Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд-Лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2016 года по делу N А05-58/2016 (судья Хромцов В.Н.),
общество с ограниченной ответственностью "Норд-Лес" (ОГРН 1092901009046, ИНН 2901196360; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 10, корпус 1, 3 этаж, помещение 4; далее - ООО "Норд-Лес", общество, общество "Норд-Лес") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным распоряжения от 30.09.2015 N 1087р (далее - распоряжение N 1087р) об отказе в заключении без проведения торгов нового договора аренды лесных участков, расположенных в Архангельской области, муниципальном образовании "Верхнетоемский муниципальный район", Верхнетоемском лесничестве, Верхнетоемском участковом лесничестве (участок Верхнетоемское), часть кв. N 35 с кадастровым номером 29:02:032601:95 площадью 4 061 815 кв. м; часть кв. N 35 с кадастровым номером 29:02:032601:94 площадью 4 950 160 кв. м; кв. N 65 с кадастровым номером 29:02:032601:82 площадью 4 490 000 кв. м; Афанасьевском участковом лесничестве (участок Афанасьевское) кв. N 85 с кадастровым номером 29:02:122501:56 площадью 5 188 405 кв. м; кв. N 93,94,104,105,106 с кадастровым номером 29:02:122501:59 площадью 40 142 438 кв. м; часть кв. N 96 с кадастровым номером 29:02:122501:58 площадью 5 708 202 кв. м; часть кв. N 96 с кадастровым номером 29:02:122501:57 площадью 238 678 кв. м общей площадью 6478 га и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2016 года по делу N А05-58/2016 производство по делу прекращено в части требования о признании незаконным оформленного письмом министерства от 13.10.2015 N 204-24-24/7992 отказа в заключении без проведения торгов нового договора аренды лесных участков в связи с частичным отказом общества от заявленных требований. В удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения N 1087р отказано.
ООО "Норд-Лес" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что договор от 30.09.2008 N 323 заключен на срок менее 10 лет. Полагает неправомерным применение судом первой инстанции положений части 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ). Считает, что подлежала применению к сложившимся отношениям норма, содержащаяся в пункте 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Министерство в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением министерства от 30.09.2015 N 1087р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов" обществу, являющемуся арендатором лесного участка по договору аренды от 30.09.2008 N 323, отказано в заключении нового договора аренды без проведения торгов по продаже права на заключение такого договора в связи с несоблюдением пунктов 1, 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ (том 1, лист 34).
Не согласившись с этим, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В материалах дела усматривается, что Департаментом лесного комплекса Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью "Приозерный-лес" (далее - общество "Приозерный-лес") заключен договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 (том 1, листы 9 - 16).
Министерством и обществом "Приозерный-лес" 16.09.2011 заключено соглашение о внесении изменений и дополнений N 1 в данный договор (том 1, лист 17 - 24).
Обществом "Приозерный-лес" и обществом "Норд-Лес" 26.01.2012 заключен договор перенайма лесного участка N 1-01/2012 (том 1, листы 25 - 26), в соответствии с которым общество "Приозерный-лес" на основании статьи 5 Закона N 201-ФЗ, статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта 3.3.6 пункта 3.3 договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323, пункта 1.5 соглашения от 16.09.2011 и с согласия Арендодателя (распоряжение министерства от 20.01.2012 N 12р) в порядке перенайма передало свои права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 (номер государственной регистрации 29-29-03/007/2010-026, дата регистрации 17.09.2010) обществу "Норд-Лес".
Министерством и обществом "Норд-Лес" 18.04.2012 заключено соглашение о внесении изменений и дополнений N 2 в данный договор (том 1, листы 27 - 31).
Пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ) изменена редакция статьи 74 ЛК РФ, регулирующая отношения, связанные с заключением договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 6 Закона N 206-ФЗ установлено, что названный Закон вступает в силу с 01.10.2015.
