Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Слука В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Давыдова А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности И. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор города Сочи обратился в суд с иском в интересах А. к администрации города Сочи и министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, возложении обязанности произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения.
В обоснование требований указано, что А., <...> года рождения, зарегистрирована по адресу: <...>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, а также включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени А. жилым помещением не обеспечена. Вместе с тем действующим законодательством установлено право лиц, относящихся к указанной выше категории, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Прокурор просил суд обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края выделить денежные средства для приобретения А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязать администрацию города Сочи предоставить А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года исковые требования прокурора города Сочи в интересах А. удовлетворены. На министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения для А. На администрацию города Сочи возложена обязанность предоставить А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи И. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на администрацию города Сочи предоставить А. благоустроенное жилое помещение. В обоснование жалобы указывает, что предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств, в виде краевых субвенций, что не позволяет исполнить решение суда в течение ближайших лет.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Сочи выражает мнение о законности и обоснованности решения районного суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Давыдов А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее доводы необоснованными, просил оставить решение суда без изменения.
А., представитель администрация города Сочи, представитель министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств, причин неявки сторон не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.
Суд апелляционной инстанции, выслушав прокурора, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства.
Так, согласно статье 8 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленным органами местного самоуправления. В случае, если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется по норме не менее 33 квадратных метров (ч. 4 ст. 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ).
Согласно ч. 6 ст. 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет пять лет.
В силу ст. 7.1 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот не освобождает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по финансированию дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот.
Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края N <...> от 9 ноября 2015 года А. включена в список сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На момент рассмотрения гражданского дела по существу А. не была обеспечена жилым помещением. Указанные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Суд первой инстанции с учетом всех фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку А. не было реализовано гарантированное государством право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о доведении министерством труда и социального развития сумм субвенций заведомо недостаточных для реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, возлагая обязанность на администрацию города Сочи после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в бюджет администрации города Сочи предоставить А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд фактически принял решение о внеочередном предоставлении А. благоустроенного жилого помещения, что нарушает законные права и интересы других детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на предоставление благоустроенного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года подлежит изменению, с указанием того, что предоставление А. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительным органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года изменить.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года в следующей редакции:
Обязать администрацию города Сочи предоставить А., <...> года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительным органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В остальной части решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года оставить без изменения.
Мотивированная часть апелляционного определения изготовлена 24.07.2017 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-20946/2017
Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение и произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N 33-20946/2017
Судья Слука В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Давыдова А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности И. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор города Сочи обратился в суд с иском в интересах А. к администрации города Сочи и министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, возложении обязанности произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения.
В обоснование требований указано, что А., <...> года рождения, зарегистрирована по адресу: <...>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, а также включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени А. жилым помещением не обеспечена. Вместе с тем действующим законодательством установлено право лиц, относящихся к указанной выше категории, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Прокурор просил суд обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края выделить денежные средства для приобретения А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязать администрацию города Сочи предоставить А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года исковые требования прокурора города Сочи в интересах А. удовлетворены. На министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения для А. На администрацию города Сочи возложена обязанность предоставить А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи И. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на администрацию города Сочи предоставить А. благоустроенное жилое помещение. В обоснование жалобы указывает, что предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств, в виде краевых субвенций, что не позволяет исполнить решение суда в течение ближайших лет.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Сочи выражает мнение о законности и обоснованности решения районного суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Давыдов А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее доводы необоснованными, просил оставить решение суда без изменения.
А., представитель администрация города Сочи, представитель министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств, причин неявки сторон не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.
Суд апелляционной инстанции, выслушав прокурора, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства.
Так, согласно статье 8 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленным органами местного самоуправления. В случае, если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется по норме не менее 33 квадратных метров (ч. 4 ст. 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ).
Согласно ч. 6 ст. 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет пять лет.
В силу ст. 7.1 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот не освобождает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по финансированию дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот.
Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края N <...> от 9 ноября 2015 года А. включена в список сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На момент рассмотрения гражданского дела по существу А. не была обеспечена жилым помещением. Указанные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Суд первой инстанции с учетом всех фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку А. не было реализовано гарантированное государством право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о доведении министерством труда и социального развития сумм субвенций заведомо недостаточных для реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, возлагая обязанность на администрацию города Сочи после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в бюджет администрации города Сочи предоставить А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд фактически принял решение о внеочередном предоставлении А. благоустроенного жилого помещения, что нарушает законные права и интересы других детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на предоставление благоустроенного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года подлежит изменению, с указанием того, что предоставление А. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительным органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года изменить.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года в следующей редакции:
Обязать администрацию города Сочи предоставить А., <...> года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительным органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В остальной части решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 мая 2017 года оставить без изменения.
Мотивированная часть апелляционного определения изготовлена 24.07.2017 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)