Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2017 N 15АП-8801/2017 ПО ДЕЛУ N А32-3578/2017

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. N 15АП-8801/2017

Дело N А32-3578/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ротас"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.04.2017 по делу N А32-3578/2017, принятое судьей Николаевым А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротас"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц: государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений", департамента имущественных отношений Краснодарского края,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ротас" (далее - ООО "Ротас", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды от 31.08.2015 N 01-15, выраженного в сообщении от 30.10.2016 N 14-106/35404; об обязании управления зарегистрировать договор аренды от 31.08.2015 N 01-15 в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем на государственную регистрацию не представлено согласие собственника недвижимого имущества на заключение регистрируемого договора. При этом общество не лишено права повторно обратиться с заявлением о регистрации договора в управление.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ротас" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что согласие на заключение конкретного регистрируемого договора собственником недвижимого имущества не давалось, поскольку было дано согласие на сдачу в аренду имущества по результатам аукциона. Таким образом, истребованный управлением документ не существует и не мог быть представлен. Кроме того, согласие могло быть получено управлением в порядке межведомственного взаимодействия.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в отзыве просил решение суда отменить.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 18.08.2015 N 1/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды недвижимого имущества: нежилых помещений NN 3, 4 площадью 28,2 кв. м, расположенных нежилом здании - ТП, по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, лит. Г30, 1 этаж, сроком на три года для использования в целях размещения радиовещательного оборудования (далее - спорный объект), допущено к участию в аукционе и признано единственным участником аукциона ООО "Ротас", в связи с чем аукцион признан несостоявшимся.
Между государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" и ООО "Ротас" заключен договор аренды от 31.08.2015 N 01-15, согласно которому заявитель является арендатором спорного объекта недвижимости. Договор заключен на срок до 30.08.2018. Объект недвижимости передан заявителю по акту приема-передачи от 31.08.2015.
В целях государственной регистрации договора 20.09.2016 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением N 23/001/857/2016-2412 о государственной регистрации договора аренды.
Уведомлением от 26.09.2016 N 23/001/857/2016-2412 государственная регистрация приостановлена. Государственный регистратор указал заявителю на необходимость предоставления следующих документов:
1) документ, подтверждающий законность заключения договора аренды от 31.08.2015 N 01-15 (протокол);
2) согласие собственника на заключение договора аренды от 31.08.2015 N 01-15.
Письмом от 31.10.2016 N 14-106/35404 государственным регистратором отказано в государственной регистрации договора аренды от 31.08.2015 N 01-15.
ООО "Ротас", считая отказ в государственной регистрации от 31.10.2016 N 14-106/35404 незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Абзацем 1 пункта 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (пункт 3 статьи 26 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (пункт 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель представил государственному регистратору следующие документы: заявление о государственной регистрации договора аренды от 20.09.2016 N 23/001/857/2016-2412, доверенность от 15.09.2016, платежные поручения от 20.07.2016 N 2, от 20.07.2016 N 1, договор аренды от 31.08.2015, кадастровый паспорт помещения от 16.02.2016, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления арендодателя от 17.05.2013, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 18.03.2014, свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН от 27.06.20107, приказ о назначении от 08.05.2007, решение о создании юридического лица от 08.05.2007, устав от 30.11.2009.
Уведомлением от 26.09.2016 N 23/001/857/2016-2412 государственная регистрация приостановлена. Государственный регистратор указал заявителю на необходимость предоставления следующих документов:
1) документ, подтверждающий законность заключения договора аренды от 31.08.2015 N 01-15 (протокол);
2) согласие собственника на заключение договора аренды от 31.08.2015 N 01-15.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, 20.10.2016 заявителем дополнительно к материалам регистрационного дела приобщены: свидетельство о государственной регистрации права от 17.05.2013, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.08.2015.
Однако документ, подтверждающий согласие собственника на заключение договора аренды, не представлен.
Отсутствие такого документа по смыслу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не позволяет сделать вывод о подтверждении законности сделки, заключенной между государственным бюджетным учреждением и заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Таким образом, государственным регистратором правомерно и обоснованно отказано в государственной регистрации договора аренды от 31.08.2015 N 01-15.
Последующее представление в материалы дела в суде первой инстанции согласия департамента имущественных отношений Краснодарского края не может являться основанием для признания отказа управления незаконным, поскольку доказательства представления такого согласия в рамках процедуры регистрации договора в материалах дела отсутствуют.
При этом заявитель вправе повторно обратиться в управление представив полный пакет необходимых для осуществления регистрации договора аренды документов.
Довод заявителя о том, что согласие на заключение конкретного регистрируемого договора собственником недвижимого имущества не давалось, поскольку было дано согласие на сдачу в аренду имущества по результатам аукциона, не принимается судом, поскольку общество не доказало, что представляло в управление какой-либо документ, свидетельствующий о согласии представителя собственника имущества на сдачу имущества в аренду, тогда как соответствующий документ истребовался управлением в целях проверки соблюдения положений пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что такое согласие могло быть получено управлением в порядке межведомственного взаимодействия, не принимается судом, как необоснованная.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 по делу N А32-3578/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)