Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Признанное за истцом право на предоставление меры социальной поддержки не реализовано, жилое помещение взамен утраченного предоставлено членам семьи меньшей площади.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Тарасовой А.А., Королева Ю.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске гражданское дело по исковому заявлению Б.С. к администрации города Хабаровска о взыскании денежной суммы за утраченное жилое помещение, по апелляционной жалобе Б.С. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2017 года,
заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., пояснения представителя администрации г. Хабаровска С.М., представителя Министерства строительства Хабаровского края Г.,
Б.С. обратился в суд с иском администрации города Хабаровска о взыскании с бюджета Хабаровского края денежных средств в сумме 609 900 руб., составляющих стоимость компенсации за восстановление права на утраченное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указал на то, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, дом <адрес>, в котором истец и члены его семьи проживали по договору социального найма в двухкомнатной квартире N 1, общей площадью 47 кв. метров признан непригодным для проживания. В рамках государственной программы по предоставлению мер социальной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, супруге истца С.С. и сыну Б.Н. по договору социального найма от 16.09.2014 N 300 было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 43,3 кв. метров без учета истца, которому во включении в список граждан на предоставление меры социальной поддержки, ответчиком было отказано. В январе 2015 года судебным постановлением за истцом признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Поскольку признанное за истцом право на предоставление меры социальной поддержки, не реализовано, жилое помещение взамен утраченного предоставлено членам семьи площадью 43, 3 кв. метров, должно было предоставлено с учетом истца площадью 54 кв. метров (18 кв. метров x 3), просил взыскать денежную компенсацию неполученных 10, 7 кв. метров площади на его семью в сумме 609 900 руб. из расчета 57 000 руб. за 1 кв. метр.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.06.2017 года исковые требования Б.С. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Б.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы указано на то, что право истца не было реализовано по вине ответчика, предоставленная членам семьи истца квартира приватизирована, тем самым, он лишен на предоставление меры социальной поддержки.
Б.С. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения прибывших в судебное заседание лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Б.С. и члены его семьи: супруга С.С., сын Б.Н., опекаемый С.Д. (имя изменено на Р.) на основании договора социального найма от 24.02.2000 года проживали в квартире <адрес>,
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, попал в зону затопления.
Заключением городской межведомственной комиссии от N 204 от 17.09.2013 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Б.Н. и супруге истца С.С. в рамках реализации государственной программы по предоставлению мер социальной поддержки пострадавшим от затопления, по договору социального найма от 16.09.2014 года N 300 предоставлена в бессрочное пользование однокомнатная квартира N 19 общей площадью 43,3 кв. метра по адресу <адрес> без учета истца Б.С., которому было отказано в предоставлении мер социальной поддержки.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 07.10.2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда 23.01.2015 года признан незаконным отказ администрации г. Хабаровска в удовлетворении заявления Б.С. о включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. За Б.С. признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
На территории г. Хабаровска мера поддержки для нанимателя жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности и членов его семьи, осуществлялась однократно в отношении одного жилого помещения, признанного непригодным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе - сентябре 2013 г. и в форме предоставления жилого помещения 18 кв. м - на одного человека при численности членов семьи три и более человек.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановлением Правительства Российской Федерации 12.10.2013 N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными данным Постановлением Правительства РФ Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение N 11(1) к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы), Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 N 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
Суд исходил из того, что мера социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма признано за истцом вступившим в законную силу судебным решением, им не утрачено и не предполагает замену права на денежную компенсацию.
Выводы суда соответствуют материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия отмечает, что исходя из приведенных выше положений действующего в период возникновения спорных правоотношений законодательства одним из обязательных условий, при соблюдении которого может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, является отсутствие другого жилья, пригодного для проживания. При этом меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В связи с изложенным, доводы жалобы истца о том, что право истца не было реализовано по вине ответчика, а представленное членам семьи истца квартира приватизирована ими, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Кроме того, порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения гражданам, проживавшим в утраченных жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, предоставленных им по договорам социального найма, найма специализированного жилого помещения, утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от 30.05.2014 N 2207 в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N 41-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-п", утратил силу в связи с изданием постановления администрации г. Хабаровска от 17.08.2016 N 2892.
Помимо этого, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N 889) финансирование мероприятий по такому направлению не предусмотрено.
