Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 февраля 2017 года по делу N А19-17071/2016 (суд первой инстанции - Колосова Е.Ю.),
установил:
Администрация муниципального образования города Братска (ИНН 3803100833, ОГРН 1023800841712, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, далее - ответчик, министерство финансов) о взыскании 1 500 000 руб. - убытков, понесенных в связи с исполнением решения Братского городского суда Иркутской области от 04.03.2016 по делу N 2-1232/2016 об обеспечении жилым помещением граждан Сульдину Е.В. и Сульдину А.К.
Определением суда от 08.12.2016 в одно производство для совместного рассмотрения объединены дела N А19-17071/2016 по иску Администрации муниципального образования города Братска к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 1 500 000 руб. и N А19-17070/2016 по иску Администрации муниципального образования города Братска к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 1 189 818 руб. 94 коп. Делу присвоен номер А19-17071/2016.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 февраля 2017 года по делу N А19-17071/2016 заявленные требования удовлетворены.
Министерство финансов обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Братского городского суда Иркутской области от 04.03.2016 по гражданскому делу N 2-1232/2016 по иску Сульдиной Елены Викторовны, действовавшей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Сульдиной Александры Кирилловны к администрации муниципального образования города Братска о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди установлено, что Сульдина Александра Кирилловна является ребенком-инвалидом, имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", с 15.12.2010 ей назначена пенсия по инвалидности; Постановлением Администрации г. Братска от 25.12.2015 N 2955 Сульдина Е.В. и Сульдина А.К. приняты на учет, как семья, имеющая ребенка-инвалида, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" и частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации несовершеннолетняя Сульдина А.К. имеет право на предоставление не очереди жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в 2 раза.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 04.03.2016 по гражданскому делу N 2-1232/2016 исковые требования удовлетворены частично; суд обязал администрацию муниципального образования г. Братска предоставить Сульдиной Е.В., Сульдиной А.К. вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Братска, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, жилое помещение на состав семьи два человека в границах населенного пункта города Братска Иркутской области не менее 48 кв. м с учетом права ребенка Сульдиной А.К. на дополнительно жилую площадь. В удовлетворении исковых требований в части предоставления жилого помещения, находящегося в Центральной части города, вблизи медицинских учреждений отказано.
Вступившим в законную силу решением Братского городского суда Иркутской области от 12.04.2013 по гражданскому делу N 2-911/2013 по иску Шариповой Шахринисо Илхомовны в лице законного представителя Келлер Надежды Владимировны к администрации муниципального образования города Братска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма установлено, что Шарипова Ш.И. является ребенком-инвалидом, имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" с 21.10.2008 ей назначена пенсия по инвалидности; Постановлением Администрации г. Братска от 07.06.2010 N 1251 Шарипова Ш.И. состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" и частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации несовершеннолетняя Шарипова Ш.И. имеет право на предоставление не очереди жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в 2 раза.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 12.04.2013 по гражданскому делу N 2-911/2013 исковые требования удовлетворены; суд обязал администрацию муниципального образования г. Братска предоставить Шариповой Ш.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Братска, общей площадью не менее 32 кв. м с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истец решения суда исполнил, предоставил:
- - Сульдиной Е.В., Сульдиной А.К. вне очереди по договору социального найма N 463/07/16 от 06.07.2016 за плату в бессрочное владение и пользование муниципальное изолированное жилое помещение - квартиру, состоящую из 2 комнат, общей площадью 52,3 кв. м, расположенную по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Воинов-Интернационалистов, д. 15, кв. <...>;
- - Шариповой Ш.И. вне очереди по договору социального найма N 2066/12/13 от 13.12.2013 за плату в бессрочное владение и пользование муниципальное изолированное жилое помещение - квартиру, общей площадью 30,57 кв. м, расположенную по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Южная, д. 75, кв. <...>.
Согласно отчету N 16-140/1 по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Воинов-Интернационалистов, д. 15, кв. 70, составленного ИП Синициным А.А., стоимость объекта оценки по состоянию на 04.07.2016 составила 1 500 000 руб.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат) от 25.03.2016 N 02-376, средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья Иркутской области за IV квартал 2013 года, IV квартал 2015, среднего качества (типовые), составил 38 921 руб. 13 коп. Таким образом, стоимость квартиры, общей площадью 30,57 кв. м, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Южная, д. 75, кв. <...>, составила 1 189 818 руб. 94 коп.
Истец претензией от 22.08.2016 N 16889/01/16 обратился к ответчику с требованием о возмещении расходов, понесенных муниципальным образованием города Братска при обеспечении жильем Сульдиновой А.К. в размере 1 500 000 руб., при обеспечении жильем Шариповой Ш.И. в размере 1 189 818 руб. 94 коп., в течение 30 дней с момента получения претензии.
