Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от истца Силиверстовой Н.Л. по доверенности от 24.02.2016, от Департамента имущественных отношений Вологодской области Момотовой Л.В. по доверенности от 12.01.2016 N 12-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 декабря 2015 года по делу N А13-10460/2015 (судья Зрелякова Л.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Электротеплосеть" (ОГРН 1043500723595, ИНН 3526018334; место нахождения: 162390, Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Набережная, д. 67; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1033500036998; ИНН 3525057122; место нахождения: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 72; далее - Департамент имущественных отношений) о взыскании 98 593 руб. 11 коп. неосновательного обогащения в виде платы за тепловую энергию за период с 24.09.2014 по 16.12.2014.
Определением суда от 24 июля 2015 года рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 24 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: бюджетное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" (далее - БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз"), Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Определением от 15 сентября 2015 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 7 декабря 2015 года (с учетом определения суда от 1 марта 2016 года об исправлении опечатки) с Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений за счет казны Вологодской области в пользу Общества взыскано 98 593 руб. 11 коп. неосновательного обогащения; а также 3944 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Департамент финансов и Департамент имущественных отношений с решением не согласились и обратились с жалобами.
Департамент имущественных отношений просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что именно с даты подписания акта приема-передачи здания общежития, а не с даты государственной регистрации права оперативного управления БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз", как владелец имущества, стало получателем энергоресурса. Указывает на то, что в резолютивной части решения отсутствует указание на взыскание неосновательного обогащения за счет средств казны области, что не соответствует статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Департамент финансов просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что плата за теплоснабжение должна вноситься нанимателями жилых помещений.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Департамента имущественных отношений от поддержания довода жалобы об отсутствии в резолютивной части решения указания на взыскание неосновательного обогащения за счет средств казны области отказался, остальные доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Вопрос об удовлетворении жалобы Департамента финансов оставил на усмотрение суда.
Общество в отзыве на апелляционные жалобы и представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобах, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" в отзыве на жалобу разрешение вопроса об удовлетворении жалобы Департамента имущественных отношений оставил на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет теплоснабжение жилого здания - общежития, общей площадью 610,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37.
Договор теплоснабжения данного дома не заключен.
Собственником указанного здания является Вологодская область, что установлено вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2013 года по делу N А13-4242/2013 и постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2015 года по делу N А13-8640/2014.
С гражданами, проживающими в общежитии, расположенном по адресу: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37, собственник не заключал договоры социального найма. В связи с этим Общество не имело возможности заключить с жителями договоры на предоставление услуг теплоснабжения. Способ управления многоквартирным жилым домом собственником не избран.
Право оперативного управления в спорный период с 24.09.2014 по 16.12.2014 ни за кем не зарегистрировано.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений от 19.11.2014 N 1934-р за БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" 17 декабря 2014 года зарегистрировано право оперативного управления на указанное здание.
Непринятие Департаментом имущественных отношений своевременных действий по выбору способа управления жилым домом, по заключению договоров социального найма, по закреплению имущества области на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления не позволило Обществу заключить договор теплоснабжения.
Ссылаясь на то, что фактически поставленная в период с 24.09.2014 по 16.12.2014 тепловая энергия не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования исходя из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать, осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в названной части статьи 161 Кодекса способов управления многоквартирным домом.
Выполнение собственником требований части 2 статьи 161 ЖК РФ вводит в правоотношения по оказанию коммунальных услуг фигуру исполнителя таких услуг в лице управляющей организации, обязанной рассчитываться за поставленные ресурсы. Невыполнение требований названного выше законодательства является основанием для возложения бремени последствий потребления коммунальных услуг на собственника.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 24.09.2014 по 16.12.2014 здание ни за кем не закреплено. Право оперативного управления зарегистрировано только 17.12.2014.
При таких обстоятельствах в данном случае надлежащим ответчиком по исковым требованиям о взыскании стоимости потребленной тепловой энергии является собственник помещений - Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений, исходя из того что здания являются собственностью казны Вологодской области, так как собственником имущества является субъект Российской Федерации. Этот вывод основан на положениях статей 210 и 539 ГК РФ.
