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А50-14137/2016 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Ю.В.ВДОВИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)