Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 21.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4881/2016

Требование: О возложении обязанности по принятию на учет для получения земельного участка в собственность.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец проживает в непригодном для проживания жилом помещении, воспитывает ребенка-инвалида, в связи с чем относится к категории лиц, имеющих право на принятие на учет для последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Однако при обращении к ответчику в принятии на учет ему было необоснованно отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу N 33-4881/2016


Судья Некрасова О.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Маркелова К.Б., Орловой И.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 21 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2016 года, по которому
возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность по принятию С. на учет для получения земельного участка в собственность в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории "инвалиды I и II группы, граждане, имеющие детей-инвалидов" с учетом даты обращения <Дата обезличена>.
Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" и с учетом уточнений просила возложить на ответчика обязанность по принятию ее на учет для получения земельного участка в собственность в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории "инвалиды I и II группы, граждане, имеющие детей-инвалидов" с учетом даты обращения <Дата обезличена>.
В обоснование заявленного требования указала, что проживает совместно с членами своей семьи в непригодном для проживания жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, воспитывает ребенка-инвалида, в связи с чем, относится к категории лиц, имеющих право на принятие на учет для последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений". Однако при обращении в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с соответствующим запросом с приложением к нему необходимых документов, в принятии на учет ей было необоснованно отказано.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, <Фамилия обезличена>
В судебном заседании истец С., третье лицо <Фамилия обезличена>, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Представитель истца <Фамилия обезличена>, действующий по доверенности, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" <Фамилия обезличена>, действующая по доверенности, полагала иск подлежащим оставлению без удовлетворения.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в силу ч. 1 ст. 327, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С. и члены ее семьи: супруг <Фамилия обезличена>, дочь <Фамилия обезличена>, <Дата обезличена> г.р., и сын <Фамилия обезличена>, <Дата обезличена> г.р., зарегистрированы и фактически проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью <*> кв. м, признанном в установленном порядке непригодным для проживания.
Квартира находится в общей долевой собственности указанных лиц по 1/4 доли у каждого.
Несовершеннолетняя дочь <Фамилия обезличена> является ребенком-инвалидом. Согласно справке филиала N 8 ФБУ "Главное бюро МСЭ по Республике Коми" <Дата обезличена> инвалидность установлена <Фамилия обезличена> до достижения ею 18 лет, на срок до <Дата обезличена>.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми у супруга истца - <Фамилия обезличена> в общей долевой собственности также находится земельный участок площадью <*> кв. м и возведенные на нем садовый домик с хозяйственными постройками площадью <*> кв. м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, проезд N <Номер обезличен>, участок N <Номер обезличен> (1/2 доля).
Сведений о принадлежности истцу и членам ее семьи каких-либо иных объектов недвижимости (жилых помещений, земельных участков) в материалах дела не содержится.
<Дата обезличена> С. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о принятии ее на учет для получения земельного участка в собственность в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории "инвалиды I и II группы, граждане, имеющие детей-инвалидов", указав в качестве членов своей семьи <Фамилия обезличена> (супруга), <Фамилия обезличена> (дочь, ребенок-инвалид), <Фамилия обезличена> (сын).
Письмом Комитета жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена> истцу отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, утвержденным постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, следует, что основанием для отказа в постановке на учет послужило непредставление заявителем документов о наличии в собственности супруга <Фамилия обезличена> объектов недвижимого имущества (жилых помещений), расположенных по месту жительства и приобретенных в собственность до <Дата обезличена>. В рамках межведомственного информационного взаимодействия Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми отказал администрации МО ГО "Сыктывкар" в предоставлении указанных сведений.
Несогласие С. с принятым решением администрации МО ГО "Сыктывкар" послужило основанием для ее обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая спор при изложенных обстоятельствах, суд правильно руководствовался нормами Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного требования С.
Льготный порядок предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан, проживающих в Республике Коми, установлен Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 указанного Закона Республики Коми земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим детей-инвалидов.
В соответствии с ч. ч. 3, 3.1 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
- При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным федеральным законодательством.
Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв. м общей площади жилого помещения.
Учитывая, что семья Сурига проживает в жилом помещении, непригодном для проживания, истец и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, и супруги С. и <Фамилия обезличена> имеют дочь, которая является ребенком-инвалидом, семья Сурига по смыслу приведенных выше положений ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" является нуждающейся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий.
Доводы администрации в апелляционной жалобе о том, что заявителем не была представлена справка филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о наличии в собственности супруга истца <Фамилия обезличена> недвижимого имущества (жилых помещений), приобретенного до <Дата обезличена> и расположенного по месту жительства, и поэтому отказ в принятии истца на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, является законным, основанием для отмены решения суда служить не могут.
В части 3 статьи 5 (1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" определен четкий перечень документов, которые граждане должны представлять в орган местного самоуправления для решения вопроса о признании их нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий.
В числе прочих документов заявителю необходимо представить в уполномоченный орган справку о наличии в собственности недвижимого имущества (жилых помещений), расположенных по месту жительства - в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до <Дата обезличена>.
Иные документы, определенные в части 9 статьи 5 (1) указанного Закона Республики Коми, могут быть представлены гражданами по их инициативе (ч. 4 ст. 5.1 Закона) либо запрошены уполномоченным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 9 ст. 5 (1) Закона).
Как следует из материалов дела, при обращении с запросом в администрацию МО ГО "Сыктывкар" истцом были представлены все документы, предусмотренные статьей 5 (1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Сведений о том, что заявителем в орган местного самоуправления не была представлена справка о наличии в собственности объектов недвижимого имущества (жилых помещений), расположенных по месту жительства, приобретенных в собственность до <Дата обезличена>, в то время как такие объекты недвижимости в собственности фактически имеются, в материалах дела не содержится.
Суд первой инстанции обоснованно учел, что администрацией МО ГО "Сыктывкар" были запрошены в Филиале ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сведения о наличии в собственности супруга истца <Фамилия обезличена> объектов недвижимого имущества (жилых помещений), расположенных по месту жительства, приобретенных в собственность до <Дата обезличена>. В ответе учреждения органу местного самоуправления было рекомендовано предложить гражданам самостоятельно обратиться в орган БТИ для представления истребуемых документов, однако администрация МО ГО "Сыктывкар" не рекомендовала истцу представить дополнительные документы после самостоятельного обращения С. в БТИ, и отказало заявителю в постановке на учет для последующего получения земельного участка со ссылкой на непредставление документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учета на получение земельного участка в собственность бесплатно.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что на администрацию МО ГО "Сыктывкар" следует возложить обязанность по принятию С. на учет для получения земельного участка в собственность в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории "инвалиды I и II группы, граждане, имеющие детей-инвалидов" с учетом даты обращения <Дата обезличена>.
Доводы администрации МО ГО "Сыктывкар", приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которая являлась предметом проверки суда первой инстанции и ей дана надлежащая правовая оценка.
При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом не было.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)