Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2016 N 04АП-1811/2016 ПО ДЕЛУ N А58-5279/2015

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2016 г. по делу N А58-5279/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Все 32" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 года по делу N А58-5279/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Все 32" (ОГРН 1061435019887, ИНН 1435169300) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592) о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 24.06.2015 N И-09-6581, в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения площадью 50,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, проспект Ленина, дом 10, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "По эксплуатации и содержанию административных зданий "Лена" (ОГРН 1021401053960, ИНН 1435114132),

при отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

общества с ограниченной ответственностью "Все 32" (далее - заявитель, общество или ООО "Все 32") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 24.06.2015 N И-09-6581, в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения площадью 50,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, проспект Ленина, дом 10, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "По эксплуатации и содержанию административных зданий "Лена" (далее - третье лицо, ГБУ РС(Я) "Лена").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО "Все 32" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного, по мотивам, изложенным в жалобе.
Министерство в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
ГБУ РС(Я) "Лена" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерством издано распоряжение от 02.04.2004 N Р-525 "О передаче на баланс Государственному учреждению "По эксплуатации и содержанию административных зданий "Лена" здания, расположенного по адресу: город Якутск, пр. Ленина, дом 10", которым было закреплено за ГУ РС(Я) "Лена" на праве оперативного управления, 1 этаж здания.
Имущество передано третьему лицу по акту приема-передачи от 31.10.2004.
01.02.2006 Министерство, третье лицо и заявитель заключили договор аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, являющихся собственностью РС (Я) N 06-073, которым заявителю в срочное возмездное пользование передано нежилое помещение с общей площадью 50,2 кв. м, 1 этаж, расположенное по адресу: город Якутск, проспект Ленина, 10 под стоматологический кабинет. Объект передан по акту приема- передачи государственного имущества от 01.02.2006.
11.04.2012 заявитель и третье лицо заключили дополнительное соглашение N 4 к договору аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, являющихся собственностью РС (Я) от 01.02.2006 N 06-073, согласно которому арендодателем предмета аренды стало третье лицо.
Распоряжением Министерства от 27.12.2013 N Р-2250 "О внесении изменения в распоряжение Министерства имущественных отношений РС (Я) от 02.04.2004 N Р-525 "О передаче на баланс ГУ РС(Я) "Лена" здания, расположенного по адресу: город Якутск, пр. Ленина, 10" внесены изменения в распоряжение Министерства от 02.04.2004 N Р-525 в части закрепления за третьим лицом нежилых помещений, расположенных по адресу город Якутск, пр. Ленина, дом 10, общей площадью 48 кв. м и общей площадью 297,6 кв. м. То есть образовалось два раздельных объекта недвижимости.
В этой связи были внесены сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в части произведения регистрации права собственности РС (Я), а также права оперативного управления на нежилое помещение (свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 15.01.2014 14-АБ N 130770), право оперативного управления за третьим лицом не прекращалось.
Дополнительным соглашением от 26.12.2014 N 5 к договору аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, являющихся собственностью РС (Я) от 01.02.2006, дополнительным соглашениям N 1 от 28.11.2007, N 2 от 08.04.2008, N 3 от 13.07.2010, N 4 от 11.04.2012, заключенным между заявителем, Министерством и третьим лицом, срок аренды установлен по 31.12.2017, и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Задолженности по арендной плате по указанному договору не имеется.
Общество обратилось в Министерство 19.06.2015 с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение нежилого помещения по адресу: город Якутск, проспект Ленина, 10, под стоматологический кабинет.
Согласно заявлению от 19.06.2015 N 50 среднегодовая численность работников составляет 8 человек, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год составила 14 445 097 руб., чем подтверждает принадлежность к субъекту малого и среднего предпринимательства.
Письмом от 24.06.2015 N И-09-6581 Министерство отказало в предоставлении права выкупа по мотиву того, что арендуемое недвижимое имущество находится на праве оперативного управления за третьим лицом, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.11.2008 сделана запись регистрации.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Общество относится к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Арендованное помещение площадью 50,1 кв. м находится в непрерывном владении в течение двух и более лет до даты вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ). Помещение в утвержденный перечень государственного имущества предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства не включено.
Здание, расположенное по адресу: проспект Ленина, 10, находится на балансе третьего лица, о чем свидетельствует инвентарная карточка учета основных средств от 04.02.2016 N 00000280.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
Субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Данное право может быть реализовано при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (утратил силу с 1 июля 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 144-ФЗ);
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу пункта 3 части 2 статьи 1 Закона N 159-ФЗ его действие не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Как установлено судом первой инстанции, право оперативного управления ГУ РС(Я) "Лена" на часть здания, назначение нежилое, общая площадь 348, 7 кв. м, этаж 1, инв. N 3694, адрес объекта: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, пр-т Ленина, 10 подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 12.11.2008.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие зарегистрированного права оперативного управления на спорный объект, что в силу пункта 3 части 2 статьи 1 Закона N 159-ФЗ является препятствием для приватизации арендуемого имущества.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции считает, что заявителем не доказано то, что закрепление государственного имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства на праве оперативного управления, состоялось после вступления в силу Закона N 159-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 года по делу N А58-5279/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)