При таком положении, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2017 года по делу по иску Б.С. к администрации города Хабаровска о взыскании денежной суммы за утраченное жилое помещение оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7309/2017
Требование: О взыскании компенсации за восстановление права на утраченное жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Признанное за истцом право на предоставление меры социальной поддержки не реализовано, жилое помещение взамен утраченного предоставлено членам семьи меньшей площади.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2017 г. по делу N 33-7309/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Тарасовой А.А., Королева Ю.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске гражданское дело по исковому заявлению Б.С. к администрации города Хабаровска о взыскании денежной суммы за утраченное жилое помещение, по апелляционной жалобе Б.С. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2017 года,
заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., пояснения представителя администрации г. Хабаровска С.М., представителя Министерства строительства Хабаровского края Г.,
установила:
Б.С. обратился в суд с иском администрации города Хабаровска о взыскании с бюджета Хабаровского края денежных средств в сумме 609 900 руб., составляющих стоимость компенсации за восстановление права на утраченное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указал на то, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, дом <адрес>, в котором истец и члены его семьи проживали по договору социального найма в двухкомнатной квартире N 1, общей площадью 47 кв. метров признан непригодным для проживания. В рамках государственной программы по предоставлению мер социальной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, супруге истца С.С. и сыну Б.Н. по договору социального найма от 16.09.2014 N 300 было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 43,3 кв. метров без учета истца, которому во включении в список граждан на предоставление меры социальной поддержки, ответчиком было отказано. В январе 2015 года судебным постановлением за истцом признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Поскольку признанное за истцом право на предоставление меры социальной поддержки, не реализовано, жилое помещение взамен утраченного предоставлено членам семьи площадью 43, 3 кв. метров, должно было предоставлено с учетом истца площадью 54 кв. метров (18 кв. метров x 3), просил взыскать денежную компенсацию неполученных 10, 7 кв. метров площади на его семью в сумме 609 900 руб. из расчета 57 000 руб. за 1 кв. метр.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.06.2017 года исковые требования Б.С. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Б.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы указано на то, что право истца не было реализовано по вине ответчика, предоставленная членам семьи истца квартира приватизирована, тем самым, он лишен на предоставление меры социальной поддержки.
Б.С. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения прибывших в судебное заседание лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Б.С. и члены его семьи: супруга С.С., сын Б.Н., опекаемый С.Д. (имя изменено на Р.) на основании договора социального найма от 24.02.2000 года проживали в квартире <адрес>,
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, попал в зону затопления.
Заключением городской межведомственной комиссии от N 204 от 17.09.2013 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Б.Н. и супруге истца С.С. в рамках реализации государственной программы по предоставлению мер социальной поддержки пострадавшим от затопления, по договору социального найма от 16.09.2014 года N 300 предоставлена в бессрочное пользование однокомнатная квартира N 19 общей площадью 43,3 кв. метра по адресу <адрес> без учета истца Б.С., которому было отказано в предоставлении мер социальной поддержки.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 07.10.2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда 23.01.2015 года признан незаконным отказ администрации г. Хабаровска в удовлетворении заявления Б.С. о включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. За Б.С. признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
На территории г. Хабаровска мера поддержки для нанимателя жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности и членов его семьи, осуществлялась однократно в отношении одного жилого помещения, признанного непригодным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе - сентябре 2013 г. и в форме предоставления жилого помещения 18 кв. м - на одного человека при численности членов семьи три и более человек.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановлением Правительства Российской Федерации 12.10.2013 N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными данным Постановлением Правительства РФ Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение N 11(1) к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы), Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 N 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
Суд исходил из того, что мера социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма признано за истцом вступившим в законную силу судебным решением, им не утрачено и не предполагает замену права на денежную компенсацию.
Выводы суда соответствуют материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия отмечает, что исходя из приведенных выше положений действующего в период возникновения спорных правоотношений законодательства одним из обязательных условий, при соблюдении которого может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, является отсутствие другого жилья, пригодного для проживания. При этом меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В связи с изложенным, доводы жалобы истца о том, что право истца не было реализовано по вине ответчика, а представленное членам семьи истца квартира приватизирована ими, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Кроме того, порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения гражданам, проживавшим в утраченных жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, предоставленных им по договорам социального найма, найма специализированного жилого помещения, утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от 30.05.2014 N 2207 в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N 41-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-п", утратил силу в связи с изданием постановления администрации г. Хабаровска от 17.08.2016 N 2892.
Помимо этого, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N 889) финансирование мероприятий по такому направлению не предусмотрено.
При таком положении, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2017 года по делу по иску Б.С. к администрации города Хабаровска о взыскании денежной суммы за утраченное жилое помещение оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА
И.В.ВЕРХОТУРОВА
Судьи
А.А.ТАРАСОВА
Ю.А.КОРОЛЕВ
А.А.ТАРАСОВА
Ю.А.КОРОЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)