Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Административный истец является ветераном Великой Отечественной войны и жителем блокадного Ленинграда, проживает в жилом помещении супруга, в котором проживают также иные лица, не являющиеся с истцом членами единой семьи. Полагает, что жилищная обеспеченность незначительно превышает учетную норму.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Федоришкина Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2017 года апелляционную жалобу администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2017 года по административному делу N 2а-294/17 по административному исковому заявлению Т. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия
Т., <...> г. рожд., обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 13.09.2016 в его постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, просил обязать администрацию района признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указал, что зарегистрирован и постоянно проживает в квартире по адресу: <адрес>, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом <...>. Занимаемая истцом квартира принадлежит на праве собственности его супруге по договору приватизации и состоит из двух комнат. В квартире помимо истца с супругой проживает его дочь с двумя внуками. С дочерью членами единой семьи они не являются. Квартира фактически является коммунальной. Жилищная обеспеченность заявителя составляет 9,78 кв. м, превышение учетной нормы является минимальной и не свидетельствует о надлежащем жилищном обеспечении административного истца, который, как ветеран войны и житель блокадного Ленинграда социальной помощи никогда не получал, следовательно, отказ администрации в постановке на учет, по мнению Т., является неправомерным.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2017 года требования Т. удовлетворены: решение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 13.09.2016 признано незаконным; Т. признан нуждающимся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге; на администрацию Колпинского района возложена обязанность принять Т. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге по категории ветеран Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе Т. в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь, что оснований для признания незаконным решения администрации района не имелось, таковые в решении суда не приведены.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец, представитель административного ответчика - администрации Колпинского района Санкт-Петербурга не явились, о явке извещались по правилам ст. 96 КАС РФ. Интересы Т. в суде апелляционной инстанции представляет по доверенности лицо, имеющее высшее юридическое образование. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ст. ст. 150, 307 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 5 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании ч. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено ст. ст. 15, 23.2 ФЗ "О ветеранах", участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. п. 3, 11 ст. 23.2 названного Закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Из материалов дела следует, что Т. является жителем блокадного Ленинграда, инвалидом второй группы второй степени бессрочно по общему заболеванию.
Судом установлено, что Т. с 10.06.1997 зарегистрирован и постоянно проживает в отдельной двухкомнатной квартире, общей площадью 48,90 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно справке о регистрации формы 9, в указанном жилом помещении, кроме административного истца зарегистрированы: <...> (жена административного истца), <...> (дочь административного истца), <...> и <...> (внуки административного истца).
Т. обратился в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
13.09.2016 письмом администрации Колпинского района Санкт-Петербурга административному истцу было сообщено об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что жилищная обеспеченность Т. превышает установленную в Санкт-Петербурге учетную норму.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции указал, что отказ администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в признании Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с превышением общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего в квартире, по сравнению с учетной нормой на 9,78 кв. м является незаконным, вынесенным без учета положений Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, и незначительности размера превышения учетной нормы.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение органа государственной власти может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения нормативным правовым актам и нарушения таким решением прав и законных интересов административного истца.
Суд, вынося решение об удовлетворении требований Т., сослался на нарушение административным ответчиком при принятии решения Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714.
Между тем, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 не регулирует порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет
Судом первой инстанции установлено, что в отдельной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрировано 5 человек, соответственно на каждого из них, в том числе на административного истца, приходится по 9,78 кв. м общей площади помещения (48,90 / 5 = 9,78), что больше учетной нормы площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (9 кв. м).
Суд первой инстанции, верно установив размер общей площади помещения, приходящейся на каждого проживающего в вышеуказанной квартире гражданина, пришел к выводу о незаконности принятого администрацией решения, сославшись на незначительность такого превышения. Между тем, данный вывод не может свидетельствовать о незаконности принятого административным ответчиком решения, поскольку на положениях закона не основан.
Вопреки доводам административного иска, судебная коллегия не находит оснований для признания квартиры, в которой зарегистрирован Т., коммунальной.
Частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Косвенное определение коммунальной квартиры содержится также в ч. 1 ст. 59 Жилищного кодекса РФ, по смыслу которой под коммунальной понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников.
Из материалов дела следует, что в настоящее время квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности супруге административного истца на основании договора передачи квартиры в собственность граждан N 5838 от 11.06.1993.
Административный истец зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении, право пользования данным помещением не утратил.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Учитывая совместное проживание административного истца, его супруги, дочери и внуков в данной квартире, у судебной коллегии не имеется оснований для вывода о занятии жилого помещения разными семьями. Доказательств проживания в квартире нескольких семей стороной административного истца в ходе рассмотрения дела не представлялось. Доводы административного иска о том, что он не составляет с дочерью и внуками единой семьи, ничем не подтверждены.
При таком положении судебная коллегия полагает, что вывод суда об удовлетворении иска основан на неверном применении норм материального права, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2017 года отменить.
