Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
с участием:
от Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" - представителей Шарифуллина Р.Д. (доверенность N 1/д от 08.01.2016), Мухаметзянова М.З. (доверенность от 26.03.2015),
без участия представителей Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан, Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2015 года по делу N А65-7248/2015 (судья Сальманова Р.Р.),
принятое по заявлению Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" (ОГРН 1021602841886, ИНН 1654007920) г. Казань, Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОРГН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Пентакль", г. Казань, индивидуального предпринимателя Пашиной Ларисы Юрьевны, индивидуального предпринимателя Никитиной Лилии Алексеевны,
о признании недействительными решения, предписания,
Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" (далее - ГАУК "Казгосцирк"), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратились с заявлениями в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 02.03.2015 и ГАУК "Казанский государственный цирк" также о признании недействительным вынесенного на основании данного решения предписания от 02.03.2015 по делу N 06-767/2014.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2015 заявление ГАУК "Казанский государственный цирк" принято к производству по делу N А65-7248/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2015 заявление Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан принято к производству по делу N А65-14809/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2015 производство по делам N А65-7248/2015 и N А65-14809/2015 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А65-7248/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Пентакль", индивидуальный предприниматель Пашина Лариса Юрьевна, индивидуальный предприниматель Никитина Лилия Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован правомерностью выданных антимонопольным органом ГАУК "Казгосцирк" и Министерству земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан решения и предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГАУК "Казгосцирк" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГАУК "Казгосцирк" считает, отсутствие результатов рыночной оценки объекта при рассмотрении дела антимонопольным органом, ни коим образом не свидетельствует об отсутствии результатов рыночной оценки объекта на момент продления договора. Информация о наличии отчета об оценке ЗАО "Восток" от 09.09.2014 N 301 ГАУК "Казгосцирк" доводилась до сведения антимонопольного органа письмом от 02.12.2014 исх. N 255.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование своей позиции указывает на отсутствия нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Антимонопольный орган представил письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором опровергает доводы заявителей, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
В судебном заседании представители ГАУК "Казгосцирк" поддержали доводы апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.08.2014 в Татарстанское УФАС России поступило обращение с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ГАУК "Казгосцирк" по факту заключения договоров аренды в отношении государственного имущества без проведения торгов.
В ходе рассмотрения указанного обращения Татарстанским УФАС России было установлено, что между ГАУК "Казгосцирк" и ООО "Пентакль" был заключен договор аренды государственного имущества от 01.02.2012 N 014-2331, по передаче обществу в аренду помещения общей площадью 81,31 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пл. Тысячелетия, 2, сроком аренды с 01.02.2012 по 31.12.2012.
По окончании срока действия договора аренды от 01.02.2012 N 014-2331 между ГАУК "Казгосцирк" и ООО "Пентакль" были заключены дополнительные соглашения N 1 N 2 и N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды с 01.01.2013 по 30.11.2013, с 01.12.2013 по 31.10.2014, с 01.11.2014 по 30.09.2015, соответственно.
Также Татарстанским УФАС России установлено, что между ГАУК "Казгосцирк" и ИП Никитина Л.А. был заключен договор аренды государственного имущества от 22.04.2008 N 014-1271, по которому ИП Никитиной Л.А. передавались в аренду помещения по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пл. Тысячелетия, 2, общей площадью 189,55 кв. м сроком с 01.01.2008 по 01.12.2008.
По окончании срока действия договора аренды от 22.04.2008 N 014-1271 между сторонами по договору заключены дополнительные соглашения N 1 от 01.12.2008, N 2 от 13.09.2010 и N 3 от 01.10.2010 к договору аренды о продлении срока действия договора аренды с 01.12.2008 по 01.11.2009, с 01.11.2009 по 30.09.2010 и с 01.10.2010 по 01.09.2011, соответственно.
Дополнительным соглашением N 4 от 02.10.2010 площади в фойе, подвале цирка общей площадью 76,10 кв. м возвращены арендодателю. Дополнительным соглашением N 5 от 24.03.2011 на основании письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1-3012993 от 24.03.2011 с 05.04.2011 стороны решили внести изменения в договор аренды от 22.04.2008 N 014-1271, а именно в преамбуле договора слова "ИП Никитиной Л.А." заменили на слова "ИП Пашиной Л.Ю.".
