Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.09.2015 N 33-4602/2015

Требование: О внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 33-4602/2015


Судья Устюжина Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Насиковской А.А., Алексеевой Г.Ю.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2015 года, которым на администрацию муниципального образования "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области возложена обязанность предоставить М.Н.А. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Подпорожского муниципального района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., возражения на апелляционную жалобу М.Н.А. и его представителя адвоката Голюка М.Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

М.Н.А. обратился в суд с иском к администрации МО "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что с <...> года он находился в детском доме г. Подпорожья. <...> года решением Подпорожского городского суда Ленинградской области его родители - <ФИО1>. и <ФИО2> лишены родительских прав. В возрасте 14 лет истец был зарегистрирован по месту жительства родителей по адресу: Ленинградская <адрес> В <...> поступил на обучение в Подпорожский лицей N 11 "Возрождение", где содержался на полном государственном обеспечении. <...> после окончания лицея был вынужден возвратиться в дом родителей, где проживал в условиях, которые не могут быть признаны надлежащими. Впоследствии заболел туберкулезом и проходил лечение в больнице города Тихвина. На обращения М.Н.А. в администрацию с заявлениями о предоставлении жилого помещения последняя отвечала отказами.
Ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" М.Н.А. обратился с настоящим иском в суд.
Администрация МО "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области возражала против заявленных требований. Письменный отзыв имеется в материалах дела (л.д. 44 - 46).
Представитель органа опеки и попечительства администрации МО "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области возражал против заявленных требований.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2015 года на администрацию МО "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области возложена обязанность предоставить М.Н.А. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Подпорожского муниципального района Ленинградской области.
Не согласившись с постановленным решением, администрация МО "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области подала апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование доводов жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу ст. 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Помимо прочего, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если в указанном жилом помещении проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, для разрешения настоящего дела, суду первой инстанции надлежало выяснять относится ли истец к категории лиц, указанных в ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные данным Законом, распространяются на лиц, не достигших 23 лет, имеет ли истец закрепленное жилое помещение, состоит ли истец на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что М.Н.А. родился <...> года в с. Шеменичи Ленинградской области.
Постановлением главы МО "Подпорожский район" Ленинградской области N от <...> года М.В. определен в Подпорожский детский дом. За ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение приватизировано матерью истца <ФИО1>
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 31.01.2001 года в отношении М.Н.А. его родители <ФИО1> и <ФИО1>. лишены родительских прав.
С <...> по <...> М.Н.А. обучался в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 11 Возрождение" по профессии - сварщик - и находился на полном государственном обеспечении.
В настоящее время М.Н.А. собственником какого-либо жилого помещения не является.
Удовлетворяя исковые требования М.Н.А. о предоставлении жилого помещения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что до достижения 23 лет он имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а потому имел право на предоставление ему дополнительных гарантий по социальной поддержке, предусмотренных ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Довод апелляционной жалобы о наличии закрепленного за М.Н.А. жилого помещения не может быть признан состоятельным, поскольку в указанном жилом помещении проживает его мать, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение суда о лишении ее родительских прав, что в силу п. 4 ст. 8 указанного выше Закона является основанием для признания совместного проживания невозможным
Постановление уполномоченного органа в <...> о закреплении за М.Н.А. жилого помещения по адресу: Ленинградская <...> было издано до принятия вышеуказанной нормы права. В последующем же уполномоченные органы не проконтролировали, что с <...> в нем проживает лишенная в отношении истца родительских прав мать М.Н.А., в то время как закрепление за истцом ненадлежащего жилого помещения фактически являлось основанием для отсутствия письменного заявления М.Н.А. и постановки его на учет, как нуждающегося в жилом помещении.
Указанные действия в совокупности свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органом опеки и попечительства обязанности по защите прав М.Н.А. и фактическом лишении его дополнительных гарантий, предусмотренных ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент обращения истца в суд ему уже было 28 лет и на него не распространяются положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также не признается состоятельным, поскольку право М.Н.А. на предоставление ему жилого помещения возникло до достижения им 23 лет по основаниям, прямо предусмотренным Федеральным законом и подлежит прекращению по факту предоставления ему жилого помещения, что согласуется с положениями пункта 9 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия также не может согласиться с доводом апелляционной инстанции о том, что суд при вынесении решения вышел за рамки исковых требований, поскольку по существу требования М.Н.А. сводятся к тому, чтобы ответчик обеспечил его жилой площадью в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то есть указал обстоятельства, которые послужили основанием для его обращения в суд, что соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ. При этом при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец согласился с постановленным решением суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Подпорожского городского суда от 7 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)