Поскольку ответчик плату за теплоснабжение принадлежащего ему здания не вносил, то на его стороне возникло неосновательное обогащение в сумме 98 593 руб. 11 коп. за период с 24.09.2014 по 16.12.2014, которое правомерно взыскано судом первой инстанции с Вологодской области за счет ее казны.
Довод Департамента финансов о том, что плата за теплоснабжение должна вноситься нанимателями жилых помещений, апелляционная инстанция отклоняет.
Согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что наниматели жилых помещений вносят плату за эти помещения, а также оплачивают коммунальные услуги или наймодателю (в рассматриваемом случае им является Вологодская область), или управляющей организации (если управление домом осуществляется управляющей организацией). На основании решения общего собрания собственников помещений указанная плата может вноситься непосредственно ресурсоснабжающим организациям. При этом подобное внесение платы признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги именно перед управляющей организацией.
В рассматриваемом случае не имеется ни договоров управления в отношении спорного здания, ни решений собственников помещений о внесении платы непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Заключить договор на теплоснабжение квартир с проживающими в них гражданами Общество также не имело возможности, поскольку в силу части 2 статьи 164 ЖК РФ ресурсоснабжающие организации напрямую заключают договоры энергоснабжения только с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, которые выбрали непосредственное управление домом. В рассматриваемом же случае подобного решения не имеется. Кроме того, проживающие в помещениях граждане не являются собственниками этих помещений (их собственником является Вологодская область).
Доводы Департамента имущественных отношений о том, что именно с даты подписания акта приема-передачи здания общежития, а не с даты государственной регистрации права оперативного управления БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз", как владелец имущества, стало получателем энергоресурса, являются несостоятельными.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Отсутствие у БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" во владении на праве оперативного управления здания общежития до 17.12.2014 влекло невозможность возложение на него обязанности по заключению договора теплоснабжения до указанной даты.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 декабря 2015 года по делу N А13-10460/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2016 ПО ДЕЛУ N А13-10460/2015
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу N А13-10460/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от истца Силиверстовой Н.Л. по доверенности от 24.02.2016, от Департамента имущественных отношений Вологодской области Момотовой Л.В. по доверенности от 12.01.2016 N 12-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 декабря 2015 года по делу N А13-10460/2015 (судья Зрелякова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Электротеплосеть" (ОГРН 1043500723595, ИНН 3526018334; место нахождения: 162390, Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Набережная, д. 67; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1033500036998; ИНН 3525057122; место нахождения: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 72; далее - Департамент имущественных отношений) о взыскании 98 593 руб. 11 коп. неосновательного обогащения в виде платы за тепловую энергию за период с 24.09.2014 по 16.12.2014.
Определением суда от 24 июля 2015 года рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 24 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: бюджетное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" (далее - БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз"), Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Определением от 15 сентября 2015 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 7 декабря 2015 года (с учетом определения суда от 1 марта 2016 года об исправлении опечатки) с Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений за счет казны Вологодской области в пользу Общества взыскано 98 593 руб. 11 коп. неосновательного обогащения; а также 3944 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Департамент финансов и Департамент имущественных отношений с решением не согласились и обратились с жалобами.
Департамент имущественных отношений просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что именно с даты подписания акта приема-передачи здания общежития, а не с даты государственной регистрации права оперативного управления БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз", как владелец имущества, стало получателем энергоресурса. Указывает на то, что в резолютивной части решения отсутствует указание на взыскание неосновательного обогащения за счет средств казны области, что не соответствует статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Департамент финансов просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что плата за теплоснабжение должна вноситься нанимателями жилых помещений.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Департамента имущественных отношений от поддержания довода жалобы об отсутствии в резолютивной части решения указания на взыскание неосновательного обогащения за счет средств казны области отказался, остальные доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Вопрос об удовлетворении жалобы Департамента финансов оставил на усмотрение суда.
Общество в отзыве на апелляционные жалобы и представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобах, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" в отзыве на жалобу разрешение вопроса об удовлетворении жалобы Департамента имущественных отношений оставил на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет теплоснабжение жилого здания - общежития, общей площадью 610,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37.