ИП Пашина Л.Ю. и ГАУК "Казгосцирк" заключили дополнительное соглашение N 9 от 01.06.2014 о продлении срока действия договора аренды с 01.06.2014 по 30.04.2015.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что продление договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 путем заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 при отсутствии результатов оценки рыночной стоимости объекта на данный период, а также заключение дополнительного соглашения N 5 от 24.03.2011 о переуступке права на аренду государственного имущества по договору N 014-1271 от 22.04.2008 является нарушением антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов дела N 06-767/2014 антимонопольным органом принято решение от 02.03.2015 о признании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления преференции арендаторам помещений, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2 в отсутствие разрешения антимонопольного органа, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также ГАУК "Казгосцирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительных соглашений об изменении сроков договоров аренды и увеличения арендуемой площади в отношении государственного имущества без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С целью устранения допущенных нарушений ГАУК "Казгосцирк" было выдано предписание о расторжении договора аренды государственного имущества N 014-2331 от 01.02.2012 года и вернуть по акту приема-передачи помещения, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2, общей площадью 81,31 кв. м (п. 1.1 предписания) и о расторжении договора аренды государственного имущества N 014-1271 от 22.04.2008 и вернуть по акту приема-передачи помещения, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2, общей площадью 113,9 кв. м (п. 1.2 предписания).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ГАУК "Казгосцирк" и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратились в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями.
Судом первой инстанции установлено, что управление использованием недвижимого имущества (здания, сооружения), транспорта, оборудования, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела, дополнительное соглашение N 5 от 24.03.2011 о переуступке прав на аренду государственного имущества по договору N 014-1271 от 22.04.2008 и дополнительное соглашение N 9 от 01.06.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-1271 от 22.04.2008 с 01.06.2014 по 30.04.2015 были заключены на основании писем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1-30/2923 от 24.03.2011 и N 1-30/6454 от 16.06.2014.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены в статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В данном случае антимонопольный орган и суд первой инстанции правомерно расценили, что согласование перехода (уступки) прав арендатора от ИП Никитиной Л.А. к ИП Пашиной Л.Ю. и продление срока действия договора аренды с 01.06.2014 по 30.04.2015 является представлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного является правильными выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о нарушении Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ГАУК "Казгосцирк" статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительного соглашения N 9 от 01.06.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-1271 от 22.04.2008 с 01.06.2014 по 30.04.2015 без проведения торгов.
В оспариваемом решении Татарстанское УФАС России также указало, что продление договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 путем заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 при отсутствии результатов оценки рыночной стоимости объекта на данный период является нарушением действующего антимонопольного законодательства.
Заключение договора аренды на новый срок допустимо без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора, что следует из положения ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из материалов дела усматривается, что ГАУК "Казгосцирк", в целях продления договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012, была определена рыночная стоимость арендной платы, получен отчет об определении рыночной стоимости арендной платы от 09.09.2014 N 301, стоимость арендной платы, определенная в отчете N 301 от 09.09.2014, была согласована с собственником имущества - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Антимонопольным органом указанные обстоятельства не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в рамках рассмотрения антимонопольным органом дела, ГАУК "Казгосцирк" представлены письменные пояснения, из которых следует, что антимонопольному органу сообщалось о наличии отчета по оценки рыночной стоимости арендной платы от 09.09.2014 N 301.
Непредставление результатов оценки рыночной стоимости объекта - помещений (имущества) площадью 81,31 кв. м, расположенных по адресу г. Казань, пл. Тысячелетия, 2, при рассмотрении дела в антимонопольном органе не делает указанное доказательство заранее нелегитимным, так как действующее законодательство не лишает стороны права предоставлять доказательства непосредственно в судебное заседание.
Ссылка антимонопольного органа в подтверждение своей позиции на сложившуюся судебную практику (выводы судов различных инстанций), не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку упомянутые в апелляционной жалобе судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
В данной ситуации у суда первой инстанции не имелось оснований считать ГАУК "Казгосцирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012.
Апелляционный суд считает, что поскольку наличие вмененных ГАУК "Казгосцирк" нарушений антимонопольного законодательства при заключении дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 в ходе рассмотрения дела не подтвердилось, выданное антимонопольным органом предписание об их устранении в данной части является незаконным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части отказа в удовлетворении требований о признании решения Татарстанского УФАС России от 02.03.2015 в части признания ГАУК "Казгосцирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 и пункта 1.1 предписания Татарстанского УФАС России от 02.03.2015 (о расторжении договора аренды государственного имущества N 014-2331 от 01.02.2012 года и вернуть по акту приема-передачи помещения, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2, общей площадью 81,31 кв. м) с принятием нового судебного акта в данной части об удовлетворении требований ГАУК "Казгосцирк".
В остальной части принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы ГАУК "Казгосцирк" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан без удовлетворения.
Безусловных оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2015 года по делу N А65-7248/2015 отменить в части отказа Государственному автономному учреждению культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" в удовлетворении требований о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015 в части признания Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 и пункта 1.1 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015.
