Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Трошкова Л.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев 03 февраля 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 10 ноября 2015 года, которым постановлено: обязать Правительство Пермского края предоставить М. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав М. к Правительству Пермского края об обеспечении его благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров. В обоснование иска указано на то, что М., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает на территории Пермского края, 10 апреля 2014 года по решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому муниципальному району был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, между тем, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Истец - М. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на иске к Правительству Пермского края по изложенным в заявлении доводам.
Ответчик - ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР ходатайствовал о проведении разбирательства в отсутствие представителя, представил отзыв, в котором указал на несогласие с предъявленными исковыми требованиями, указал, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Правительство Пермского края в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв, в котором указал на несогласие с требованиями прокурора предоставить жилое помещение конкретно в границах Чайковского муниципального района Пермского края, поскольку федеральное законодательство предусматривает обязанность предоставления жилья в пределах субъекта РФ, то есть на территории всего Пермского края.
Министерство социального развития Пермского края в суд представителя не направило, представило отзыв, в котором подтвердило состоятельность доводов прокурора о включении М. в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда. Вместе с тем, указало, что фактически предоставление жилья такой категории граждан осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список. Предоставление М. жилья без учета очередности нарушит права иных, включенных в список лиц. Кроме того, полагает ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому муниципальному району ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку последний на предоставление и обеспечение жилыми помещениями не уполномочен.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд представителя не направило, в представленном суду заявлении выразило позицию о несогласии с иском, просят рассмотреть дело без представителя министерства.
Государственное казенное учреждение Пермского края "Управление капитального строительства" в суд представителя не направило, извещено, в возражениях на иск указали, что ГКУ ПК "УКС Пермского края" не участвовал в программе по строительству жилых домов для специализированного жилищного фонда по Чайковскому муниципальному району, в связи с чем не обладает информацией о возможности предоставления благоустроенного жилого помещения М., оставили решение вопроса на усмотрение суда.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части предоставления истцу по договору найма специализированного благоустроенного жилого помещения в границах Чайковского муниципального района Пермского края просит представитель Правительства Пермского края, указывая в апелляционной жалобе на то, что Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории. Просят решение суда изменить в части предоставления истцу жилого помещения в конкретном муниципальном районе и определить место предоставления жилого помещения на территории Пермского края.
В письменных возражениях прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М. родился /дата/. Решением районного (городского) народного суда от 12.05.1998 г. его мать М1. лишена родительских прав, сведения об отце в актовой записи указаны со слов матери. Постановлением Главы Чайковского МР N 2041 от 21.08.2006 г. над М. установлена опека, опекуном назначена М2. приказом ТУ МСР по Чайковскому району от 16.09.2010 г. М2. освобождена от исполнения обязанностей попечителя в отношении М., последний передан на полное государственное обеспечение в ГОУ СПО <...>. Согласно решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому району от 10.04.2014 г. М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, М. обладает правом на предоставление жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Изложенные выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст. 109.1 ЖК РФ, п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и являются правильными.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Из изложенного Порядка следует, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.
Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является Чайковский муниципальный район Пермского края. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить М. жилое помещение в границах Чайковского муниципального района Пермского края.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1020/2016
Требование: Об обеспечении благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу N 33-1020
Судья Трошкова Л.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев 03 февраля 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 10 ноября 2015 года, которым постановлено: обязать Правительство Пермского края предоставить М. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав М. к Правительству Пермского края об обеспечении его благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров. В обоснование иска указано на то, что М., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает на территории Пермского края, 10 апреля 2014 года по решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому муниципальному району был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, между тем, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Истец - М. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на иске к Правительству Пермского края по изложенным в заявлении доводам.
Ответчик - ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР ходатайствовал о проведении разбирательства в отсутствие представителя, представил отзыв, в котором указал на несогласие с предъявленными исковыми требованиями, указал, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Правительство Пермского края в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв, в котором указал на несогласие с требованиями прокурора предоставить жилое помещение конкретно в границах Чайковского муниципального района Пермского края, поскольку федеральное законодательство предусматривает обязанность предоставления жилья в пределах субъекта РФ, то есть на территории всего Пермского края.
Министерство социального развития Пермского края в суд представителя не направило, представило отзыв, в котором подтвердило состоятельность доводов прокурора о включении М. в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда. Вместе с тем, указало, что фактически предоставление жилья такой категории граждан осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список. Предоставление М. жилья без учета очередности нарушит права иных, включенных в список лиц. Кроме того, полагает ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому муниципальному району ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку последний на предоставление и обеспечение жилыми помещениями не уполномочен.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд представителя не направило, в представленном суду заявлении выразило позицию о несогласии с иском, просят рассмотреть дело без представителя министерства.
Государственное казенное учреждение Пермского края "Управление капитального строительства" в суд представителя не направило, извещено, в возражениях на иск указали, что ГКУ ПК "УКС Пермского края" не участвовал в программе по строительству жилых домов для специализированного жилищного фонда по Чайковскому муниципальному району, в связи с чем не обладает информацией о возможности предоставления благоустроенного жилого помещения М., оставили решение вопроса на усмотрение суда.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части предоставления истцу по договору найма специализированного благоустроенного жилого помещения в границах Чайковского муниципального района Пермского края просит представитель Правительства Пермского края, указывая в апелляционной жалобе на то, что Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории. Просят решение суда изменить в части предоставления истцу жилого помещения в конкретном муниципальном районе и определить место предоставления жилого помещения на территории Пермского края.
В письменных возражениях прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М. родился /дата/. Решением районного (городского) народного суда от 12.05.1998 г. его мать М1. лишена родительских прав, сведения об отце в актовой записи указаны со слов матери. Постановлением Главы Чайковского МР N 2041 от 21.08.2006 г. над М. установлена опека, опекуном назначена М2. приказом ТУ МСР по Чайковскому району от 16.09.2010 г. М2. освобождена от исполнения обязанностей попечителя в отношении М., последний передан на полное государственное обеспечение в ГОУ СПО <...>. Согласно решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому району от 10.04.2014 г. М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, М. обладает правом на предоставление жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Изложенные выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст. 109.1 ЖК РФ, п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и являются правильными.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Из изложенного Порядка следует, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.
Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является Чайковский муниципальный район Пермского края. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить М. жилое помещение в границах Чайковского муниципального района Пермского края.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)