Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.07.2014 N 33-3172/2014

Требование: Об обязании обеспечить отдельной благоустроенной жилой площадью вне очереди.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Вдова участника и инвалида Великой Отечественной войны проживает в жилом доме, признанном непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. N 33-3172/2014


Судья Лебедева Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.
при секретаре М.О.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя М.Я. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 10 апреля 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований М.Я. к администрации муниципального образования <...>, администрации <...> об обязании обеспечить истицу отдельной благоустроенной жилой площадью вне очереди на территории Тосненского района Ленинградской области в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, а также государственной программой по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, с правом приватизации предоставленного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., представителя истицы К., представителя Правительства ЛО Яровую И.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:

М.Я. обратилась в суд с иском к администрации <...> об обязании обеспечить ее отдельной благоустроенной жилой площадью вне очереди в соответствии с государственной программой по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, по нормами предоставления жилых помещений в <адрес>, с правом приватизации предоставленного жилого помещения.
Впоследствии истица в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, предъявив их к администрации муниципального образования <...>, администрации <...>, и просила обязать администрацию <...> обеспечить ее отдельной благоустроенной жилой площадью вне очереди на территории Тосненского района Ленинградской области в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, а также государственной программой по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, с правом приватизации предоставленного жилого помещения (л.д. 46).
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны, проживает в г. <адрес>, который признан непригодным к проживанию.
Постановлением администрации <...> от <...> N она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь под N
Ссылаясь на положения Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "Об обеспечении ветеранов ВОВ", истица указала, что она, как вдова инвалида ВОВ, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца просила исковые требования удовлетворить.
Представители ответчиков, возражали в против удовлетворения исковых требований.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 10 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований М.Я. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, что М.Я. является вдовой ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, живет в доме, который признан непригодным для проживания. Она обращалась с различными заявлениями в органы местного самоуправления, в том числе, с просьбой предоставить ей квартиру на основаниях, предусмотренных Законом "О ветеранах" однако, они ограничиваются отписками.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (часть 3).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Областным законом Ленинградской области от 18.05.2006 N 24-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере жилищных отношений" органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделяются отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере жилищных отношений.

Согласно ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 02.03.2010 N 5-оз, граждане, указанные в статье 1 настоящего областного закона, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма либо в собственность.
По письменным заявлениям указанных в статье 1 настоящего областного закона граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 01 июня 2010 года N 131 "О мерах по реализации областного закона "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, согласно пункту 2 которого право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет бюджетных средств всех уровней имеют указанные в статье 1 закона категории граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Ленинградской области.
Из материалов гражданского дела следует, что М.Я. является собственником жилого дома, общей площадью <...> кв. м и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 64 - 68).
Супруг М.Я. - М.И., являвшийся ветераном ВОВ, умер <...> (л.д. 63).
Согласно справкам комитета по социальной защите населения администрации МО <...> от <...> N, от <...> N, М.Я., <...> года рождения, состоит с <...> на учете в комитете по социальной защите населения администрации МО <...> по социальной категории "вдова инвалида ВОВ, не вступившая в повторный брак" (л.д. 8, 37).
Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации <...> от <...> N, на основании акта обследования помещения от <...>, жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности М.Я., признан непригодным к проживанию (л.д. 17).
Постановлением администрации <...> от <...> N, М.Я., <...> года рождения, вдова инвалида - ветерана ВОВ (ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"), признана нуждающейся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых про договорам социального найма, с присвоением номера общей очереди N (л.д. 18).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истица имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке по двум основаниям: на общих основаниях, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как гражданин, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, и на основании п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
Как следует из материалов гражданского дела, истица претендует на обеспечение ее жилым помещением во внеочередном порядке в виде отдельной благоустроенной квартиры на территории <...> в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, а также государственной программой по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, с правом приватизации предоставленного жилого помещения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", как лицо, относящееся к льготной категории граждан.
Судом установлено, что для реализации права на получение единовременной безвозмездной выплаты на приобретение и строительство жилья в соответствии с Законом Ленинградской области "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", необходимо соблюдение следующих условий: отнесение к соответствующей категории граждан и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обращение в письменным заявлением орган местного самоуправления Ленинградской области.
Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования <...>.
Из предоставленных в материалы дела документов следует, что истица обращалась с письменными обращениями и жалобами в различные органы и инстанции как до, так и после признания ее нуждающейся в жилых помещениях.
В ответе администрации муниципального образования <...> от <...> N ей разъяснено право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, разъяснен порядок обращения с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования <...> (л.д. 19).
Согласно справке администрации <...> от <...>, учетное дело М.Я., вдовы инвалида - ветерана ВОВ, передано в администрацию муниципального образования <...> для включения в список базы АИС, и обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета (л.д. 35).
Областным законом Ленинградской области от 2 марта 2010 года N 5-оз "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" установлено, что граждане, указанные в статье 1 настоящего закона, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма либо в собственность. Также обеспечение граждан жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Обеспечение осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Для получения средств Федерального фонда компенсаций на жилое обеспечение вышеназванной категории граждан, администрация муниципального образования в срок до 15 января года, предшествующего планируемому, принимает от граждан заявления и пакет документов, для включения их в заявки на выделение бюджетных средств для приобретения (строительства) жилых помещений.
Однако, как установлено судом, М.Я. в администрацию муниципального образования <...> с заявлением о выборе способа обеспечения ее жильем в рамках ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" не обратилась, в связи с чем, ее вопрос в установленном законом порядке разрешен не был.
Представитель истицы представил в материалы дела копию заявления М.Я. на имя главы администрации муниципального образования <...> о предоставлении ей за счет федерального бюджета составом семьи 1 человек жилого помещения по договору социального найма (л.д. 82), однако, как правильно указал суд, указанный документ нельзя расценить как доказательство обращения истицы в администрацию, поскольку на нем отсутствует дата его составления, а также сведения о дате его поступления в администрацию муниципального образования <...>. Суду также не предоставлены доказательства отправки указанного заявления в администрацию. Когда указанное заявление было направлено в администрацию истица не помнит.
Из материалов дела следует, что с указанным заявлением истица обратилась в администрацию муниципального образования <...> только <...> (л.д. 116 - 117), в процессе рассмотрения гражданского дела.
Принимая во внимание заявительный характер подачи заявления в администрацию муниципального образования <...>, и учитывая, что поданное истицей <...> заявление еще не рассмотрено, суд пришел к обоснованному выводу о том, что права истицы на обеспечение жилым помещением по льготным основаниям, предусмотренным Законом "О ветеранах" не нарушены и оснований для их защиты в судебном порядке не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 321 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.Я. - без удовлетворения..





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)