Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 14.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-11737/2016

Требование: О предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Сын истицы является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания. Распоряжением органа местного самоуправления семья истицы признана малоимущей, сын истицы включен во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. До настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. по делу N 33-11737/2016


Судья Зыбунова Е.В.
учет N 106г

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Нурмиева М.М. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 марта 2016 года, которым постановлено:
обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани вне очереди предоставить М.Л. в составе семьи из трех человек, включая ребенка-инвалида М.В., дочь М.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в населенном пункте г. Казань площадью не менее 54 кв. м, с учетом права М.В. на дополнительную площадь не более 18 кв. м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Г., поддержавшего жалобу, объяснения М.Л., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

М.Л., в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида М.В., обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - Исполком г. Казани) о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим нормам, не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 54,0 кв. м с дополнительной площадью не более 18 кв. м, во внеочередном порядке в границах населенного пункта г. Казань.
В обоснование иска указано, что сын истицы - М.В., <дата> года рождения, является инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания. Семья М.Л. признана малоимущей, имеющей право на дополнительную площадь. <дата> года истица обратилась в Исполком г. Казани с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения, однако получила отказ, с которым она не согласна.
В судебном заседании М.Л. поддержала иск.
Представитель Исполкома г. Казани Г. иск не признал.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Кабинета Министров Республики Татарстан В. не возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо - МКУ "Администрация Кировского и Московского районов Исполкома г. Казани" явку представителя на судебное разбирательство не обеспечило, представило возражения относительно иска.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Исполкома г. Казани ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в иске. Указывается, что в соответствии с действующим законодательством улучшение жилищных условий семьи истицы должно осуществляться путем предоставления субсидии (единовременной денежной выплаты) за счет средств бюджета Республики Татарстан по сводному списку граждан - получателей субсидии, сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Судом установлено, что сын истицы - М.В., <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
М.Л. вместе с сыном М.В. и дочерью М.А. зарегистрированы в квартире <адрес>, общей площадью 56,9 кв. м. В квартире также зарегистрированы Х. и Е. Квартира указанным лицам принадлежит на праве долевой собственности: Х. принадлежит 4/18 доли, Е., М.В., М.А. - по 1/6 доли, М.Л. - 5/18 долей.
Распоряжением от <дата> года N ... главы администрации Кировского и Московского районов Исполкома г. Казани семья М.Л. признана малоимущей, М.В. включен во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
До настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению жилым помещением семьи М.Л. вне очереди должна быть возложена на Исполком г. Казани.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что расходы на обеспечение жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов, относятся к расходным обязательствам Республики Татарстан, а по категории "малоимущие" семья М.Л. может обеспечиваться жилым помещением только в порядке очереди, не принимаются судебной коллегией.
Статьей 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что, в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). В данном случае семья М.Л. в составе трех человек, включая ребенка-инвалида, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "малоимущие". Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, при реализации права ребенка-инвалида на получение жилого помещения в силу положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 2 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть реализует это право через органы местного самоуправления.
В связи с изложенным судебная коллегия не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)