Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указывает, что она обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории "дети-сироты", однако в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, отказано по возрастному цензу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.,
судей Фроловой Т.Е. и Хакимова А.Р.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года по делу по иску К. к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., проверив материалы дела, выслушав К., поддержавшую доводы жалобы,
установила:
К. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в дата году в связи со смертью матери ФИО4 она осталась без попечения родителей, была передана под опеку родственнику ФИО3, у которого проживала до дата года в адрес края. В дата году переехала на постоянное место жительства в адрес Республики Башкортостан. В конце дата года обратилась в администрацию муниципального района адрес с заявлением о признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории дети-сироты. Заявление было принято, в связи с чем полагала, что все это время состоит на учете и включена в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Она повторно летом дата года обратилась в администрацию муниципального района адрес с намерением уточнить очередность. Между тем ей стало известно, что на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий она не состоит, в связи с чем вынуждена вновь обратиться с соответствующим заявлением. Однако решением администрации в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, отказано по возрастному цензу.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года исковое заявление К. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе К. ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права. Суд при вынесении решения не учел, что в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей опекуном и органами опеки и попечительства, нарушены ей жилищные права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя - жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно преамбуле Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых - и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет.
Как установлено судом, К. родилась дата.
В свидетельстве о рождении указано, что ФИО4 - мать К., сведения об отце в актовой записи о рождении записаны по указанию матери.
ФИО4 умерла дата.
С дата до дата года К. находилась под попечительством ФИО3, проживала по адресу: адрес.
дата К. заключила брак с ФИО5 и с дата зарегистрирована и проживает в адрес.
дата К. обратилась в Администрацию муниципального района адрес РБ с заявлением о постановке на жилищный учет по категории "дети-сироты".
Как следует из письма Администрации муниципального района адрес РБ N... от дата истице отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку дополнительные гарантии прав на жилое помещение распространяются только лишь на лиц не старше 23 лет.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что поскольку К. на момент рассмотрения настоящего дела исполнилось... лет, то она утратила право на предоставление мер социальной поддержки от государства по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств обращения в органы местного самоуправления до достижения возраста 23 лет с заявлением о принятии на учет в целях обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке истицей не представлено, судом не добыто.
Таким образом, законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Каких-либо доказательств тому, что имел место факт обращения истца в соответствующие органы до достижении 23-летнего возраста по вопросу получение мер социальной поддержки истцом суду не представлено. Каких-либо доказательств наличия у истца уважительных причин, препятствующих такому обращению, также не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств в обоснование обстоятельств, объективно препятствующих ему в реализации его права на получение указанной социальной поддержки до 23-летнего возраста. Суд первой инстанции исследовал документа и письменные ответы, поступившие из отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования адрес от дата. Обращение по вопросу обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда в Отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования адрес... поступило от К. дата., что подтверждается письмом администрации N... от дата.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об оставлении исковых требований К. без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что в связи с ненадлежащим выполнением опекуном и органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите ее жилищных и других прав, она не смогла получить социальную поддержку от государства, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку действия указанных органов К. не оспорены.
Иные доводы апелляционной жалобы, также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 198, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 19.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-18468/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указывает, что она обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории "дети-сироты", однако в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, отказано по возрастному цензу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. по делу N 33-18468/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.,
судей Фроловой Т.Е. и Хакимова А.Р.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года по делу по иску К. к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., проверив материалы дела, выслушав К., поддержавшую доводы жалобы,
установила:
К. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в дата году в связи со смертью матери ФИО4 она осталась без попечения родителей, была передана под опеку родственнику ФИО3, у которого проживала до дата года в адрес края. В дата году переехала на постоянное место жительства в адрес Республики Башкортостан. В конце дата года обратилась в администрацию муниципального района адрес с заявлением о признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории дети-сироты. Заявление было принято, в связи с чем полагала, что все это время состоит на учете и включена в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Она повторно летом дата года обратилась в администрацию муниципального района адрес с намерением уточнить очередность. Между тем ей стало известно, что на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий она не состоит, в связи с чем вынуждена вновь обратиться с соответствующим заявлением. Однако решением администрации в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, отказано по возрастному цензу.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года исковое заявление К. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе К. ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права. Суд при вынесении решения не учел, что в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей опекуном и органами опеки и попечительства, нарушены ей жилищные права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя - жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно преамбуле Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых - и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет.
Как установлено судом, К. родилась дата.
В свидетельстве о рождении указано, что ФИО4 - мать К., сведения об отце в актовой записи о рождении записаны по указанию матери.
ФИО4 умерла дата.
С дата до дата года К. находилась под попечительством ФИО3, проживала по адресу: адрес.
дата К. заключила брак с ФИО5 и с дата зарегистрирована и проживает в адрес.
дата К. обратилась в Администрацию муниципального района адрес РБ с заявлением о постановке на жилищный учет по категории "дети-сироты".
Как следует из письма Администрации муниципального района адрес РБ N... от дата истице отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку дополнительные гарантии прав на жилое помещение распространяются только лишь на лиц не старше 23 лет.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что поскольку К. на момент рассмотрения настоящего дела исполнилось... лет, то она утратила право на предоставление мер социальной поддержки от государства по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств обращения в органы местного самоуправления до достижения возраста 23 лет с заявлением о принятии на учет в целях обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке истицей не представлено, судом не добыто.
Таким образом, законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Каких-либо доказательств тому, что имел место факт обращения истца в соответствующие органы до достижении 23-летнего возраста по вопросу получение мер социальной поддержки истцом суду не представлено. Каких-либо доказательств наличия у истца уважительных причин, препятствующих такому обращению, также не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств в обоснование обстоятельств, объективно препятствующих ему в реализации его права на получение указанной социальной поддержки до 23-летнего возраста. Суд первой инстанции исследовал документа и письменные ответы, поступившие из отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования адрес от дата. Обращение по вопросу обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда в Отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования адрес... поступило от К. дата., что подтверждается письмом администрации N... от дата.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об оставлении исковых требований К. без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что в связи с ненадлежащим выполнением опекуном и органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите ее жилищных и других прав, она не смогла получить социальную поддержку от государства, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку действия указанных органов К. не оспорены.
Иные доводы апелляционной жалобы, также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 198, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Т.Е.ФРОЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Т.Е.ФРОЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)