В данной части признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2015 года по делу N А65-7248/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2016 N 11АП-16533/2015 ПО ДЕЛУ N А65-7248/2015
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2016 г. по делу N А65-7248/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
с участием:
от Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" - представителей Шарифуллина Р.Д. (доверенность N 1/д от 08.01.2016), Мухаметзянова М.З. (доверенность от 26.03.2015),
без участия представителей Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан, Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2015 года по делу N А65-7248/2015 (судья Сальманова Р.Р.),
принятое по заявлению Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" (ОГРН 1021602841886, ИНН 1654007920) г. Казань, Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОРГН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Пентакль", г. Казань, индивидуального предпринимателя Пашиной Ларисы Юрьевны, индивидуального предпринимателя Никитиной Лилии Алексеевны,
о признании недействительными решения, предписания,
установил:
Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" (далее - ГАУК "Казгосцирк"), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратились с заявлениями в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 02.03.2015 и ГАУК "Казанский государственный цирк" также о признании недействительным вынесенного на основании данного решения предписания от 02.03.2015 по делу N 06-767/2014.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2015 заявление ГАУК "Казанский государственный цирк" принято к производству по делу N А65-7248/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2015 заявление Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан принято к производству по делу N А65-14809/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2015 производство по делам N А65-7248/2015 и N А65-14809/2015 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А65-7248/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Пентакль", индивидуальный предприниматель Пашина Лариса Юрьевна, индивидуальный предприниматель Никитина Лилия Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован правомерностью выданных антимонопольным органом ГАУК "Казгосцирк" и Министерству земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан решения и предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГАУК "Казгосцирк" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГАУК "Казгосцирк" считает, отсутствие результатов рыночной оценки объекта при рассмотрении дела антимонопольным органом, ни коим образом не свидетельствует об отсутствии результатов рыночной оценки объекта на момент продления договора. Информация о наличии отчета об оценке ЗАО "Восток" от 09.09.2014 N 301 ГАУК "Казгосцирк" доводилась до сведения антимонопольного органа письмом от 02.12.2014 исх. N 255.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование своей позиции указывает на отсутствия нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Антимонопольный орган представил письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором опровергает доводы заявителей, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
В судебном заседании представители ГАУК "Казгосцирк" поддержали доводы апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.08.2014 в Татарстанское УФАС России поступило обращение с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ГАУК "Казгосцирк" по факту заключения договоров аренды в отношении государственного имущества без проведения торгов.
В ходе рассмотрения указанного обращения Татарстанским УФАС России было установлено, что между ГАУК "Казгосцирк" и ООО "Пентакль" был заключен договор аренды государственного имущества от 01.02.2012 N 014-2331, по передаче обществу в аренду помещения общей площадью 81,31 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пл. Тысячелетия, 2, сроком аренды с 01.02.2012 по 31.12.2012.
По окончании срока действия договора аренды от 01.02.2012 N 014-2331 между ГАУК "Казгосцирк" и ООО "Пентакль" были заключены дополнительные соглашения N 1 N 2 и N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды с 01.01.2013 по 30.11.2013, с 01.12.2013 по 31.10.2014, с 01.11.2014 по 30.09.2015, соответственно.
Также Татарстанским УФАС России установлено, что между ГАУК "Казгосцирк" и ИП Никитина Л.А. был заключен договор аренды государственного имущества от 22.04.2008 N 014-1271, по которому ИП Никитиной Л.А. передавались в аренду помещения по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пл. Тысячелетия, 2, общей площадью 189,55 кв. м сроком с 01.01.2008 по 01.12.2008.
По окончании срока действия договора аренды от 22.04.2008 N 014-1271 между сторонами по договору заключены дополнительные соглашения N 1 от 01.12.2008, N 2 от 13.09.2010 и N 3 от 01.10.2010 к договору аренды о продлении срока действия договора аренды с 01.12.2008 по 01.11.2009, с 01.11.2009 по 30.09.2010 и с 01.10.2010 по 01.09.2011, соответственно.
Дополнительным соглашением N 4 от 02.10.2010 площади в фойе, подвале цирка общей площадью 76,10 кв. м возвращены арендодателю. Дополнительным соглашением N 5 от 24.03.2011 на основании письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1-3012993 от 24.03.2011 с 05.04.2011 стороны решили внести изменения в договор аренды от 22.04.2008 N 014-1271, а именно в преамбуле договора слова "ИП Никитиной Л.А." заменили на слова "ИП Пашиной Л.Ю.".