Договор теплоснабжения данного дома не заключен.
Собственником указанного здания является Вологодская область, что установлено вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2013 года по делу N А13-4242/2013 и постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2015 года по делу N А13-8640/2014.
С гражданами, проживающими в общежитии, расположенном по адресу: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37, собственник не заключал договоры социального найма. В связи с этим Общество не имело возможности заключить с жителями договоры на предоставление услуг теплоснабжения. Способ управления многоквартирным жилым домом собственником не избран.
Право оперативного управления в спорный период с 24.09.2014 по 16.12.2014 ни за кем не зарегистрировано.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений от 19.11.2014 N 1934-р за БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" 17 декабря 2014 года зарегистрировано право оперативного управления на указанное здание.
Непринятие Департаментом имущественных отношений своевременных действий по выбору способа управления жилым домом, по заключению договоров социального найма, по закреплению имущества области на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления не позволило Обществу заключить договор теплоснабжения.
Ссылаясь на то, что фактически поставленная в период с 24.09.2014 по 16.12.2014 тепловая энергия не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования исходя из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать, осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в названной части статьи 161 Кодекса способов управления многоквартирным домом.
Выполнение собственником требований части 2 статьи 161 ЖК РФ вводит в правоотношения по оказанию коммунальных услуг фигуру исполнителя таких услуг в лице управляющей организации, обязанной рассчитываться за поставленные ресурсы. Невыполнение требований названного выше законодательства является основанием для возложения бремени последствий потребления коммунальных услуг на собственника.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 24.09.2014 по 16.12.2014 здание ни за кем не закреплено. Право оперативного управления зарегистрировано только 17.12.2014.
При таких обстоятельствах в данном случае надлежащим ответчиком по исковым требованиям о взыскании стоимости потребленной тепловой энергии является собственник помещений - Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений, исходя из того что здания являются собственностью казны Вологодской области, так как собственником имущества является субъект Российской Федерации. Этот вывод основан на положениях статей 210 и 539 ГК РФ.
Поскольку ответчик плату за теплоснабжение принадлежащего ему здания не вносил, то на его стороне возникло неосновательное обогащение в сумме 98 593 руб. 11 коп. за период с 24.09.2014 по 16.12.2014, которое правомерно взыскано судом первой инстанции с Вологодской области за счет ее казны.
Довод Департамента финансов о том, что плата за теплоснабжение должна вноситься нанимателями жилых помещений, апелляционная инстанция отклоняет.
Согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что наниматели жилых помещений вносят плату за эти помещения, а также оплачивают коммунальные услуги или наймодателю (в рассматриваемом случае им является Вологодская область), или управляющей организации (если управление домом осуществляется управляющей организацией). На основании решения общего собрания собственников помещений указанная плата может вноситься непосредственно ресурсоснабжающим организациям. При этом подобное внесение платы признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги именно перед управляющей организацией.
В рассматриваемом случае не имеется ни договоров управления в отношении спорного здания, ни решений собственников помещений о внесении платы непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Заключить договор на теплоснабжение квартир с проживающими в них гражданами Общество также не имело возможности, поскольку в силу части 2 статьи 164 ЖК РФ ресурсоснабжающие организации напрямую заключают договоры энергоснабжения только с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, которые выбрали непосредственное управление домом. В рассматриваемом же случае подобного решения не имеется. Кроме того, проживающие в помещениях граждане не являются собственниками этих помещений (их собственником является Вологодская область).
Доводы Департамента имущественных отношений о том, что именно с даты подписания акта приема-передачи здания общежития, а не с даты государственной регистрации права оперативного управления БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз", как владелец имущества, стало получателем энергоресурса, являются несостоятельными.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Отсутствие у БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" во владении на праве оперативного управления здания общежития до 17.12.2014 влекло невозможность возложение на него обязанности по заключению договора теплоснабжения до указанной даты.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 декабря 2015 года по делу N А13-10460/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Н.МОИСЕЕВА
И.Н.МОИСЕЕВА
Судьи
И.В.КУТУЗОВА
Л.Н.РОГАТЕНКО
И.В.КУТУЗОВА
Л.Н.РОГАТЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)