Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4606/2017

Требование: Об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указывает, что жилья в собственности она не имеет, по договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось, членом семьи собственника или членом семьи нанимателя жилого помещения она не является, после смерти родителей какого-либо жилья за ней не закреплялось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. по делу N 33-4606/2017


Судья: Тураева Т.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе З.А. на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 сентября 2017 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований З.А. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения З.А., ее представителя О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

З.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
В обоснование исковых требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот. Ее отец З*** В.А. умер ***, а мама С*** С.В. умерла ***. После смерти родителей над ней была установлена опека. Сразу после смерти матери опекун забрала ее к себе в село Спешневка, где она проживает до настоящего времени. Зарегистрирована она в доме, принадлежащем сестре З*** К*** В***е, однако там не проживала.
В собственности жилья она не имеет, по договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось, членом семьи собственника или членом семьи нанимателя жилого помещения она не является, после смерти родителей какое-либо жилье за ней не закреплялось.
В августе 2016 года обратилась в органы опеки и попечительства с заявлением о включении ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 15.09.2016 ей было отказано во включении в Список.
С данным решением не согласна. В уведомлении об отказе во включении в список отсутствует ссылка на конкретные документы, которые истец должна была представить в дополнение к тем, которые предусмотрены вышеназванным законом.
Кроме того, в п. 5 ст. 6 Закона Ульяновской области N 200-30 содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении в список, и причина для отказа, обозначенная в уведомлении, в данный перечень не входит.
Просила признать за ней право на обеспечение специализированным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить ее в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе З.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме, указав в обоснование жалобы доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Обращает внимание, что она не является обеспеченной жилым помещением, поскольку зарегистрирована в доме своей сестры, а фактически проживает в квартире приемной семьи. В указанных жилых помещениях она не является ни собственником, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя либо собственника жилого помещения.
Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что З.А., *** года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы С*** С.В. умерла ***, отец - З*** В.А. умер ***.
Постановлением главы администрации МО "Кузоватовский район" Ульяновской области N *** установлено предварительное попечительство над З.А., временным попечителем назначена Ф*** В.В.
Постановлением главы администрации МО "Кузоватовский район" Ульяновской области N *** семья преобразована в приемную по договору о приемной семье.
Жилых помещений в собственности З.А. не имеет.
С 20.11.2002 по настоящее время З.А. зарегистрирована по адресу: ***, в жилом помещении, принадлежащем З*** К.В.
В настоящее время З.А. проживает в доме своего бывшего опекуна Ф*** В.В. по адресу: ***, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности супругу опекуна Ф*** А.А.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 15 сентября 2016 года (протокол N 13) истице отказано во включении в Список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, так как ею не представлены документы на жилое помещение, где она имеет постоянную регистрацию.
Полагая данное решение ответчика незаконным, а также, считая, что имеет право на обеспечение жилым помещением, З.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований З.А.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ содержит понятие таких категорий граждан как дети-сироты и лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К числу первой из названных категории лиц закон относит лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к числу второй - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года N 200-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области N 200-ЗО) право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статья 6 Закона Ульяновской области N 200-ЗО устанавливает порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства (часть 1).
В соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (часть 2).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании включения в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, районный суд правомерно указал, что З.А. с 2002 года зарегистрирована в жилом помещении площадью 56 кв. м в качестве члена семьи собственника, и имеет право пользования данным жилым помещением; на одного проживающего в доме приходится более 18 кв. м общей площади, что превышает учетную норму. Кроме того, истица наравне с сестрой З.К. является наследницей после смерти в 2014 году бывшего собственника дома, что позволяет ей реализовать свое право на данное жилое помещение.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что отсутствие у истца жилья в собственности и в пользовании само по себе не является основанием для обеспечения специализированным жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы, приведенные З.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при постановлении решения, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленных по делу доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение при точном соблюдении гражданского процессуального законодательства.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 сентября 2017 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу З.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)