Истец считает, что расходы, понесенные при обеспечении жильем Сульдиновой А.К. в размере 1 500 000 руб. и Шариповой Ш.И. в размере 1 189 818 руб. 94 коп. являются убытками и подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации.
Поскольку претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, истец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права, (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов, а также судебных актов следует, что Сульдинова А.К. и Шарипова Ш.И. поставлены на учет, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 01.01.2005.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Указанная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена на защиту указанной категории граждан, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Братским городским судом Иркутской области установлено, что граждане Сульдинова А.К. и Шарипова Ш.И. являются инвалидами и страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, подпадающими под перечень заболеваний, при которых, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Следовательно, обстоятельства, установленные Братским городским судом Иркутской области, в части определения льготного порядка предоставления жилья вышеперечисленным лицам в силу наличия заболеваний являются установленными.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Истец, исполняя судебные решения, предоставил Сульдинова А.К. и Шарипова Ш.И. вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-0-0, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Из положений статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьей 17 и статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению названных мер социальной поддержки.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в т.ч. по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Учитывая, что социальная защита (социальное обеспечение) инвалидов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов установлены федеральным законодателем, в рассматриваемом случае (с учетом конкретных обстоятельств дела) компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жильем по договорам социального найма инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, должна производиться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исковое требование о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области расходов в сумме 2 689 818 руб. 94 коп., понесенных в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы судом отклоняются по следующим основаниям.
Ссылка апеллянта на Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденное Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 N 335-мпр, применительно к данному спору с учетом заявленных предмета и оснований иска неотносима и во внимание не принимается.
По мнению заявителя жалобы, при рассмотрении дела в суде первой инстанции не исследовался вопрос о том, какими именно заболеваниями, указанными Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, страдали граждане, которым были предоставлены жилые помещения.
Со ссылкой на обзор судебной практики N 1 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017, ответчик полагает, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, финансирование расходов на предоставление жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Действительно, финансирование расходов на предоставление жилых помещений в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, как следует из приведенных выше решений суда общей юрисдикции, указанные граждане страдали хроническими психическими заболеваниями, при которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 невозможно проживание граждан в одной квартире.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 февраля 2017 года по делу N А19-17071/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.05.2017 ПО ДЕЛУ N А19-17071/2016
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2017 г. по делу N А19-17071/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 февраля 2017 года по делу N А19-17071/2016 (суд первой инстанции - Колосова Е.Ю.),
установил:
Администрация муниципального образования города Братска (ИНН 3803100833, ОГРН 1023800841712, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, далее - ответчик, министерство финансов) о взыскании 1 500 000 руб. - убытков, понесенных в связи с исполнением решения Братского городского суда Иркутской области от 04.03.2016 по делу N 2-1232/2016 об обеспечении жилым помещением граждан Сульдину Е.В. и Сульдину А.К.
Определением суда от 08.12.2016 в одно производство для совместного рассмотрения объединены дела N А19-17071/2016 по иску Администрации муниципального образования города Братска к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 1 500 000 руб. и N А19-17070/2016 по иску Администрации муниципального образования города Братска к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 1 189 818 руб. 94 коп. Делу присвоен номер А19-17071/2016.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 февраля 2017 года по делу N А19-17071/2016 заявленные требования удовлетворены.
Министерство финансов обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Братского городского суда Иркутской области от 04.03.2016 по гражданскому делу N 2-1232/2016 по иску Сульдиной Елены Викторовны, действовавшей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Сульдиной Александры Кирилловны к администрации муниципального образования города Братска о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди установлено, что Сульдина Александра Кирилловна является ребенком-инвалидом, имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", с 15.12.2010 ей назначена пенсия по инвалидности; Постановлением Администрации г. Братска от 25.12.2015 N 2955 Сульдина Е.В. и Сульдина А.К. приняты на учет, как семья, имеющая ребенка-инвалида, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" и частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации несовершеннолетняя Сульдина А.К. имеет право на предоставление не очереди жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в 2 раза.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 04.03.2016 по гражданскому делу N 2-1232/2016 исковые требования удовлетворены частично; суд обязал администрацию муниципального образования г. Братска предоставить Сульдиной Е.В., Сульдиной А.К. вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Братска, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, жилое помещение на состав семьи два человека в границах населенного пункта города Братска Иркутской области не менее 48 кв. м с учетом права ребенка Сульдиной А.К. на дополнительно жилую площадь. В удовлетворении исковых требований в части предоставления жилого помещения, находящегося в Центральной части города, вблизи медицинских учреждений отказано.
