Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2016 N 09АП-7957/2016 ПО ДЕЛУ N А40-228642/15

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. N 09АП-7957/2016

Дело N А40-228642/15

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамышевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2016, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-228642/15
по иску ООО "Надежда-11" к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о взыскании 22 178, 94 руб.,

установил:

ООО "Надежда-11" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о взыскании задолженности в размере в размере 22 178, 94 руб.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2015 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.01.2016 Арбитражный суд г. Москвы исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчики подали апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявители ссылаются на отсутствие доказательств нахождения спорных жилых помещений у ответчика в собственности и ином праве.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2014 по делу N А40-85857/13 исковое заявление ООО "Надежда-11" к Министерству обороны РФ и ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о взыскании 2 856 447,73 руб. было удовлетворено в полном объеме: с Министерства обороны РФ в пользу ООО "Надежда-11" взыскано 2 071 928 руб. 77 коп., с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в пользу ООО "Надежда-11" взыскано 843 876 руб. 39 коп. Указанные суммы взысканы в качестве основного долга по оплате услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, принадлежавших Российской Федерации на праве собственности (орган, осуществлявший полномочия собственника в отношении данных жилых помещений - Министерство обороны РФ), ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - на праве оперативного управления. Расчет указанных сумм был произведен истцом за период с 27.01.2010 по 01.05.2013.
Вместе с тем, часть квартир, принадлежавших ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления, оставалась не переданной физическим лицам в социальный наем либо в собственность и после 01.05.2013.
Обязанностей по несению расходов на содержание и ремонт этой части квартир ни собственник, ни учреждение не исполняли, в то время как управляющая организация ООО "Надежда-11" продолжала оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества.
Так, согласно письму начальника территориального отделения в Смоленской области ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от 09.02.2015 N 246, после 01.05.2013 были переданы следующие квартиры в следующим многоквартирных домах:
1. Город Смоленск, ул. В. Гризодубовой, д. 3-А, квартиры:
- N 1, договор социального найма N 67-37/115 от 15.11.2013;
- N 22, договор социального найма N 7/67/01-164 от 05.07.2013;
- 2. Город Смоленск, ул. В. Гризодубовой, д. 4-А, квартиры:
- N 1, договор передачи квартиры в собственность N 2-67/2-82 от 07.05.2013;
- N 49, договор социального найма N 67-37/80 от 23.05.2013;
- N 58, договор социального найма N 67-37/94 от 02.07.2013;
- N 61, договор социального найма N 67-37/113 от 06.11.2013;
- N 63, договор социального найма N 67-37/107 от 10.09.2013.
За период с 01.05.2013 по 15.11.2013 общая сумма задолженности ответчика ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ составила 22 178 руб. 94 коп.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Во исполнение государственных контрактов, заключенных Министерством обороны РФ и ООО АН "Гарант-жилье", спорные квартиры были переданы по акту приема-передачи от 27.12.2010 Министерству обороны РФ, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.08.2011 N 1368 закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 раздела "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26.08.2004, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации является Главным распорядителем средств федерального бюджета для нужд обороны.
Порядок расходования средств федерального бюджета, связанных с исполнением договорных обязательств государственного заказчика, обеспечивается Главным распорядителем средств федерального бюджета и осуществляется на условиях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1053 от 29.12.2008 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (имущество ВС РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В п. 1 Постановления Пленума ВАС России от 22.06.2006 N 23, указано, что арбитражным судам необходимо выявлять главного распорядителя бюджетных средств и привлекать его к участию в рассмотрении дела. Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 21 от 22.06.2006 ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, установленной ст. 399 ГК РФ с особенностями, предусмотренными ст. 120 ГК РФ. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
В период с 01.10.2011 по настоящее время управляющей организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирными домами, в которых находятся спорные помещения, является ООО "Надежда-11" (истец).
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Требования к содержанию общего имущества установлены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 69 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2014 по делу N А40-85857/13 установлены факт нарушения ответчиками обязательств по внесению платы за содержание и ремонт жилых помещений (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ) и обязанность: 1) Министерства обороны РФ - по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги в общем размере 2 071 928 руб. 77 коп. за период с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные жилые помещения до момента заключения в отношении данных жилых помещений договоров социального найма, либо до момента их передачи в собственность физическим лицам; 2) ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги в общем размере 843 876 руб. 39 коп. за период с момента государственной регистрации права оперативного управления в отношении спорных жилых помещений до момента заключения в отношении данных жилых помещений договоров социального найма, либо до момента их передачи в собственность физическим лицам.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства или изменение его условий не допускается.
Поскольку факт наличия и размер задолженности подтверждены материалами дела, доказательств погашения долга суду не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Оценивая доводы заявителей об отсутствии доказательств государственной регистрации права оперативного управления, суд апелляционной инстанции отмечает, ч то факт такой регистрации подтвержден документально, по существу не оспорен.
В материалы дела представлена копия письма начальника территориального отделения в Смоленской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ от 09.02.2015 N 246, в котором приведен перечень квартир, по которым истцом производится взыскание, с реквизитами договоров социального найма, заключенных в отношении этих квартир. Доказательств, подтверждающих основания не доверять ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ, и доказательств, опровергающих представленную информацию, ответчиками не представлено.
Кроме того, ООО "Надежда-11" представило копии договоров социального найма в отношении указанных квартир и копии решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства от 07.05.2013 г. N 2-67/2-82 и акта приема-передачи жилого помещения от 07.05.2013 N 2-67/2-82.
По поводу выставления счетов, платежных документов суд отмечает, что обязанность несения собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества не зависит от факта получения им соответствующих платежных документов, счетов. При этом ответчики были осведомлены о наличии у них спорного имущества и о необходимости внесения платы за услуги истца, что подтверждается представленными в материалы дела документами, а также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2014 по делу N А40-85857/13.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, а также доводы и возражения сторон, указав, что на ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны РФ лежит обязанность по оплате задолженности за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах по адресу: г. Смоленск, ул. В. Гризодубовой, д. 3-А, д. 4-А, за период с 01.05.2013 по даты передачи нанимателям жилых помещений, находящихся за весь спорный период в собственности РФ и в оперативном управлении ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны РФ, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Апелляционные жалобы ответчиков не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не может служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2016 по делу N А40-228642/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.М.ЕЛОЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)