Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Коротышевой Т.В., действующей на основании доверенности от 01.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2015 по делу N А28-4762/2015, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" (ИНН: 4345083774, ОГРН: 1044316538870)
о взыскании задолженности по арендной плате,
установил:
департамент лесного хозяйства Кировской области, впоследствии Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент, Министерство) обратился в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" (далее - ООО "Шабалинский ДОЗ", ответчик, Общество) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 5 503 553 рублей 00 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 1 962 354 рублей 00 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 3 541 199 рублей 00 копеек, неустойки в сумме 115 086 рублей 11 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 39 720 рублей 55 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 75 365 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2015 иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, направить дело в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, судом нарушены нормы материального и процессуального права, дана неверная оценка доказательствам, представленным в материалы дела. Считает, что коэффициент, примененный для расчета Департаментом, не подтвержден.
Министерство в отзыве отклоняет заявленные доводы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства огласила отзыв, ответила на вопросы суда.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 24.12.2009 Распоряжением правительства Кировской области N 441 утверждена заявка Общества и концепция приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесоперерабатывающего предприятия на основе сырьевой базы Свечинского лесничества" (инвестиционный проект).
29.12.2009 в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1206 инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
01.03.2010 между истцом (Арендодатель) и ответчиком (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 35-59 (далее по тексту - договор аренды лесного участка), согласно которому в целях реализации инвестиционного проекта во временное пользование Арендатору передан лесной участок общей площадью 8570 га, местоположение: Кировская область, Шабалинский район, Шабалинское лесничество, Высокораменское участковое лесничество, кварталы 63-67, 90-105; Гостовское участковое лесничество, кварталы 51, 63, 64, 65, 68, 71, 81ч, 82ч, 83ч, 89ч, 90ч, 93ч, 94ч, 95ч, 96ч, 97, 112ч, 113ч, 114ч, 115, условный номер 43-43-01/003/2010-298, учетная запись в государственном лесном реестре N 35.62-2010-01. Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном порядке 23.03.2010.
Арендная плата по настоящему договору на момент его подписания составила 592 697 рублей 00 копеек в год (пункт 5 договора).
Срок окупаемости проекта составляет 64 месяца с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта (абзац 4 пункта 5 договора аренды лесного участка в редакции дополнительного соглашения от 12.11.2013 N 3).
Согласно пункту 6 договора аренды арендная плата вносится в следующие сроки и размеры: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля -10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Арендная плата взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 договора ответчик обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором (соответствующим приложением к нему, соглашением либо уведомлением об изменении арендной платы).
Арендатор в силу подпунктов "р" и "с" пункта 11 договора обязан соблюдать сроки реализации инвестиционного проекта в соответствии с концепцией проекта, а также выполнять инвестиционную программу (в части сроков и объемов поступления заемных средств, кредитов банков, вкладов в уставной капитал, вложения собственных средств).
Срок действия договора установлен на 49 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора аренды лесного участка в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2010 N 1).
23.03.2010 договор аренды лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области под учетной записью в государственном лесном реестре N 35.62-2010-01. Лесной участок передан Арендатору на основании акта приема-передачи.
08.11.2012 стороны подписали дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка, согласно которому внесли изменения в договор аренды лесного участка, в том числе: пункт 7 изложили в новой редакции и предусмотрели, что в случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Арендатор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации настоящего договора до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов. Также данным дополнительным соглашением изменен размер арендной платы.
19.03.2014 департамент промышленного развития Кировской области в рамках возложенных на него контрольных функций направил обществу предписание N 154-43-06-05 об устранении нарушений, выразившихся в недостижении планируемых показателей инвестиций, невыполнении обязательств по модернизации действующего производства и расширению номенклатуры выпускаемой продукции. Названным предписанием обществу предложено в месячный срок устранить допущенные в ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта нарушения. При этом отмечено, что отказ в устранении нарушения будет являться отказом от создания и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры и будет служить основанием для исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжения договора аренды лесных участков в соответствии с действующим законодательством.
22.12.2014 Правительством Кировской области в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направлено заявление об исключении инвестиционного проекта ООО "Шабалинский ДОЗ" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в связи с нарушением срока реализации инвестиционного проекта и неисполнением предписания о необходимости устранения данного нарушения.