В рассматриваемом случае общество обратилось в министерство с заявлением от 01.10.2015 N 150Б (том 1, лист 32) о заключении нового договора аренды лесного участка на основании Закона N 206-ФЗ и в связи с истечением 16.10.2015 срока действия договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 11 части 1 Закона N 206-ФЗ части 1, 3, 4 и 5 статьи 74 ЛК РФ изложены в следующей редакции:
"1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
3. Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
4. Арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
5. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов".
Следовательно, в части 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из новой редакции части 4 статьи 74 ЛК РФ следует, что для возникновения самого права претендовать на заключение новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов необходимо наступление одного из следующих случаев:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Частью 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ, по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 названного Кодекса.
Из договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 следует, что он заключен в соответствии с Законом N 201-ФЗ, то есть в порядке переоформления ранее существовавшего договора аренды участков лесного фонда от 17.10.2005 N 48 и на срок менее 10 лет (с 30.09.2008 по 16.10.2015).
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место прямой законодательный запрет на заключение договора аренды лесного участка на новый срок и в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 ЛК РФ, действующей до 01.10.2015.
Поскольку договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 заключен в соответствии с Законом N 201-ФЗ, то есть в порядке переоформления, то не усматривается и случаев, исчерпывающий перечень которых содержится в части 3 статьи 74 ЛК РФ и при наступлении которых у общества возникает право на заключение договора аренды лесных участков без проведения торгов.
Суд первой инстанции также правильно отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства наступления и случаев, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 4 статьи 74 ЛК РФ, поскольку договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 заключен на срок менее 10 лет (с 30.08.2008 по 16.09.2015) и не относится к договорам аренды лесных участков, заключаемым без проведения торгов, по основаниям, поименованным в части 3 статьи 74 названного Кодекса.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у общества права на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов.
Из части 5 статьи 74 ЛК РФ следует, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности установленных в названной части условий.
Следовательно, решение об отказе в заключении нового договора аренды является правомерным при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 5 статьи 74 ЛК РФ.
В обоснование своей позиции об отсутствии у общества права на заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов и несоблюдении обществом условий, предусмотренных пунктами 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ, департаментом в материалы дела предъявлены:
- - информация по исполнению условий договора аренды от 30.09.2008 N 323 в части внесения арендной платы в установленные сроки арендатором лесных участков - ООО "Норд-Лес", из которой следует, что общество в 2012, 2013 годах неоднократно более трех месяцев подряд вносило арендную плату с нарушением срока (том 1, лист 140), а также платежные поручения за 2012 - 2015 годы, подтверждающие несвоевременное внесение арендной платы (том 1, листы 36 - 119);
- - информация о выполнении договорных обязательств ООО "Норд-Лес" по договору аренды от 30.09.2008 N 323, согласно которой обществом нарушен в 2013 году план мероприятий по уходу за минерализованными полосами (план - 3 км, фактически - 0 км), в 2014 и 2015 годах план мероприятий по уходу за молодняками (в 2014 году план - 22 га, фактически - 0 га, в 2015 году план - 6 га, фактически - 0 га) (том 1, лист 142);
- - ответ Верхнетоемского лесничества от 24.09.2015 о привлечении ООО "Норд-Лес" к административной ответственности (том 1, лист 141), копии постановлений о назначении административного наказания от 10.09.2014 N 15/02, от 23.09.2015 N 35/02, от 29.09.2015 по делу N 4-475/2015 (том 2, листы 10 - 14);
- - протокол от 24.09.2015 N 1-15 заседания комиссии министерства (том 1, листы 138 - 139) по принятии решения о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов или решения об отказе в заключении такого договора, согласно которому при принятии решения об отказе в заключении такого договора, в котором комиссией приняты во внимание указанные выше нарушения и сделан вывод о несоблюдении обществом в том числе положений пунктов 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Обществом доказательств обратного, а также соблюдения им условий, предусмотренных частью 5 статьи 74 ЛК РФ, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Позиция общества о несущественном характере допущенных им нарушений и выплате неустойки, предусмотренной договором от 30.09.2008 N 323, правомерно не принята судом, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о возможности неприменения положений пунктов 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Обоснованно не приняты и изложенные в апелляционной жалобе доводы общества об отсутствии у него обязанности осуществлять мероприятия по уходу за минерализованными полосами и по уходу за молодняками, поскольку в приложении 6 к договору аренды лесных участков от 30.09.2008 N 323 в разделе "Объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке", в графе "Виды мероприятий", прямо предусмотрена обязанность общества осуществлять прочистку просек, противопожарных минерализованных полос и их подновление в соответствии с проектом освоения лесов (том 2, лист дела 74).
