Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени ответчиком ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья суда первой инстанции: Должикова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г., Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре И.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан БДФ на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление прокурора адрес в интересах БДФ к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить БДФ, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
установила:
прокурор адрес Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту интересов БДФ к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование иска указано, что БДФ относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Согласно решению Кувандыкского районного суда адрес от дата мать БДФ - БДФ, а также решению Стерлибашевского районного суда РБ от дата отец - БДФ были лишены родительских прав. В соответствии с Постановлением администрации ГО адрес N... от дата БДФ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно справке территориального участка адрес Стерлитамакского филиала ГУП "Бюро технической инвентаризации РБ" БДФ собственником объектов недвижимости не является. В соответствии с предоставленными Управлением Росреестра по РБ сведениями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах БДФ на объекты недвижимого имущества. Однако до настоящего времени администрацией МР адрес РБ БДФ не представлено благоустроенное жилое помещение.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, Глава администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан БДФ в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о нарушении прав, а именно подтверждающие обращение заинтересованного лица с заявлением о наступлении события, которое служит основанием для предоставления жилого помещения. Вместе с тем БДФ не соблюден досудебный порядок урегулировании спора.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от дата N 159-ФЗ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от дата N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от дата N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с дата Федеральным законом от дата N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом п. 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РБ N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. п. 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно повторному свидетельству о рождении серии П-АР N... от дата родителями БДФ записаны БДФ и БДФ.
Решением Стерлибашевского районного суда Республики Башкортостан N... от дата отец БДФ - БДФ был лишен родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына.
Решением Кувандыкского районного суда адрес от дата мать БДФ - БДФ была лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына.
Постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N... от дата БДФ, дата года рождения, поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что дата БДФ освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании N...
В соответствии с предоставленной справкой N... от дата, выданной директором Стерлитамакского межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" БДФ собственником объектов недвижимости не установлен, и в соответствии с представленным Управлением Росреестра по РБ уведомлением N... от дата сведениями в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах БДФ на объекты недвижимого имущества.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах БДФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, и возложил на администрацию района обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению БДФ жилым помещением; БДФ, обратившись в администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив документы о составе семьи и об отсутствии жилья в собственности или пользовании, тем самым реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, постановлением администрации города он признан нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у БДФ, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижении совершеннолетия, а возможность предоставления ему указанного жилья после достижения 18 лет и окончания обучения связана с обращением БДФ с соответствующим заявлением. БДФ окончил обучение и получил среднее профессиональное образование.
При таких обстоятельствах БДФ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
Довод апелляционной жалобы администрации района о том, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о нарушении прав, а именно подтверждающие обращение заинтересованного лица с заявлением о наступлении события, которое служит основанием для предоставления жилого помещения, не может повлечь отмену решения суда, поскольку противоречит материалам и обстоятельствам дела, из которых следует, что БДФ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, у него возникло право на получение жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что БДФ не соблюден досудебный порядок урегулировании спора неправомерны, поскольку законом данное требование не предусмотрено.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 198, 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан БДФ - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-14812/2016
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени ответчиком ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. по делу N 33-14812/2016
судья суда первой инстанции: Должикова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г., Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре И.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан БДФ на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление прокурора адрес в интересах БДФ к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить БДФ, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
установила:
прокурор адрес Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту интересов БДФ к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование иска указано, что БДФ относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Согласно решению Кувандыкского районного суда адрес от дата мать БДФ - БДФ, а также решению Стерлибашевского районного суда РБ от дата отец - БДФ были лишены родительских прав. В соответствии с Постановлением администрации ГО адрес N... от дата БДФ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно справке территориального участка адрес Стерлитамакского филиала ГУП "Бюро технической инвентаризации РБ" БДФ собственником объектов недвижимости не является. В соответствии с предоставленными Управлением Росреестра по РБ сведениями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах БДФ на объекты недвижимого имущества. Однако до настоящего времени администрацией МР адрес РБ БДФ не представлено благоустроенное жилое помещение.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, Глава администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан БДФ в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о нарушении прав, а именно подтверждающие обращение заинтересованного лица с заявлением о наступлении события, которое служит основанием для предоставления жилого помещения. Вместе с тем БДФ не соблюден досудебный порядок урегулировании спора.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от дата N 159-ФЗ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от дата N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от дата N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с дата Федеральным законом от дата N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом п. 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РБ N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. п. 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно повторному свидетельству о рождении серии П-АР N... от дата родителями БДФ записаны БДФ и БДФ.
Решением Стерлибашевского районного суда Республики Башкортостан N... от дата отец БДФ - БДФ был лишен родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына.
Решением Кувандыкского районного суда адрес от дата мать БДФ - БДФ была лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына.
Постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N... от дата БДФ, дата года рождения, поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что дата БДФ освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании N...
В соответствии с предоставленной справкой N... от дата, выданной директором Стерлитамакского межрайонного филиала ГУП "БТИ РБ" БДФ собственником объектов недвижимости не установлен, и в соответствии с представленным Управлением Росреестра по РБ уведомлением N... от дата сведениями в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах БДФ на объекты недвижимого имущества.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах БДФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, и возложил на администрацию района обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению БДФ жилым помещением; БДФ, обратившись в администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив документы о составе семьи и об отсутствии жилья в собственности или пользовании, тем самым реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, постановлением администрации города он признан нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у БДФ, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижении совершеннолетия, а возможность предоставления ему указанного жилья после достижения 18 лет и окончания обучения связана с обращением БДФ с соответствующим заявлением. БДФ окончил обучение и получил среднее профессиональное образование.
При таких обстоятельствах БДФ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
Довод апелляционной жалобы администрации района о том, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о нарушении прав, а именно подтверждающие обращение заинтересованного лица с заявлением о наступлении события, которое служит основанием для предоставления жилого помещения, не может повлечь отмену решения суда, поскольку противоречит материалам и обстоятельствам дела, из которых следует, что БДФ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, у него возникло право на получение жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что БДФ не соблюден досудебный порядок урегулировании спора неправомерны, поскольку законом данное требование не предусмотрено.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 198, 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан БДФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН
Судьи
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА
Н.Н.ЯКУПОВА
Ф.Ф.САФИН
Судьи
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА
Н.Н.ЯКУПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)