19.01.2015 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", согласно которому инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
11.02.2015 истец направил в адрес ответчика письмо N 531-58-07-21, в котором в связи с исключением инвестиционного проекта из перечня приоритетных произвел перерасчет арендной платы за период с 24.03.2010 по 03.02.2015 без учета коэффициента 0,5%, с применением сложившегося в субъекте среднего коэффициента превышения арендной платы 1,97, которую предложил уплатить в срок до 05.03.2015. Данное письмо ответчиком получено 14.02.2015.
Неисполнение Обществом обязательств по внесению арендной платы послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, спорный договор заключен, в том числе, в рамках положений Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов".
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключается без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятым заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Постановления.
Согласно пункту 1, 2, 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 1.1. названного Постановления Правительства при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности применяется коэффициент 0,5.
В соответствии с пунктом 1 (1) постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), пунктом 5 договора аренды при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Согласно пункту 1 (2) Постановления N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В рассматриваемом споре 19.01.2015 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", согласно которому инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В материалах дела имеется судебное решение по делу N А28-1194/2015, вступившее в законную силу 01.10.2015, согласно которому Обществу отказано в признании недействительным, в том числе, приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 19.01.2015 N 41.
Поскольку инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Департамент произвел расчет задолженности по арендной плате в сумме 5 503 553 рублей 00 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 1 962 354 рублей 00 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 3 541 199 рублей 00 копеек, неустойки в сумме 115 086 рублей 11 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 39 720 рублей 55 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 75 365 рублей 56 копеек.
При этом Департаментом обоснованно применен сложившийся в субъекте Российской Федерации средний коэффициент превышения размера арендной платы - 1,97, который рассчитан на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Таким образом, довод жалобы о неподтвержденности Департаментом коэффициента, примененного для расчета, противоречит материалам дела, соответственно, основанием к отмене или изменению решения суда не является и не опровергает правильные выводы суда первой инстанции.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2015 по делу N А28-4762/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.М.ПОЛЯШОВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2016 N 02АП-11296/2015 ПО ДЕЛУ N А28-4762/2015
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. по делу N А28-4762/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Коротышевой Т.В., действующей на основании доверенности от 01.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2015 по делу N А28-4762/2015, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" (ИНН: 4345083774, ОГРН: 1044316538870)
о взыскании задолженности по арендной плате,
установил:
департамент лесного хозяйства Кировской области, впоследствии Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент, Министерство) обратился в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" (далее - ООО "Шабалинский ДОЗ", ответчик, Общество) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 5 503 553 рублей 00 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 1 962 354 рублей 00 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 3 541 199 рублей 00 копеек, неустойки в сумме 115 086 рублей 11 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 39 720 рублей 55 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 75 365 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2015 иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, направить дело в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, судом нарушены нормы материального и процессуального права, дана неверная оценка доказательствам, представленным в материалы дела. Считает, что коэффициент, примененный для расчета Департаментом, не подтвержден.
Министерство в отзыве отклоняет заявленные доводы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства огласила отзыв, ответила на вопросы суда.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 24.12.2009 Распоряжением правительства Кировской области N 441 утверждена заявка Общества и концепция приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесоперерабатывающего предприятия на основе сырьевой базы Свечинского лесничества" (инвестиционный проект).
29.12.2009 в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1206 инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
01.03.2010 между истцом (Арендодатель) и ответчиком (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 35-59 (далее по тексту - договор аренды лесного участка), согласно которому в целях реализации инвестиционного проекта во временное пользование Арендатору передан лесной участок общей площадью 8570 га, местоположение: Кировская область, Шабалинский район, Шабалинское лесничество, Высокораменское участковое лесничество, кварталы 63-67, 90-105; Гостовское участковое лесничество, кварталы 51, 63, 64, 65, 68, 71, 81ч, 82ч, 83ч, 89ч, 90ч, 93ч, 94ч, 95ч, 96ч, 97, 112ч, 113ч, 114ч, 115, условный номер 43-43-01/003/2010-298, учетная запись в государственном лесном реестре N 35.62-2010-01. Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном порядке 23.03.2010.
Арендная плата по настоящему договору на момент его подписания составила 592 697 рублей 00 копеек в год (пункт 5 договора).