Проектом освоения лесов в целях заготовки древесины на арендуемом участке лесного фонда ООО "Норд-Лес" определено, что площадь лесов, нуждающихся в уходе за лесом, не связанных с заготовкой древесины, составляет 6 га ежегодно. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды ухода за лесами: осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы; прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений (том 2, листы 60 - 61).
Судом верно отклонен как несостоятельный и довод общества о пролонгации ответчиком действия договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 путем направления в адрес общества уведомления от 19.11.2015 N 89 (том 2, лист 9) о нарушении сроков внесения неналоговых платежей и неполном расчете с бюджетом со ссылками в обоснование данного довода на положения пункта 2 статьи 621 ГК РФ, согласно которой, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Как правильно отметил суд, договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 заключен в порядке переоформления договора аренды участков лесного фонда от 17.10.2005 N 48, заключенного по результатам проведения лесного конкурса.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Законодательство, действовавшее в момент заключения первоначального договора аренды (договора от 17.10.2005 N 48), также предусматривало заключение договора только по результатам торгов.
Таким образом, к рассматриваемому договору, как к договору, заключенному в обязательном порядке на торгах, не применимы положения, предусмотренные частью 2 статьи 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на неопределенный срок. Указанные обстоятельства также исключают возможность продления договора от 30.09.2008 соглашением сторон.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11.
В связи с изложенным, поскольку у общества отсутствует право на заключение нового договора аренда лесного участка без проведения торгов, то суд первой инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2016 года по делу N А05-58/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд-Лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 ПО ДЕЛУ N А05-58/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А05-58/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд-Лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2016 года по делу N А05-58/2016 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Норд-Лес" (ОГРН 1092901009046, ИНН 2901196360; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 10, корпус 1, 3 этаж, помещение 4; далее - ООО "Норд-Лес", общество, общество "Норд-Лес") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным распоряжения от 30.09.2015 N 1087р (далее - распоряжение N 1087р) об отказе в заключении без проведения торгов нового договора аренды лесных участков, расположенных в Архангельской области, муниципальном образовании "Верхнетоемский муниципальный район", Верхнетоемском лесничестве, Верхнетоемском участковом лесничестве (участок Верхнетоемское), часть кв. N 35 с кадастровым номером 29:02:032601:95 площадью 4 061 815 кв. м; часть кв. N 35 с кадастровым номером 29:02:032601:94 площадью 4 950 160 кв. м; кв. N 65 с кадастровым номером 29:02:032601:82 площадью 4 490 000 кв. м; Афанасьевском участковом лесничестве (участок Афанасьевское) кв. N 85 с кадастровым номером 29:02:122501:56 площадью 5 188 405 кв. м; кв. N 93,94,104,105,106 с кадастровым номером 29:02:122501:59 площадью 40 142 438 кв. м; часть кв. N 96 с кадастровым номером 29:02:122501:58 площадью 5 708 202 кв. м; часть кв. N 96 с кадастровым номером 29:02:122501:57 площадью 238 678 кв. м общей площадью 6478 га и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2016 года по делу N А05-58/2016 производство по делу прекращено в части требования о признании незаконным оформленного письмом министерства от 13.10.2015 N 204-24-24/7992 отказа в заключении без проведения торгов нового договора аренды лесных участков в связи с частичным отказом общества от заявленных требований. В удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения N 1087р отказано.
