Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу З., действующего в интересах Р., направленную посредством почтовой связи 07 июля 2017 года и поступившую в суд кассационной инстанции 14 июля 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2017 года по делу по иску Р. к ФСИН России о признании решении незаконным и обязании включить в список для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения,
установил:
Р. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе во включении в список для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, обязании включить в указанный список.
В обоснование заявленных требований Р. ссылался на то, что 30 июня 2014 года он, проходя службу в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Кировской области и имея выслугу в календарном исчислении более 15 лет, обратился с рапортом в УФСИН по Кировской области о принятии на учет на получение ЕСВ для приобретения и строительства жилого помещения, предоставив все необходимые документы, решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 38 от 02.06.2016 года ему было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м. Данный отказ, по мнению истца, являлся незаконным, так как комиссией неверно учтены доли собственников жилых помещений, количество зарегистрированных лиц и не был исследован вопрос о жилищных условиях его супруги.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 сентября 2016 года постановлено:
Отказать Р. в удовлетворении заявленных требований к ФСИН России о признании решения незаконным и обязании включить в список для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2017 года решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом установлено, что Р., прапорщик внутренней службы, занимает должность младшего инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Кировской области. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 15 лет.
30 июня 2014 года Р. обратился с рапортом о постановке его учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России N 38 от 02 июня 2016 года в удовлетворении данного рапорта истцу отказано, поскольку истец и члены его семьи проживают в качестве семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Также суд установил, что Р. с 06 сентября 2002 года, а его супруга с 19 июня 2014 года по 16 марта 2018 года временно зарегистрированы по адресу: *. Указанное жилое помещение, общей площадью 46,2 кв. м, принадлежит на праве общей долевой собственности истцу (1/4), матери истца (1/2), отцу заявителя (1/4). По указанному адресу также постоянно зарегистрированы родители истца. Кроме того, из карточки нанимателя, выписки из лицевого счета абонента следует, что Р. проживет в квартире один.
Супруга истца с 24 декабря 2002 года по 10 сентября 2010 года и с 24 мая 2012 года постоянно зарегистрирована по адресу: *. Данное жилое помещение, общей площадью 35,1 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности супруге, ее матери и сестре (по 1/3 доли каждому).
Ранее с 10 сентября 2010 года по 23 мая 2012 года супруга истца была постоянно зарегистрирована по адресу: *. в жилом помещении общей площадью 36,3 кв. м, в котором постоянно зарегистрировано 5 человек. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б* А.И. (дяде супруги истца).
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из положений ст. ст. 1, 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты", ст. ст. 30, 31 ЖК РФ, п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками, проходящими службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Р. обеспечен общей площадью в жилом помещении размером более 15 кв. метров на одного члена его семьи, то решение комиссии 02 июня 2016 года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, а заявленные истцом требования не основаны на приведенных выше правовых нормах и удовлетворению не подлежат.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Довод истца о том, что на каждого члена его семьи приходится по 11,625 кв. м был признан судебной коллегией противоречащим нормам действующего законодательства и представленными в материалы дела доказательствами, согласно которым суммарная площадь жилых помещений, собственниками долей которых является истец и его супруга, с учетом лиц, членами семьи которых они являются, в соответствии с нормами статьи 31 ЖК РФ, составляет более 15 кв. м.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель оспаривают выводы судов об обеспеченности его и его супруги общей площадью жилого помещения по установленной законом норме.
Между тем указанный довод заявителей основан на ошибочном толковании норм материального права и установленных по делу обстоятельств.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, а случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "з" и подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужил факт обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Данное решение было принято Комиссией исходя из сведений, содержащихся в документах, представленных Р. вместе с рапортом.
При этом сведения об ином количестве лиц, зарегистрированных в указанных жилых помещениях, в Комиссию ФСИН не предоставлялись и предметом рассмотрения Комиссии не являлись.
Из изложенного следует, что у ответчика имелись правовые основания для отказа в постановке Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Более того, Р. не лишен возможности повторно обратиться с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив все перечисленные в пункте 5 Правил документы, содержащие полную и достоверную информацию о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, имеющих непосредственное отношение к вопросу о постановке на учет для получения названной выплаты.
Ссылка в жалобе на то, что суд не направил истцу письменные возражения ответчика, повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений не может, так как на правильность выводов судов не влияет.
Следует учесть, что истец не был лишен возможности ознакомиться с материалами настоящего гражданского дела до его рассмотрения в суде апелляционной инстанции, и изложить свои доводы с учетом возражений ответчика в апелляционной жалобе или непосредственно в заседании судебной коллегии.
Иные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку собранных и исследованных судом доказательств.
Изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы судов и нуждающихся в дополнительной проверке.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
При таких данных, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности, с учетом доводов кассационной жалобы, не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы З., действующего в интересах Р., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2017 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 11.08.2017 N 4Г-9166/2017
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2017 г. N 4г/10-9166/2017
Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу З., действующего в интересах Р., направленную посредством почтовой связи 07 июля 2017 года и поступившую в суд кассационной инстанции 14 июля 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2017 года по делу по иску Р. к ФСИН России о признании решении незаконным и обязании включить в список для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения,
установил:
Р. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе во включении в список для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, обязании включить в указанный список.
В обоснование заявленных требований Р. ссылался на то, что 30 июня 2014 года он, проходя службу в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Кировской области и имея выслугу в календарном исчислении более 15 лет, обратился с рапортом в УФСИН по Кировской области о принятии на учет на получение ЕСВ для приобретения и строительства жилого помещения, предоставив все необходимые документы, решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 38 от 02.06.2016 года ему было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м. Данный отказ, по мнению истца, являлся незаконным, так как комиссией неверно учтены доли собственников жилых помещений, количество зарегистрированных лиц и не был исследован вопрос о жилищных условиях его супруги.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 сентября 2016 года постановлено:
Отказать Р. в удовлетворении заявленных требований к ФСИН России о признании решения незаконным и обязании включить в список для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2017 года решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом установлено, что Р., прапорщик внутренней службы, занимает должность младшего инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Кировской области. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 15 лет.
30 июня 2014 года Р. обратился с рапортом о постановке его учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России N 38 от 02 июня 2016 года в удовлетворении данного рапорта истцу отказано, поскольку истец и члены его семьи проживают в качестве семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Также суд установил, что Р. с 06 сентября 2002 года, а его супруга с 19 июня 2014 года по 16 марта 2018 года временно зарегистрированы по адресу: *. Указанное жилое помещение, общей площадью 46,2 кв. м, принадлежит на праве общей долевой собственности истцу (1/4), матери истца (1/2), отцу заявителя (1/4). По указанному адресу также постоянно зарегистрированы родители истца. Кроме того, из карточки нанимателя, выписки из лицевого счета абонента следует, что Р. проживет в квартире один.
Супруга истца с 24 декабря 2002 года по 10 сентября 2010 года и с 24 мая 2012 года постоянно зарегистрирована по адресу: *. Данное жилое помещение, общей площадью 35,1 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности супруге, ее матери и сестре (по 1/3 доли каждому).
Ранее с 10 сентября 2010 года по 23 мая 2012 года супруга истца была постоянно зарегистрирована по адресу: *. в жилом помещении общей площадью 36,3 кв. м, в котором постоянно зарегистрировано 5 человек. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б* А.И. (дяде супруги истца).
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из положений ст. ст. 1, 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты", ст. ст. 30, 31 ЖК РФ, п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками, проходящими службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Р. обеспечен общей площадью в жилом помещении размером более 15 кв. метров на одного члена его семьи, то решение комиссии 02 июня 2016 года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, а заявленные истцом требования не основаны на приведенных выше правовых нормах и удовлетворению не подлежат.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Довод истца о том, что на каждого члена его семьи приходится по 11,625 кв. м был признан судебной коллегией противоречащим нормам действующего законодательства и представленными в материалы дела доказательствами, согласно которым суммарная площадь жилых помещений, собственниками долей которых является истец и его супруга, с учетом лиц, членами семьи которых они являются, в соответствии с нормами статьи 31 ЖК РФ, составляет более 15 кв. м.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель оспаривают выводы судов об обеспеченности его и его супруги общей площадью жилого помещения по установленной законом норме.
Между тем указанный довод заявителей основан на ошибочном толковании норм материального права и установленных по делу обстоятельств.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, а случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "з" и подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужил факт обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Данное решение было принято Комиссией исходя из сведений, содержащихся в документах, представленных Р. вместе с рапортом.
При этом сведения об ином количестве лиц, зарегистрированных в указанных жилых помещениях, в Комиссию ФСИН не предоставлялись и предметом рассмотрения Комиссии не являлись.
Из изложенного следует, что у ответчика имелись правовые основания для отказа в постановке Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Более того, Р. не лишен возможности повторно обратиться с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив все перечисленные в пункте 5 Правил документы, содержащие полную и достоверную информацию о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, имеющих непосредственное отношение к вопросу о постановке на учет для получения названной выплаты.
Ссылка в жалобе на то, что суд не направил истцу письменные возражения ответчика, повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений не может, так как на правильность выводов судов не влияет.
Следует учесть, что истец не был лишен возможности ознакомиться с материалами настоящего гражданского дела до его рассмотрения в суде апелляционной инстанции, и изложить свои доводы с учетом возражений ответчика в апелляционной жалобе или непосредственно в заседании судебной коллегии.
Иные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку собранных и исследованных судом доказательств.
Изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы судов и нуждающихся в дополнительной проверке.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
При таких данных, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности, с учетом доводов кассационной жалобы, не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы З., действующего в интересах Р., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2017 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда
Л.В.МАСЛЕННИКОВА
Московского городского суда
Л.В.МАСЛЕННИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)