Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью жилой площадью более установленной нормы на каждого члена семьи.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Скоковой Д.И.,
при секретаре А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.О. к ФСИН России, УФСИН России по Белгородской области о признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, о признании права на постановку на учет 02.12.2013 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе А.О.
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 06 апреля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения А.О. и ее представителя Р., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Белгородской области В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
А.О. капитан внутренней службы, старший инженер производственного отдела центра трудовой адаптации ФКУ ИК-5 УФСИН России по Белгородской области. По состоянию на 14.11.2013 имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет. 19.11.2013 обратилась с рапортом о постановке ее составом семьи 2 человека (<данные изъяты>) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Подкомиссией УФСИН по Белгородской области от 02.12.2013 принято решение о направлении учетного дела А.О. в комиссию УФСИН России для принятия решения.
05.11.2014 решением комиссии ФСИН России (протокол N 19) принято решение об отказе заявителю в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с обеспеченностью жилой площадью более 15 кв. м на каждого члена семьи.
А.О. обратилась в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Белгородской области, ссылаясь на то, что в квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее матери Д.З.И., она, вместе с <данные изъяты>, проживает на условиях договора коммерческого найма, не являясь членами семьи собственника. Никаким иным жильем на праве собственности, по договору социального найма она <данные изъяты> не обеспечены. Просила признать решение комиссии ФСИН России от 05.11.2014 (выписка из протокола N 19 от 05.11.2014) об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, решение отменить. Признать за ней право на постановку на учет с 02.12.2013 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренное ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации". Обязать комиссию ФСИН России поставить ее составом семьи 2 человека на учет с 02.12.2013 года на получение единовременной социальной выплаты.
В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истицы иск поддержала.
Представитель ответчиков иск не признал.
Решением суда иск отклонен.
В апелляционной жалобе А.О. содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении иска.
Истица А.О. и ее представитель Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Белгородской области В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно предписаниям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда не имеется.
Как установлено судом, А.О. с 2003 года проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащей на праве собственности <данные изъяты> Д.З.И. В указанной квартире зарегистрировано два человека - А.О. и <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения. 19.11.2013 А.О. обратилась с рапортом о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ФСИН России от 05.11.2014 протокол N 19 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства А.О. отказано по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Положениями ст. 4 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, п. 2 которых предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе, следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательства того, что истица и член его семьи были вселены в жилое помещение не как члены семьи его собственника, а по договору коммерческого найма, не представлено.
Согласно п. 7 вышеуказанных Правил комиссия принимает решение на основании заявления и представленных документов.
В силу изложенных норм, оценивая законность оспоренного истицей решения комиссии ФСИН, суд правомерно исходил исключительно из документов, представленных в комиссию. Впервые представленные только в суд договоры коммерческого найма суд обоснованно не принял во внимание, поскольку эти документы не представлялись в комиссию. Суд также правильно отклонил показания свидетелей Д.З.И., К.О.С., К.К.Г., так как обстоятельства, о которых они поясняли в судебном заседании, не были не известны комиссии, кроме того, сама комиссия не уполномочена заслушивать свидетельские показания, а принимает решение по представленным документам. Как верно указал суд, то обстоятельство, что при подаче рапорта истица не была поставлена в известность о необходимости дополнить поданный ею пакет документов, не свидетельствует о неправильности обжалуемого решения Комиссии ФСИН России. Отсутствие регистрации собственника в принадлежащем ей жилом помещении, не может служить основанием для того, чтобы не учитывать площадь данного строения при определении обеспеченности членов семьи истицы жилыми помещениями. Допустимых доказательств, подтверждающих непригодность жилого помещения для проживания, а также доказательств прекращения права пользования истицы данной квартирой, не представлено, а то обстоятельство, что истица не ведет общего хозяйства со своей матерью, не имеет юридического значения, поскольку А.О. была вселена в <...> в 2003 году в качестве члена семьи его собственника, при этом родственные отношения и, следовательно, принадлежность к одной семье, истицей под сомнение не ставились.
Ссылка истицы на то, что собственник квартиры ее мать Д.З..И. не проживает с <данные изъяты> года в квартире вместе с ней и <данные изъяты>, не опровергает факт вселения последних собственником в жилое помещение в качестве членов семьи собственника жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-3105/2017
Требование: О признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью жилой площадью более установленной нормы на каждого члена семьи.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N 33-3105/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Скоковой Д.И.,
при секретаре А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.О. к ФСИН России, УФСИН России по Белгородской области о признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, о признании права на постановку на учет 02.12.2013 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе А.О.