ООО "Норд-Лес" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что договор от 30.09.2008 N 323 заключен на срок менее 10 лет. Полагает неправомерным применение судом первой инстанции положений части 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ). Считает, что подлежала применению к сложившимся отношениям норма, содержащаяся в пункте 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Министерство в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением министерства от 30.09.2015 N 1087р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов" обществу, являющемуся арендатором лесного участка по договору аренды от 30.09.2008 N 323, отказано в заключении нового договора аренды без проведения торгов по продаже права на заключение такого договора в связи с несоблюдением пунктов 1, 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ (том 1, лист 34).
Не согласившись с этим, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В материалах дела усматривается, что Департаментом лесного комплекса Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью "Приозерный-лес" (далее - общество "Приозерный-лес") заключен договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 (том 1, листы 9 - 16).
Министерством и обществом "Приозерный-лес" 16.09.2011 заключено соглашение о внесении изменений и дополнений N 1 в данный договор (том 1, лист 17 - 24).
Обществом "Приозерный-лес" и обществом "Норд-Лес" 26.01.2012 заключен договор перенайма лесного участка N 1-01/2012 (том 1, листы 25 - 26), в соответствии с которым общество "Приозерный-лес" на основании статьи 5 Закона N 201-ФЗ, статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта 3.3.6 пункта 3.3 договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323, пункта 1.5 соглашения от 16.09.2011 и с согласия Арендодателя (распоряжение министерства от 20.01.2012 N 12р) в порядке перенайма передало свои права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 (номер государственной регистрации 29-29-03/007/2010-026, дата регистрации 17.09.2010) обществу "Норд-Лес".
Министерством и обществом "Норд-Лес" 18.04.2012 заключено соглашение о внесении изменений и дополнений N 2 в данный договор (том 1, листы 27 - 31).
Пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ) изменена редакция статьи 74 ЛК РФ, регулирующая отношения, связанные с заключением договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 6 Закона N 206-ФЗ установлено, что названный Закон вступает в силу с 01.10.2015.
В рассматриваемом случае общество обратилось в министерство с заявлением от 01.10.2015 N 150Б (том 1, лист 32) о заключении нового договора аренды лесного участка на основании Закона N 206-ФЗ и в связи с истечением 16.10.2015 срока действия договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 11 части 1 Закона N 206-ФЗ части 1, 3, 4 и 5 статьи 74 ЛК РФ изложены в следующей редакции:
"1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
3. Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
4. Арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
5. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов".
Следовательно, в части 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из новой редакции части 4 статьи 74 ЛК РФ следует, что для возникновения самого права претендовать на заключение новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов необходимо наступление одного из следующих случаев:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Частью 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ, по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 названного Кодекса.
Из договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 следует, что он заключен в соответствии с Законом N 201-ФЗ, то есть в порядке переоформления ранее существовавшего договора аренды участков лесного фонда от 17.10.2005 N 48 и на срок менее 10 лет (с 30.09.2008 по 16.10.2015).
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место прямой законодательный запрет на заключение договора аренды лесного участка на новый срок и в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 ЛК РФ, действующей до 01.10.2015.
Поскольку договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 заключен в соответствии с Законом N 201-ФЗ, то есть в порядке переоформления, то не усматривается и случаев, исчерпывающий перечень которых содержится в части 3 статьи 74 ЛК РФ и при наступлении которых у общества возникает право на заключение договора аренды лесных участков без проведения торгов.
Суд первой инстанции также правильно отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства наступления и случаев, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 4 статьи 74 ЛК РФ, поскольку договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 заключен на срок менее 10 лет (с 30.08.2008 по 16.09.2015) и не относится к договорам аренды лесных участков, заключаемым без проведения торгов, по основаниям, поименованным в части 3 статьи 74 названного Кодекса.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у общества права на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов.
Из части 5 статьи 74 ЛК РФ следует, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности установленных в названной части условий.
Следовательно, решение об отказе в заключении нового договора аренды является правомерным при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 5 статьи 74 ЛК РФ.
