Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2017 ПО ДЕЛУ N А43-29956/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. по делу N А43-29956/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркеловой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2017 по делу N А43-29956/2016 по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, г. Н. Новгород (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449), к обществу с ограниченной ответственностью "Лесное", р.п. Тонкино, Нижегородская область (ИНН 5233002730, ОГРН 1035201144549), о внесении изменений в договор лесного участка N 434 от 25.05.2010,
при участии:
- от заявителя (истца) - не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика - Адейкиной О.В. по доверенности от 30.06.2015 сроком действия три года,
установил:

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лесное" (далее - ответчик, ООО "Лесное") о внесении изменений в договор лесного участка N 434 от 25 мая 2010 года.
Решением от 17.02.2017 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду нарушения норм материального права, несоответствия выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель со ссылкой на статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядок исчисления расчетной лесосеки, утвержденный приказом Рослесхоза от 27.05.2011 N 191, пояснил, что объем рубок погибших и поврежденных лесных насаждений включается в расчетную лесосеку (допустимый ежегодный объем использования лесов). Внесение изменений в проект освоения лесов повлияли и на изменение количественных и качественных характеристик лесного участка. Таким образом, требования Департамента направлены не на взыскание платы, а на внесение изменений в договор аренды земельного участка, обусловленных необходимостью приведения условий договора в соответствие с проектом освоения лесов.
Считает неверным вывод о том, что поскольку собственностью лесного фонда является Российская Федерация, следовательно, отсутствуют основания для повышения федерального бюджета посредством применения аукционного коэффициента 2,19 и соответствующего пополнения бюджета субъекта Российской Федерации. Пояснил, что сам по себе факт нахождения лесного участка в собственности Российской Федерации не исключает применения аукционного коэффициента.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителя истца, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 мая 2010 года между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "Лесное" был заключен договор аренды лесного участка N 434, в соответствии с условиями которого, арендодатель передал, а арендатор принял лесной участок, расположенный в Нижегородской области, Тонкинском районном лесничестве, Тонкинское участковое лесничество, в целях осуществления деятельности по заготовке древесины.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29 ноября 2010 года.
Срок действия договора до 24 мая 2020 года.
Годовой размер арендной платы согласован пунктом 6 договора и приложением N 4 к договору аренды лесного участка в размере 4 233 500 руб. Объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке определен приложением N 3 к договору аренды и составляет 27,8 тыс. куб. м.
В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 8 ноября 2010 года N 90 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 N 50" в результате реорганизации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем выделения создан Департамент лесного хозяйства Нижегородской области.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года N 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является правопреемником Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений.
В соответствии с пунктом 14.3 договора аренды и статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации арендатором разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы согласно приказу Департамента от 27 мая 2011 года N 300.
В соответствии с приказом Департамента от 5 сентября 2016 года N 935 арендатором были внесены изменения в проект освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
Проект освоения лесов дополнен рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений на арендуемом лесном участке на 2016 год с объемом использования лесов 35711 тыс. куб. м.
Основанием для внесения изменений в проект освоения лесов послужили планы-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказами Департамента от 2 марта 2016 года NN 168, 169.
В целях приведения условий договора аренды в соответствие с проектом освоения лесов, Департаментом подготовлен проект дополнительного соглашения к договору аренды N 434 от 25 мая 2010 года, предусматривающий изменение размера арендной платы, подлежащей доплате за рубку погибших и поврежденных лесных насаждений, который направлен ООО "Лесное" письмом от 01.09.2016 N 414-04-4222/16.
В связи с уклонением ООО "Лесное" от подписания дополнительного соглашения к договору аренды Департамент обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящими исковыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора аренды, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнил главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, т.е. влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных выше норм права следует, что лесным законодательством была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы и утвержденного приказом Департамента, количественные и качественные характеристики лесного участка, ранее предоставленного в аренду по договору от 25.05.2010 N 434, не отличаются существенно от указанных в договоре, в том числе по объему рубок лесных насаждений при всех видах рубок.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе проект освоения лесов, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, являющегося предметом договора от 25.05.2010 N 434.
Как правильно указал суд первой инстанции, негативные воздействия на леса зачастую не приводят к существенным изменениям количественных и качественных характеристик всего лесного участка, в соответствии с чем, применение механизма судебного изменения договора относительно санитарно-оздоровительных мероприятий в порядке части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации является ненадлежащим.
Объем древесины, изымаемый ответчиком, при исполнении установленной законом обязанности по рубке погибших и поврежденных лесных насаждений, не изменяет аукционное условие договора - среднегодовой объем заготовки древесины.
Более того, размер платы за объем санитарных рубок в федеральный бюджет составил 868 669 руб. 51 коп., который оплачен ответчиком платежным поручением N 374 от 20.07.2016.
Кроме того, Департаментом заявлено о внесении изменений в 2016 году, тогда как в проекте освоения лесов санитарно-оздоровительные мероприятия запланированы на 2016 - 2017 годы.
Таким образом, поскольку истцом не доказан факт существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, соответственно не имеется оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что арбитражным судом правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законности принятого судебного акта.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2017 по делу N А43-29956/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.В.БУХТОЯРОВА
Судьи
Е.Н.НАУМОВА
Н.В.УСТИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)