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 06 апреля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения А.О. и ее представителя Р., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Белгородской области В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
А.О. капитан внутренней службы, старший инженер производственного отдела центра трудовой адаптации ФКУ ИК-5 УФСИН России по Белгородской области. По состоянию на 14.11.2013 имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет. 19.11.2013 обратилась с рапортом о постановке ее составом семьи 2 человека (<данные изъяты>) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Подкомиссией УФСИН по Белгородской области от 02.12.2013 принято решение о направлении учетного дела А.О. в комиссию УФСИН России для принятия решения.
05.11.2014 решением комиссии ФСИН России (протокол N 19) принято решение об отказе заявителю в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с обеспеченностью жилой площадью более 15 кв. м на каждого члена семьи.
А.О. обратилась в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Белгородской области, ссылаясь на то, что в квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее матери Д.З.И., она, вместе с <данные изъяты>, проживает на условиях договора коммерческого найма, не являясь членами семьи собственника. Никаким иным жильем на праве собственности, по договору социального найма она <данные изъяты> не обеспечены. Просила признать решение комиссии ФСИН России от 05.11.2014 (выписка из протокола N 19 от 05.11.2014) об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, решение отменить. Признать за ней право на постановку на учет с 02.12.2013 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренное ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации". Обязать комиссию ФСИН России поставить ее составом семьи 2 человека на учет с 02.12.2013 года на получение единовременной социальной выплаты.
В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истицы иск поддержала.
Представитель ответчиков иск не признал.
Решением суда иск отклонен.
В апелляционной жалобе А.О. содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении иска.
Истица А.О. и ее представитель Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Белгородской области В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно предписаниям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда не имеется.
Как установлено судом, А.О. с 2003 года проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащей на праве собственности <данные изъяты> Д.З.И. В указанной квартире зарегистрировано два человека - А.О. и <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения. 19.11.2013 А.О. обратилась с рапортом о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ФСИН России от 05.11.2014 протокол N 19 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства А.О. отказано по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Положениями ст. 4 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, п. 2 которых предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе, следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательства того, что истица и член его семьи были вселены в жилое помещение не как члены семьи его собственника, а по договору коммерческого найма, не представлено.
Согласно п. 7 вышеуказанных Правил комиссия принимает решение на основании заявления и представленных документов.
В силу изложенных норм, оценивая законность оспоренного истицей решения комиссии ФСИН, суд правомерно исходил исключительно из документов, представленных в комиссию. Впервые представленные только в суд договоры коммерческого найма суд обоснованно не принял во внимание, поскольку эти документы не представлялись в комиссию. Суд также правильно отклонил показания свидетелей Д.З.И., К.О.С., К.К.Г., так как обстоятельства, о которых они поясняли в судебном заседании, не были не известны комиссии, кроме того, сама комиссия не уполномочена заслушивать свидетельские показания, а принимает решение по представленным документам. Как верно указал суд, то обстоятельство, что при подаче рапорта истица не была поставлена в известность о необходимости дополнить поданный ею пакет документов, не свидетельствует о неправильности обжалуемого решения Комиссии ФСИН России. Отсутствие регистрации собственника в принадлежащем ей жилом помещении, не может служить основанием для того, чтобы не учитывать площадь данного строения при определении обеспеченности членов семьи истицы жилыми помещениями. Допустимых доказательств, подтверждающих непригодность жилого помещения для проживания, а также доказательств прекращения права пользования истицы данной квартирой, не представлено, а то обстоятельство, что истица не ведет общего хозяйства со своей матерью, не имеет юридического значения, поскольку А.О. была вселена в <...> в 2003 году в качестве члена семьи его собственника, при этом родственные отношения и, следовательно, принадлежность к одной семье, истицей под сомнение не ставились.
Ссылка истицы на то, что собственник квартиры ее мать Д.З..И. не проживает с <данные изъяты> года в квартире вместе с ней и <данные изъяты>, не опровергает факт вселения последних собственником в жилое помещение в качестве членов семьи собственника жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)