Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что спорное строение не является жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ершов В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Канивец Т.В.,
при секретаре Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности П.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 марта 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования М.И.А. удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы восстановить М.И.А., В.Н.Л., М.О.В., М.М.О. и М.А.О. на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет,
установила:
Истец М.И. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения недействительным, восстановлении на жилищном учете, мотивируя свои требования тем, что с 2002 года М.И., с семьей из пяти человек (она, мать В., муж М.О., сын М.М., сын М.А.) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N ***, категория учета "общие основания". Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года, М.И., В., М.О., М.М., М.А., были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что в соответствии со свидетельством о праве собственности *** N *** от 26 апреля 2010 года, М.И. является собственником дома общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, назначение объекта - жилое. Поскольку указанное строение не является жилым помещением, истец просила суд признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года, обязать ответчика восстановить М.И., В., М.О., М.М., М.А., на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением условий учета, существовавших до издания распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд своего представителя, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности П.А., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности С., представителя истца М.И. по доверенности П.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М.И., В., М.О., М.М. и М.А. на основании договора передачи от 22 мая 2013 года N *** проживают в *** квартире, площадью жилого помещения *** кв. м, общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенном по адресу: ***.
М.И., В., М.О., М.М. и М.А. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2002 года по категории учета "общие основания", учетное дело N ***.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 26 марта 2014 года N У57-4041 М.И., В., М.О., М.М. и М.А. сняты с жилищного учета в соответствии с ч. 2 статьи 6 Федерального закона от 20.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьями 15, 16, 20 Закона города Москвы от 14.06.2012 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы исходил из того, что М.И. является собственником дома (назначение объекта: жилое) общей площадью *** кв. м по адресу: ***.
Из технического паспорта, выданного ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" по состоянию на 27 августа 2008 года усматривается, что строение, принадлежавшее на праве собственности М.И., установленным законодательством требованиям к жилым помещениям не отвечает, поскольку в нем отсутствуют отопление, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение дома, а также системы канализации, водоотведения и вентиляции.
Повторное свидетельство о праве собственности М.И. серии *** N ***, выданное 18 апреля 2014 года, также свидетельствует о том, что назначение вышеуказанного строения - нежилое.
Из ответа администрации сельского поселения *** *** района *** области от 9 декабря 2015 года N М-533/1-18 следует, что данных о пригодности для постоянного проживания в доме расположенном по адресу: *** у администрации сельского поселения *** нет, заявлений о признании дома пригодным для проживания не подавалось, межведомственная комиссия по указанному дому не создавалась, а как следствие решение о признании дачного дома пригодным для проживания администрацией сельского поселения *** *** муниципального района не выносилось.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам. Заселение жилых помещений непригодных для проживания не допускается.
Разрешая спор, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании распоряжения недействительными и восстановлении на жилищном учете, указав при этом, что строение, принадлежавшее на праве собственности М.И., не может быть принято к учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на всех членов семьи, в связи с чем распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года нельзя признать законным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности П.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-13716/2016
Требование: О признании распоряжения недействительным, восстановлении на жилищном учете.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что спорное строение не является жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. по делу N 33-13716
Судья: Ершов В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Канивец Т.В.,
при секретаре Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности П.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 марта 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования М.И.А. удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы восстановить М.И.А., В.Н.Л., М.О.В., М.М.О. и М.А.О. на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет,
установила:
Истец М.И. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения недействительным, восстановлении на жилищном учете, мотивируя свои требования тем, что с 2002 года М.И., с семьей из пяти человек (она, мать В., муж М.О., сын М.М., сын М.А.) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N ***, категория учета "общие основания". Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года, М.И., В., М.О., М.М., М.А., были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что в соответствии со свидетельством о праве собственности *** N *** от 26 апреля 2010 года, М.И. является собственником дома общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, назначение объекта - жилое. Поскольку указанное строение не является жилым помещением, истец просила суд признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года, обязать ответчика восстановить М.И., В., М.О., М.М., М.А., на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением условий учета, существовавших до издания распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд своего представителя, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности П.А., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности С., представителя истца М.И. по доверенности П.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М.И., В., М.О., М.М. и М.А. на основании договора передачи от 22 мая 2013 года N *** проживают в *** квартире, площадью жилого помещения *** кв. м, общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенном по адресу: ***.
М.И., В., М.О., М.М. и М.А. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2002 года по категории учета "общие основания", учетное дело N ***.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 26 марта 2014 года N У57-4041 М.И., В., М.О., М.М. и М.А. сняты с жилищного учета в соответствии с ч. 2 статьи 6 Федерального закона от 20.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьями 15, 16, 20 Закона города Москвы от 14.06.2012 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы исходил из того, что М.И. является собственником дома (назначение объекта: жилое) общей площадью *** кв. м по адресу: ***.
Из технического паспорта, выданного ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" по состоянию на 27 августа 2008 года усматривается, что строение, принадлежавшее на праве собственности М.И., установленным законодательством требованиям к жилым помещениям не отвечает, поскольку в нем отсутствуют отопление, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение дома, а также системы канализации, водоотведения и вентиляции.
Повторное свидетельство о праве собственности М.И. серии *** N ***, выданное 18 апреля 2014 года, также свидетельствует о том, что назначение вышеуказанного строения - нежилое.
Из ответа администрации сельского поселения *** *** района *** области от 9 декабря 2015 года N М-533/1-18 следует, что данных о пригодности для постоянного проживания в доме расположенном по адресу: *** у администрации сельского поселения *** нет, заявлений о признании дома пригодным для проживания не подавалось, межведомственная комиссия по указанному дому не создавалась, а как следствие решение о признании дачного дома пригодным для проживания администрацией сельского поселения *** *** муниципального района не выносилось.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам. Заселение жилых помещений непригодных для проживания не допускается.
Разрешая спор, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании распоряжения недействительными и восстановлении на жилищном учете, указав при этом, что строение, принадлежавшее на праве собственности М.И., не может быть принято к учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на всех членов семьи, в связи с чем распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У57-4041 от 26 марта 2014 года нельзя признать законным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности П.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)