В удовлетворении административного иска Т. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.04.2017 N 33А-7577/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-294/2017
Требование: Об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и принять на учет.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Административный истец является ветераном Великой Отечественной войны и жителем блокадного Ленинграда, проживает в жилом помещении супруга, в котором проживают также иные лица, не являющиеся с истцом членами единой семьи. Полагает, что жилищная обеспеченность незначительно превышает учетную норму.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2017 г. N 33а-7577/2017
Судья: Федоришкина Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2017 года апелляционную жалобу администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2017 года по административному делу N 2а-294/17 по административному исковому заявлению Т. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия
установила:
Т., <...> г. рожд., обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 13.09.2016 в его постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, просил обязать администрацию района признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указал, что зарегистрирован и постоянно проживает в квартире по адресу: <адрес>, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом <...>. Занимаемая истцом квартира принадлежит на праве собственности его супруге по договору приватизации и состоит из двух комнат. В квартире помимо истца с супругой проживает его дочь с двумя внуками. С дочерью членами единой семьи они не являются. Квартира фактически является коммунальной. Жилищная обеспеченность заявителя составляет 9,78 кв. м, превышение учетной нормы является минимальной и не свидетельствует о надлежащем жилищном обеспечении административного истца, который, как ветеран войны и житель блокадного Ленинграда социальной помощи никогда не получал, следовательно, отказ администрации в постановке на учет, по мнению Т., является неправомерным.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2017 года требования Т. удовлетворены: решение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 13.09.2016 признано незаконным; Т. признан нуждающимся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге; на администрацию Колпинского района возложена обязанность принять Т. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге по категории ветеран Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе Т. в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь, что оснований для признания незаконным решения администрации района не имелось, таковые в решении суда не приведены.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец, представитель административного ответчика - администрации Колпинского района Санкт-Петербурга не явились, о явке извещались по правилам ст. 96 КАС РФ. Интересы Т. в суде апелляционной инстанции представляет по доверенности лицо, имеющее высшее юридическое образование. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ст. ст. 150, 307 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 5 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании ч. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено ст. ст. 15, 23.2 ФЗ "О ветеранах", участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. п. 3, 11 ст. 23.2 названного Закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Из материалов дела следует, что Т. является жителем блокадного Ленинграда, инвалидом второй группы второй степени бессрочно по общему заболеванию.
Судом установлено, что Т. с 10.06.1997 зарегистрирован и постоянно проживает в отдельной двухкомнатной квартире, общей площадью 48,90 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно справке о регистрации формы 9, в указанном жилом помещении, кроме административного истца зарегистрированы: <...> (жена административного истца), <...> (дочь административного истца), <...> и <...> (внуки административного истца).
Т. обратился в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
13.09.2016 письмом администрации Колпинского района Санкт-Петербурга административному истцу было сообщено об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что жилищная обеспеченность Т. превышает установленную в Санкт-Петербурге учетную норму.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции указал, что отказ администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в признании Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с превышением общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего в квартире, по сравнению с учетной нормой на 9,78 кв. м является незаконным, вынесенным без учета положений Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, и незначительности размера превышения учетной нормы.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение органа государственной власти может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения нормативным правовым актам и нарушения таким решением прав и законных интересов административного истца.
Суд, вынося решение об удовлетворении требований Т., сослался на нарушение административным ответчиком при принятии решения Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714.
Между тем, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 не регулирует порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет
Судом первой инстанции установлено, что в отдельной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрировано 5 человек, соответственно на каждого из них, в том числе на административного истца, приходится по 9,78 кв. м общей площади помещения (48,90 / 5 = 9,78), что больше учетной нормы площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (9 кв. м).
Суд первой инстанции, верно установив размер общей площади помещения, приходящейся на каждого проживающего в вышеуказанной квартире гражданина, пришел к выводу о незаконности принятого администрацией решения, сославшись на незначительность такого превышения. Между тем, данный вывод не может свидетельствовать о незаконности принятого административным ответчиком решения, поскольку на положениях закона не основан.
Вопреки доводам административного иска, судебная коллегия не находит оснований для признания квартиры, в которой зарегистрирован Т., коммунальной.
Частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Косвенное определение коммунальной квартиры содержится также в ч. 1 ст. 59 Жилищного кодекса РФ, по смыслу которой под коммунальной понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников.
Из материалов дела следует, что в настоящее время квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности супруге административного истца на основании договора передачи квартиры в собственность граждан N 5838 от 11.06.1993.
Административный истец зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении, право пользования данным помещением не утратил.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Учитывая совместное проживание административного истца, его супруги, дочери и внуков в данной квартире, у судебной коллегии не имеется оснований для вывода о занятии жилого помещения разными семьями. Доказательств проживания в квартире нескольких семей стороной административного истца в ходе рассмотрения дела не представлялось. Доводы административного иска о том, что он не составляет с дочерью и внуками единой семьи, ничем не подтверждены.
При таком положении судебная коллегия полагает, что вывод суда об удовлетворении иска основан на неверном применении норм материального права, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2017 года отменить.
В удовлетворении административного иска Т. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)