В обоснование своей позиции об отсутствии у общества права на заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов и несоблюдении обществом условий, предусмотренных пунктами 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ, департаментом в материалы дела предъявлены:
- - информация по исполнению условий договора аренды от 30.09.2008 N 323 в части внесения арендной платы в установленные сроки арендатором лесных участков - ООО "Норд-Лес", из которой следует, что общество в 2012, 2013 годах неоднократно более трех месяцев подряд вносило арендную плату с нарушением срока (том 1, лист 140), а также платежные поручения за 2012 - 2015 годы, подтверждающие несвоевременное внесение арендной платы (том 1, листы 36 - 119);
- - информация о выполнении договорных обязательств ООО "Норд-Лес" по договору аренды от 30.09.2008 N 323, согласно которой обществом нарушен в 2013 году план мероприятий по уходу за минерализованными полосами (план - 3 км, фактически - 0 км), в 2014 и 2015 годах план мероприятий по уходу за молодняками (в 2014 году план - 22 га, фактически - 0 га, в 2015 году план - 6 га, фактически - 0 га) (том 1, лист 142);
- - ответ Верхнетоемского лесничества от 24.09.2015 о привлечении ООО "Норд-Лес" к административной ответственности (том 1, лист 141), копии постановлений о назначении административного наказания от 10.09.2014 N 15/02, от 23.09.2015 N 35/02, от 29.09.2015 по делу N 4-475/2015 (том 2, листы 10 - 14);
- - протокол от 24.09.2015 N 1-15 заседания комиссии министерства (том 1, листы 138 - 139) по принятии решения о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов или решения об отказе в заключении такого договора, согласно которому при принятии решения об отказе в заключении такого договора, в котором комиссией приняты во внимание указанные выше нарушения и сделан вывод о несоблюдении обществом в том числе положений пунктов 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Обществом доказательств обратного, а также соблюдения им условий, предусмотренных частью 5 статьи 74 ЛК РФ, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Позиция общества о несущественном характере допущенных им нарушений и выплате неустойки, предусмотренной договором от 30.09.2008 N 323, правомерно не принята судом, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о возможности неприменения положений пунктов 3, 4 части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Обоснованно не приняты и изложенные в апелляционной жалобе доводы общества об отсутствии у него обязанности осуществлять мероприятия по уходу за минерализованными полосами и по уходу за молодняками, поскольку в приложении 6 к договору аренды лесных участков от 30.09.2008 N 323 в разделе "Объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке", в графе "Виды мероприятий", прямо предусмотрена обязанность общества осуществлять прочистку просек, противопожарных минерализованных полос и их подновление в соответствии с проектом освоения лесов (том 2, лист дела 74).
Проектом освоения лесов в целях заготовки древесины на арендуемом участке лесного фонда ООО "Норд-Лес" определено, что площадь лесов, нуждающихся в уходе за лесом, не связанных с заготовкой древесины, составляет 6 га ежегодно. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды ухода за лесами: осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы; прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений (том 2, листы 60 - 61).
Судом верно отклонен как несостоятельный и довод общества о пролонгации ответчиком действия договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 путем направления в адрес общества уведомления от 19.11.2015 N 89 (том 2, лист 9) о нарушении сроков внесения неналоговых платежей и неполном расчете с бюджетом со ссылками в обоснование данного довода на положения пункта 2 статьи 621 ГК РФ, согласно которой, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Как правильно отметил суд, договор аренды лесного участка от 30.09.2008 N 323 заключен в порядке переоформления договора аренды участков лесного фонда от 17.10.2005 N 48, заключенного по результатам проведения лесного конкурса.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Законодательство, действовавшее в момент заключения первоначального договора аренды (договора от 17.10.2005 N 48), также предусматривало заключение договора только по результатам торгов.
Таким образом, к рассматриваемому договору, как к договору, заключенному в обязательном порядке на торгах, не применимы положения, предусмотренные частью 2 статьи 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на неопределенный срок. Указанные обстоятельства также исключают возможность продления договора от 30.09.2008 соглашением сторон.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11.
В связи с изложенным, поскольку у общества отсутствует право на заключение нового договора аренда лесного участка без проведения торгов, то суд первой инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 мая 2016 года по делу N А05-58/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд-Лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)