Вступившим в законную силу решением Братского городского суда Иркутской области от 12.04.2013 по гражданскому делу N 2-911/2013 по иску Шариповой Шахринисо Илхомовны в лице законного представителя Келлер Надежды Владимировны к администрации муниципального образования города Братска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма установлено, что Шарипова Ш.И. является ребенком-инвалидом, имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" с 21.10.2008 ей назначена пенсия по инвалидности; Постановлением Администрации г. Братска от 07.06.2010 N 1251 Шарипова Ш.И. состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" и частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации несовершеннолетняя Шарипова Ш.И. имеет право на предоставление не очереди жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в 2 раза.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 12.04.2013 по гражданскому делу N 2-911/2013 исковые требования удовлетворены; суд обязал администрацию муниципального образования г. Братска предоставить Шариповой Ш.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Братска, общей площадью не менее 32 кв. м с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истец решения суда исполнил, предоставил:
- - Сульдиной Е.В., Сульдиной А.К. вне очереди по договору социального найма N 463/07/16 от 06.07.2016 за плату в бессрочное владение и пользование муниципальное изолированное жилое помещение - квартиру, состоящую из 2 комнат, общей площадью 52,3 кв. м, расположенную по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Воинов-Интернационалистов, д. 15, кв. <...>;
- - Шариповой Ш.И. вне очереди по договору социального найма N 2066/12/13 от 13.12.2013 за плату в бессрочное владение и пользование муниципальное изолированное жилое помещение - квартиру, общей площадью 30,57 кв. м, расположенную по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Южная, д. 75, кв. <...>.
Согласно отчету N 16-140/1 по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Воинов-Интернационалистов, д. 15, кв. 70, составленного ИП Синициным А.А., стоимость объекта оценки по состоянию на 04.07.2016 составила 1 500 000 руб.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат) от 25.03.2016 N 02-376, средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья Иркутской области за IV квартал 2013 года, IV квартал 2015, среднего качества (типовые), составил 38 921 руб. 13 коп. Таким образом, стоимость квартиры, общей площадью 30,57 кв. м, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Южная, д. 75, кв. <...>, составила 1 189 818 руб. 94 коп.
Истец претензией от 22.08.2016 N 16889/01/16 обратился к ответчику с требованием о возмещении расходов, понесенных муниципальным образованием города Братска при обеспечении жильем Сульдиновой А.К. в размере 1 500 000 руб., при обеспечении жильем Шариповой Ш.И. в размере 1 189 818 руб. 94 коп., в течение 30 дней с момента получения претензии.
Истец считает, что расходы, понесенные при обеспечении жильем Сульдиновой А.К. в размере 1 500 000 руб. и Шариповой Ш.И. в размере 1 189 818 руб. 94 коп. являются убытками и подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации.
Поскольку претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, истец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права, (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов, а также судебных актов следует, что Сульдинова А.К. и Шарипова Ш.И. поставлены на учет, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 01.01.2005.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Указанная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена на защиту указанной категории граждан, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Братским городским судом Иркутской области установлено, что граждане Сульдинова А.К. и Шарипова Ш.И. являются инвалидами и страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, подпадающими под перечень заболеваний, при которых, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Следовательно, обстоятельства, установленные Братским городским судом Иркутской области, в части определения льготного порядка предоставления жилья вышеперечисленным лицам в силу наличия заболеваний являются установленными.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Истец, исполняя судебные решения, предоставил Сульдинова А.К. и Шарипова Ш.И. вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-0-0, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Из положений статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьей 17 и статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению названных мер социальной поддержки.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в т.ч. по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Учитывая, что социальная защита (социальное обеспечение) инвалидов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов установлены федеральным законодателем, в рассматриваемом случае (с учетом конкретных обстоятельств дела) компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жильем по договорам социального найма инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, должна производиться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исковое требование о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области расходов в сумме 2 689 818 руб. 94 коп., понесенных в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы судом отклоняются по следующим основаниям.
Ссылка апеллянта на Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденное Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21 декабря 2010 N 335-мпр, применительно к данному спору с учетом заявленных предмета и оснований иска неотносима и во внимание не принимается.
По мнению заявителя жалобы, при рассмотрении дела в суде первой инстанции не исследовался вопрос о том, какими именно заболеваниями, указанными Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, страдали граждане, которым были предоставлены жилые помещения.
Со ссылкой на обзор судебной практики N 1 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017, ответчик полагает, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, финансирование расходов на предоставление жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Действительно, финансирование расходов на предоставление жилых помещений в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, как следует из приведенных выше решений суда общей юрисдикции, указанные граждане страдали хроническими психическими заболеваниями, при которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 невозможно проживание граждан в одной квартире.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 февраля 2017 года по делу N А19-17071/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)