Срок окупаемости проекта составляет 64 месяца с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта (абзац 4 пункта 5 договора аренды лесного участка в редакции дополнительного соглашения от 12.11.2013 N 3).
Согласно пункту 6 договора аренды арендная плата вносится в следующие сроки и размеры: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля -10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Арендная плата взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 договора ответчик обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором (соответствующим приложением к нему, соглашением либо уведомлением об изменении арендной платы).
Арендатор в силу подпунктов "р" и "с" пункта 11 договора обязан соблюдать сроки реализации инвестиционного проекта в соответствии с концепцией проекта, а также выполнять инвестиционную программу (в части сроков и объемов поступления заемных средств, кредитов банков, вкладов в уставной капитал, вложения собственных средств).
Срок действия договора установлен на 49 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора аренды лесного участка в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2010 N 1).
23.03.2010 договор аренды лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области под учетной записью в государственном лесном реестре N 35.62-2010-01. Лесной участок передан Арендатору на основании акта приема-передачи.
08.11.2012 стороны подписали дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка, согласно которому внесли изменения в договор аренды лесного участка, в том числе: пункт 7 изложили в новой редакции и предусмотрели, что в случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Арендатор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации настоящего договора до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов. Также данным дополнительным соглашением изменен размер арендной платы.
19.03.2014 департамент промышленного развития Кировской области в рамках возложенных на него контрольных функций направил обществу предписание N 154-43-06-05 об устранении нарушений, выразившихся в недостижении планируемых показателей инвестиций, невыполнении обязательств по модернизации действующего производства и расширению номенклатуры выпускаемой продукции. Названным предписанием обществу предложено в месячный срок устранить допущенные в ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта нарушения. При этом отмечено, что отказ в устранении нарушения будет являться отказом от создания и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры и будет служить основанием для исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжения договора аренды лесных участков в соответствии с действующим законодательством.
22.12.2014 Правительством Кировской области в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направлено заявление об исключении инвестиционного проекта ООО "Шабалинский ДОЗ" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в связи с нарушением срока реализации инвестиционного проекта и неисполнением предписания о необходимости устранения данного нарушения.
19.01.2015 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", согласно которому инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
11.02.2015 истец направил в адрес ответчика письмо N 531-58-07-21, в котором в связи с исключением инвестиционного проекта из перечня приоритетных произвел перерасчет арендной платы за период с 24.03.2010 по 03.02.2015 без учета коэффициента 0,5%, с применением сложившегося в субъекте среднего коэффициента превышения арендной платы 1,97, которую предложил уплатить в срок до 05.03.2015. Данное письмо ответчиком получено 14.02.2015.
Неисполнение Обществом обязательств по внесению арендной платы послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, спорный договор заключен, в том числе, в рамках положений Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов".
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключается без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятым заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Постановления.
Согласно пункту 1, 2, 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 1.1. названного Постановления Правительства при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности применяется коэффициент 0,5.
В соответствии с пунктом 1 (1) постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), пунктом 5 договора аренды при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Согласно пункту 1 (2) Постановления N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В рассматриваемом споре 19.01.2015 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", согласно которому инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В материалах дела имеется судебное решение по делу N А28-1194/2015, вступившее в законную силу 01.10.2015, согласно которому Обществу отказано в признании недействительным, в том числе, приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 19.01.2015 N 41.
Поскольку инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Департамент произвел расчет задолженности по арендной плате в сумме 5 503 553 рублей 00 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 1 962 354 рублей 00 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 3 541 199 рублей 00 копеек, неустойки в сумме 115 086 рублей 11 копеек, в том числе: в федеральный бюджет - 39 720 рублей 55 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 75 365 рублей 56 копеек.
При этом Департаментом обоснованно применен сложившийся в субъекте Российской Федерации средний коэффициент превышения размера арендной платы - 1,97, который рассчитан на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Таким образом, довод жалобы о неподтвержденности Департаментом коэффициента, примененного для расчета, противоречит материалам дела, соответственно, основанием к отмене или изменению решения суда не является и не опровергает правильные выводы суда первой инстанции.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.11.2015 по делу N А28-4762/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.М.ПОЛЯШОВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)