Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В обоснование иска указано, что мать истицы решением суда лишена родительских прав, в результате чего истица приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решением жилищной комиссии она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени право истицы на жилище не реализовано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Русакова О.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
судей: Ениславской О.Л. и Яроцкой Н.В.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Дновского района Псковской области на решение Дновского районного суда Псковской области от 19 мая 2017 года, которым постановлено:
Иск прокурора Дновского района Псковской области в интересах П. к Администрации Дновского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Администрацию Дновского района обязанность предоставить П. за счет средств субъекта Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м в черте города Дно.
Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения П. и прокурора Петровой Н.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Дновского района Псковской области, действуя в интересах П. (ранее И.), обратился в суд с иском к Администрации Дновского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований прокурором указывалось, что мать истицы - И.Г. решением Дновского районного суда Псковской области от 19 апреля 2013 года была лишена родительских прав, в результате чего П. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Решением жилищной комиссии от 08.08.2014 года П. была включена в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Несмотря на то, что за П. как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, это право, вопреки требованиям действующего законодательства, до настоящего времени не реализовано; П., имеющая по состоянию на 19.04.2017 года порядковый номер 1009, в список претендентов, подлежащих обеспечению жильем в 2017 году, не включена.
Ссылаясь на то, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не устанавливает какую-либо очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор просил возложить на Администрацию Дновского района Псковской области обязанность по предоставлению П. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м.
Истец П. в судебном заседании исковые требования прокурора, заявленные в ее интересах, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Дновского района Псковской области - К. иск не признал, указав, что, Администрация предоставляет жилые помещения по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком претендентов, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем году, исходя из объемов средств областного бюджета, предусмотренного на эти цели. Поскольку П. не включена в список претендентов на 2017 год, то в настоящее время ее требования не могут быть удовлетворены.
Представители третьих лиц - Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации Дновского района Псковской области ставится вопрос об отмене судебного постановления по мотиву несоответствия нормам материального права.
В частности, апеллянт обращает внимание на то, что в силу действующего законодательства к полномочиям Администрации Дновского района не относится формирование и утверждение Списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году, а также утверждение областного бюджета.
С учетом изложенного исполнить переданные государственные полномочия по обеспечению истицы жилым помещением без включения в Список и при отсутствии соответствующих средств субвенции в бюджете области не представляется возможным.
В заседании суда апелляционной инстанции П. и прокурор Петрова Н.М. выразили согласие с выводами суда первой инстанции.
Иные участвовавшие в деле лица, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области от 09.01.2013 N 1241-оз, устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений, которые аналогичны предусмотренным ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Определенный статьей 7 этого Закона порядок реализации жилищных прав предусматривает, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства.
При этом ежегодно в срок до 1 февраля формируется список претендентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в список и подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем календарном году.
Согласно статье 9 того же Закона финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области от 03.06.2011 N 1082-оз были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Судом установлено, что решением Дновского районного суда Псковской области от 19 апреля 2013 года И.Т., являющаяся одинокой матерью, была лишена родительских прав в отношении И.К., (дд.мм.гг.) года рождения, в связи с чем последняя приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
8 августа 2014 года на основании решения жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, И.К. (после заключения брака - П.) была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени жилым помещением П. не обеспечена; в Список претендентов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2017 году, истица не включена.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор, действуя в интересах П., исходил из того, что, несмотря на указанное признание ее жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они до настоящего времени остаются нереализованными, а, следовательно, являются нарушенными и подлежат защите в судебном порядке.
Оценив эту позицию, суд правильно признал ее обоснованной, а исковые требования - подлежащими удовлетворению.
Так, анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан отсутствует.
Напротив, по смыслу этих положений жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ и законодательстве субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующее толкование действующего законодательства содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом ВС РФ 24.12.2014 года.
Судом бесспорно установлено, что обстоятельства, являющиеся условиями предоставления П. жилого помещения, наступили, соответствующие требования закона относительно реализации права на жилье истицей выполнены, однако до настоящего времени вопрос о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не разрешен.
В этих условиях суд правомерно возложил на Администрацию Дновского района обязанность по предоставлению П. жилого помещения.
