Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 ПО ДЕЛУ N А05-3991/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу N А05-3991/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества Егулемова В.В. по доверенности от 10.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2016 года по делу N А05-3991/2016 (судья Звездина Л.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-производственная компания" (ОГРН 1022900539386; ИНН 2901031400; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 37; далее - ООО "ИПК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 29.02.2016 N 257р и о возложении на министерство обязанности заключить новый договор аренды лесного участка площадью 0,3 га с кадастровым номером 29:17:010301:0004, расположенного по адресу: Россия, Архангельская область, Соловецкое лесничество, кв. N 162 (выдел 42), без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2016 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с министерства в пользу общества взысканы судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.
Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что заявление общества от 28.01.2016 подано в порядке подготовки и заключения нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), следовательно, министерство правомерно вынесло распоряжение об отказе в предоставлении лесного участка, сославшись на пункты 4 и 7 части 5 статьи 74 ЛК РФ, вопрос о предоставлении заявителю участка лесного фонда в связи с нахождением на нем объектов недвижимости не рассматривался.
Общество в отзыве опровергло доводы жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения, так как в заявлении имелась ссылка на статью 74 ЛК РФ в целом и наличие объектов недвижимости на истребуемом участке, к заявлению было приложено соответствующее свидетельство о регистрации права.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между министерством, действующим в качестве арендодателя, и заявителем был заключен договор аренды лесного участка от 02.06.2008 N 287, согласно которому обществу предоставлен в аренду лесной участок, имеющий кадастровый номер 29:17:010301:0004, находящийся на землях лесного фонда общей площадью 0,3 га, расположенных в Соловецком лесничестве в квартале N 162 (выдел 42).
Лесной участок был передан обществу для осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). Данный договор был заключен сроком по 27 апреля 2016 года и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в установленном порядке.
При этом на этом лесном участке расположены объекты недвижимости (два здания гостиниц), принадлежащие обществу на праве собственности и зарегистрированные в ЕГРП.
Далее, 28.01.2016 общество направило министерству заявление о заключении нового договора аренды лесного участка, в котором указало, что земельный участок используется для осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), срок аренды истекает 27 апреля 2016 года. Общество просило в соответствии со статьей 74 ЛК РФ заключить новый договор аренды земельного участка для тех же видов использования лесов, для которых лесной участок был предоставлен ранее, без проведения торгов. Кроме того, в заявлении общество указало, что на лесном участке расположены здания гостиниц, находящиеся в его собственности, приложив к заявлению копии свидетельств о государственной регистрации права.
Рассмотрев данное заявление, министерство распоряжением от 29 февраля 2016 года N 257р отказало обществу в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов. При этом ответчик сослался на несоблюдение заявителем пунктов 4 и 7 части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Не согласившись с данным распоряжением министерства, заявитель обратился в суд.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами (статья 3 ЛК РФ).
Статьей 9 ЛК РФ предусмотрено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 74 ЛК РФ.
Так, в силу части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ установлено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в частности, в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 4 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
В свою очередь, в части 5 статьи 74 ЛК РФ предусмотрена совокупность условий, при которых юридическое лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях.
К таким условиям относятся, в том числе: пункт 4 - отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; пункт 7 - на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В рассматриваемом деле, министерство вынесло распоряжение об отказе ООО "ИПК" в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в связи с несоблюдением пунктов 4 и 7 части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что исходя из содержания заявления общества министерство имело возможность определить основания, по которым общество имело право на заключение нового договора аренды. Соответственно, апелляционная коллегия поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что министерство безосновательно не учло тот факт, что на спорном лесном участке расположены здания гостиниц, принадлежащие обществу на праве собственности:
1) двухэтажное здание гостиницы общей площадью 246,4 кв. м кадастровый номер 29:17:000000:0000:017380/00, расположенное по адресу: Архангельская область, Соловецкий район, пос. Соловецкий;
2) двухэтажное здание гостиницы общей площадью 395,3 кв. м кадастровый номер 29-29-01/012/2007-221, расположенное по адресу: Архангельская область, Соловецкий район, пос. Соловецкий, аллея Варяжская, д. 1, корпус 7.
По материалам дела, на данные объекты обществу выданы свидетельства о государственной регистрации права от 31 августа 2012 года.
При этом положения главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) согласно пункту 3 статьи 39.1 ЗК РФ применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено ЛК РФ с 01.10.2015 с учетом Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ. Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках Следовательно, общество обладает правом на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 29:17:010301:0004 без проведения торгов на основании пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, поскольку на таком лесном участке находятся здания, принадлежащие обществу на праве собственности.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражным судом первой инстанции вынесено без нарушений норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы министерства отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2016 года по делу N А05-3991/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)