Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-8964/2016

Требование: О признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, обязании принять на учет, признании права на получение помещения по норме предоставления с учетом доли умершего военнослужащего.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Вдове уволенного в запас военнослужащего отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ввиду непредставления необходимых документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу N 33-8964/2016


Судья Кайгородова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Ильиной О.В.
при секретаре А.Е. рассмотрела в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску О. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности, признании права на получение жилого помещения
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.03.2016.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения сторон, судебная коллегия

установила:

истец обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье"), просила:
- признать незаконным решение ответчика от 27.10.2015 N 326 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать ответчика принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи три человека, включая истца, дочь <...>, внука <...>;
- признать за истцом право на получение жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления, установленной для семьи из 4 человек, включая долю, приходящуюся на умершего военнослужащего.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.03.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением не согласилась истец, ее представителем К., действующей на основании доверенности от <...>, подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что суд первой инстанции, оценивая право <...> и его вдовы, правопреемника в жилищных правоотношениях, неверно применил действующий закон к обстоятельствам дела, неправильно истолковал ранее действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений.
Не согласна с выводами суда первой инстанции о том, что <...> на момент увольнения с военной службы не приобрел право на получение жилого помещения, так как не имел календарную выслугу 20 лет, а также с тем, что обеспечение жильем уволенных военнослужащих производилось исключительно за счет исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, исходя из действующих на момент увольнения <...> нормативных актов, обеспечивались уволенные с военной службы граждане, желающие изменить место жительства, уволенные с военной службы граждане, желающие получить жилье по месту службы, обеспечивались жильем военным ведомством. Полагает, что положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 298-ФЗ позволяют истцу и третьим лицам получить жилье от военного ведомства, вне зависимости от времени, прошедшего с момента смерти военнослужащего, так как <...> с членами своей семьи на момент смерти мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, отвечал критериям, установленных в указанном пункте, а именно имел календарную выслугу 10 лет, уволен с военной службы по состоянию здоровья.
Судом необоснованно применен срок исковой давности. Пункт 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключил необходимость подтверждения ранее состоявшегося факта постановки на учет самого умершего военнослужащего, расширив тем самым для членов семьи такого военнослужащего гарантии на получение жилья, не устанавливая каких-либо сроков для такого обращения.
В судебном заседании истец, ее представитель К. доводы и требования апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" А.Р., действующая на основании доверенности от <...>, возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Третье лицо <...>, действующая также и за несовершеннолетнего <...>, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом путем направления 02.06.2016 судебного извещения по месту жительства, информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru. Принимая во внимание положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что истец является вдовой <...>, умершего <...>.
Третье лицо <...>, <...> года рождения, является дочерью истца и <...> Третье лицо <...> года рождения, является сыном <...>
<...> проходил военную службу в Вооруженных Силах с июля 1978 г., уволен с военной службы приказом от 02.10.1991 N 0229 в запас по пункту "б" статьи 59 Положения о прохождении воинской службы, с 28.10.1991 исключен из списков личного состава. Календарная выслуга лет составила 13 лет 2 мес. 23 дня.
20.07.2015 истец обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее и третьих лиц на учет нуждающихся в жилом помещении и включении в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением ответчика от 27.10.2015 N 326 истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся жилых помещения по подпункту 1 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы: копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи - граждан Российской Федерации (паспорт <...>, <...>); решение суда о признании внука членом семьи погибшего военнослужащего.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что действовавшим на момент увольнения <...> с военной службы законодательством предусматривалось предоставление жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы только при наличии общей продолжительности военной службы не менее 20 лет в календарном исчислении, в том числе и при увольнении по состоянию здоровья. Учитывая, что у <...> на момент увольнения с военной службы соответствующая выслуга отсутствовала, то он не приобрел права на получение жилого помещения в соответствии с положениями действовавшего тогда законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент увольнения <...> с военной службы жилые помещения таким лицам предоставлялись исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов. Обязанность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями у Министерства обороны Российской Федерации возникла лишь с 01.01.2005.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанности по предоставлению <...> и членам его семьи жилого помещения у военного ведомства на момент увольнения <...> с военной службы не имелось. Учитывая, что право истца производно от права <...>, который не приобрел право на получение жилого помещения как военнослужащий или гражданин, уволенный с военной службы, то и истец такое право не могла приобрести.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что <...> на момент увольнения с военной службы в связи с отсутствием необходимой выслуги лет не приобрел право на получение жилого помещения в соответствии с положениями действовавшего тогда законодательства, доводы апелляционной жалобы в этой части являются обоснованными.
Так, в соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей" утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193, действовавшего на момент увольнения <...>, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Наличие выслуги военной службы не менее 20 календарных лет предусмотрено лишь для военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов, тогда как <...>, уволенный в звании капитана, относился к лицам офицерского состава и соответственно на него требование о наличии указанной выслуги службы не распространяется. Это следует из анализа пункта 19 указанного Положения.
Однако, указанный неверный вывод суда первой инстанции не повлек за собой принятие неправильного решения, учитывая, что судом первой инстанции отказано истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации может быть реализовано лишь в установленном законом порядке, и такое право признается за военнослужащими (членами его семьи) компетентным органом.
Статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего на момент увольнения <...> с военной службы, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Аналогичное положение было закреплено и в пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193.
22.01.1993 был принят Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих", которым введено в действие новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного закона, в редакции, действовавшей на момент смерти <...>, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 закона, семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с соответствующими предприятиями, учреждениями или организациями. За семьями военнослужащих сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством.
С 01.01.1998 Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4348-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанной статьи, за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак, сохраняется право на получение жилой площади, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина).
Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе и в статью 24, в результате указанных изменений данная статья была дополнена пунктом 3.1, регулирующим порядок обеспечения жилыми помещениями членов семьи военнослужащего.
Согласно пункту 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с учетом последующим изменений, действующей в настоящее время, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, из положений статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующей права членов семьи военнослужащих, с 14.11.2013 было исключено такое обязательное условие для приобретение права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, как признание в установленном законом порядке умершего военнослужащего до момента его увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения. В новой редакции статьи указано, что право на получение жилого помещения имеют и члены семьи военнослужащего в случае, если до смерти такого военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, имелись основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Однако, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сохранен порядок обеспечения жилыми помещениями, действовавший до 01.01.2005, согласно которому жилые помещения предоставлялись органами местного самоуправления.
Так, согласно абзацу 2 пункта 3.1 статьи 24, лица указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 01.01.2005 принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец и третьи лица, как члены семьи гражданина, уволенного с военной службы до 01.01.2005, не приобрели право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, так как его не приобрел сам <...>, является правильным.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что положения абзаца 1 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей в настоящее время, распространяются на членов семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, которые именно в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Истец и третьи лица к такой категории граждан не относятся.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из действующих на момент увольнения <...> нормативных актов следует, что исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов обеспечивались уволенные с военной службы граждане, желающие изменить место жительства, а уволенные с военной службы граждане, желающие получить жилье по месту службы, обеспечивались жильем военным ведомством, судебная коллегия во внимание не принимает, как основанные на неверном толковании норм действующего на тот момент законодательства. Из действующего на момент увольнения <...> с военной службы законодательства следует, что все граждане, уволенные с военной службы, не обеспеченные жилой площадью, вправе были получить такое жилое помещение от органа местного самоуправления. Военное ведомство обеспечивало жилыми помещениями, в том числе и на условиях социального найма, только военнослужащих, то есть граждан, проходящих военную службу.
Остальные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения районным судом допущено не было. При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.03.2016 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.П.МОСКАЛЕНКО

Судьи
Г.Г.БУРМАТОВА
О.В.ИЛЬИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)