ИП Пашина Л.Ю. и ГАУК "Казгосцирк" заключили дополнительное соглашение N 9 от 01.06.2014 о продлении срока действия договора аренды с 01.06.2014 по 30.04.2015.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что продление договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 путем заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 при отсутствии результатов оценки рыночной стоимости объекта на данный период, а также заключение дополнительного соглашения N 5 от 24.03.2011 о переуступке права на аренду государственного имущества по договору N 014-1271 от 22.04.2008 является нарушением антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов дела N 06-767/2014 антимонопольным органом принято решение от 02.03.2015 о признании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления преференции арендаторам помещений, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2 в отсутствие разрешения антимонопольного органа, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также ГАУК "Казгосцирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительных соглашений об изменении сроков договоров аренды и увеличения арендуемой площади в отношении государственного имущества без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С целью устранения допущенных нарушений ГАУК "Казгосцирк" было выдано предписание о расторжении договора аренды государственного имущества N 014-2331 от 01.02.2012 года и вернуть по акту приема-передачи помещения, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2, общей площадью 81,31 кв. м (п. 1.1 предписания) и о расторжении договора аренды государственного имущества N 014-1271 от 22.04.2008 и вернуть по акту приема-передачи помещения, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2, общей площадью 113,9 кв. м (п. 1.2 предписания).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ГАУК "Казгосцирк" и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратились в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями.
Судом первой инстанции установлено, что управление использованием недвижимого имущества (здания, сооружения), транспорта, оборудования, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела, дополнительное соглашение N 5 от 24.03.2011 о переуступке прав на аренду государственного имущества по договору N 014-1271 от 22.04.2008 и дополнительное соглашение N 9 от 01.06.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-1271 от 22.04.2008 с 01.06.2014 по 30.04.2015 были заключены на основании писем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 1-30/2923 от 24.03.2011 и N 1-30/6454 от 16.06.2014.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены в статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В данном случае антимонопольный орган и суд первой инстанции правомерно расценили, что согласование перехода (уступки) прав арендатора от ИП Никитиной Л.А. к ИП Пашиной Л.Ю. и продление срока действия договора аренды с 01.06.2014 по 30.04.2015 является представлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного является правильными выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о нарушении Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ГАУК "Казгосцирк" статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительного соглашения N 9 от 01.06.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-1271 от 22.04.2008 с 01.06.2014 по 30.04.2015 без проведения торгов.
В оспариваемом решении Татарстанское УФАС России также указало, что продление договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 путем заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 при отсутствии результатов оценки рыночной стоимости объекта на данный период является нарушением действующего антимонопольного законодательства.
Заключение договора аренды на новый срок допустимо без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора, что следует из положения ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из материалов дела усматривается, что ГАУК "Казгосцирк", в целях продления договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012, была определена рыночная стоимость арендной платы, получен отчет об определении рыночной стоимости арендной платы от 09.09.2014 N 301, стоимость арендной платы, определенная в отчете N 301 от 09.09.2014, была согласована с собственником имущества - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Антимонопольным органом указанные обстоятельства не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в рамках рассмотрения антимонопольным органом дела, ГАУК "Казгосцирк" представлены письменные пояснения, из которых следует, что антимонопольному органу сообщалось о наличии отчета по оценки рыночной стоимости арендной платы от 09.09.2014 N 301.
Непредставление результатов оценки рыночной стоимости объекта - помещений (имущества) площадью 81,31 кв. м, расположенных по адресу г. Казань, пл. Тысячелетия, 2, при рассмотрении дела в антимонопольном органе не делает указанное доказательство заранее нелегитимным, так как действующее законодательство не лишает стороны права предоставлять доказательства непосредственно в судебное заседание.
Ссылка антимонопольного органа в подтверждение своей позиции на сложившуюся судебную практику (выводы судов различных инстанций), не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку упомянутые в апелляционной жалобе судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
В данной ситуации у суда первой инстанции не имелось оснований считать ГАУК "Казгосцирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012.
Апелляционный суд считает, что поскольку наличие вмененных ГАУК "Казгосцирк" нарушений антимонопольного законодательства при заключении дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 в ходе рассмотрения дела не подтвердилось, выданное антимонопольным органом предписание об их устранении в данной части является незаконным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части отказа в удовлетворении требований о признании решения Татарстанского УФАС России от 02.03.2015 в части признания ГАУК "Казгосцирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 и пункта 1.1 предписания Татарстанского УФАС России от 02.03.2015 (о расторжении договора аренды государственного имущества N 014-2331 от 01.02.2012 года и вернуть по акту приема-передачи помещения, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2, общей площадью 81,31 кв. м) с принятием нового судебного акта в данной части об удовлетворении требований ГАУК "Казгосцирк".
В остальной части принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы ГАУК "Казгосцирк" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан без удовлетворения.
Безусловных оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2015 года по делу N А65-7248/2015 отменить в части отказа Государственному автономному учреждению культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" в удовлетворении требований о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015 в части признания Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" нарушившим статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительного соглашения N 3 от 01.11.2014 о продлении срока действия договора аренды N 014-2331 от 01.02.2012 и пункта 1.1 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015.
В данной части признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.03.2015.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2015 года по делу N А65-7248/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.Г.ПОПОВА
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)