Данное решение принято в полном соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и доводы апеллянта его правильности и законности не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дновского районного суда Псковской области от 19 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Дновского района Псковской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-1106/2017
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В обоснование иска указано, что мать истицы решением суда лишена родительских прав, в результате чего истица приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решением жилищной комиссии она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени право истицы на жилище не реализовано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. по делу N 33-1106/2017
Судья: Русакова О.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
судей: Ениславской О.Л. и Яроцкой Н.В.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Дновского района Псковской области на решение Дновского районного суда Псковской области от 19 мая 2017 года, которым постановлено:
Иск прокурора Дновского района Псковской области в интересах П. к Администрации Дновского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Администрацию Дновского района обязанность предоставить П. за счет средств субъекта Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м в черте города Дно.
Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения П. и прокурора Петровой Н.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Дновского района Псковской области, действуя в интересах П. (ранее И.), обратился в суд с иском к Администрации Дновского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований прокурором указывалось, что мать истицы - И.Г. решением Дновского районного суда Псковской области от 19 апреля 2013 года была лишена родительских прав, в результате чего П. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Решением жилищной комиссии от 08.08.2014 года П. была включена в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Несмотря на то, что за П. как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, это право, вопреки требованиям действующего законодательства, до настоящего времени не реализовано; П., имеющая по состоянию на 19.04.2017 года порядковый номер 1009, в список претендентов, подлежащих обеспечению жильем в 2017 году, не включена.
Ссылаясь на то, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не устанавливает какую-либо очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор просил возложить на Администрацию Дновского района Псковской области обязанность по предоставлению П. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м.
Истец П. в судебном заседании исковые требования прокурора, заявленные в ее интересах, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Дновского района Псковской области - К. иск не признал, указав, что, Администрация предоставляет жилые помещения по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком претендентов, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем году, исходя из объемов средств областного бюджета, предусмотренного на эти цели. Поскольку П. не включена в список претендентов на 2017 год, то в настоящее время ее требования не могут быть удовлетворены.
Представители третьих лиц - Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации Дновского района Псковской области ставится вопрос об отмене судебного постановления по мотиву несоответствия нормам материального права.
В частности, апеллянт обращает внимание на то, что в силу действующего законодательства к полномочиям Администрации Дновского района не относится формирование и утверждение Списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году, а также утверждение областного бюджета.
С учетом изложенного исполнить переданные государственные полномочия по обеспечению истицы жилым помещением без включения в Список и при отсутствии соответствующих средств субвенции в бюджете области не представляется возможным.
В заседании суда апелляционной инстанции П. и прокурор Петрова Н.М. выразили согласие с выводами суда первой инстанции.
Иные участвовавшие в деле лица, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области от 09.01.2013 N 1241-оз, устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений, которые аналогичны предусмотренным ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Определенный статьей 7 этого Закона порядок реализации жилищных прав предусматривает, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства.
При этом ежегодно в срок до 1 февраля формируется список претендентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в список и подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем календарном году.
Согласно статье 9 того же Закона финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области от 03.06.2011 N 1082-оз были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Судом установлено, что решением Дновского районного суда Псковской области от 19 апреля 2013 года И.Т., являющаяся одинокой матерью, была лишена родительских прав в отношении И.К., (дд.мм.гг.) года рождения, в связи с чем последняя приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
8 августа 2014 года на основании решения жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, И.К. (после заключения брака - П.) была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени жилым помещением П. не обеспечена; в Список претендентов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2017 году, истица не включена.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор, действуя в интересах П., исходил из того, что, несмотря на указанное признание ее жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они до настоящего времени остаются нереализованными, а, следовательно, являются нарушенными и подлежат защите в судебном порядке.
Оценив эту позицию, суд правильно признал ее обоснованной, а исковые требования - подлежащими удовлетворению.
Так, анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан отсутствует.
Напротив, по смыслу этих положений жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ и законодательстве субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующее толкование действующего законодательства содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом ВС РФ 24.12.2014 года.
Судом бесспорно установлено, что обстоятельства, являющиеся условиями предоставления П. жилого помещения, наступили, соответствующие требования закона относительно реализации права на жилье истицей выполнены, однако до настоящего времени вопрос о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не разрешен.
В этих условиях суд правомерно возложил на Администрацию Дновского района обязанность по предоставлению П. жилого помещения.
Данное решение принято в полном соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и доводы апеллянта его правильности и законности не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дновского районного суда Псковской области от 19 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Дновского района Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА
Судьи
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ
Н.В.ЯРОЦКАЯ
Копия верна:
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА
Судьи
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ
Н.В.ЯРОЦКАЯ
Копия верна:
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)