Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2016 N 15АП-7328/2016 ПО ДЕЛУ N А32-44790/2015

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. N 15АП-7328/2016

Дело N А32-44790/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Департамента: Маркова К.В., удостоверение, по доверенности от 20.01.2016 N 69-33/16-01,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный город"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.04.2016 по делу N А32-44790/2015,
принятое судьей Маркиной Т.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный город"
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании недействительным приказа,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Южный город" (далее - ООО "Южный город") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по надзору в области долевого строительства краснодарского края о признании недействительным приказа от 09.09.2015 N 53-п.
Решением суда от 06.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Южный город" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что указанные в приказе предмет и мероприятия проверки тождественны предмету и мероприятиям документарной проверки; Управлением неправомерно была выбрана выездная форма проверки; вследствие издания оспариваемого приказа общество было привлечено к административной ответственности за непредставление фактически не запрошенных документов.
В судебное заседание не явились представители ООО "Южный город", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "Южный город" в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью обеспечения явки представителя в судебное заседание.
В соответствии со ст. 158 АПК РФ суд отказал в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с необоснованностью ходатайства. Обществом не приведено доводов применительно к необходимости личного участия представителя общества в судебном заседании, в том числе возможностью представления дополнительных доказательств по делу с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ. Суд учитывает, что позиция общества по существу спора изложена обществом в заявлении об оспаривании приказа и в апелляционной жалобе, а также была поддержана представителем общества в судебном заседании суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "Южный город".
Представитель Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, общество "Южный город" является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства.
Строительство объекта капитального строительства "Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, г. Краснодар, ул. Кирпичная, 128" осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Южный город" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0410053:21 площадью 3584 м2, принадлежащем обществу на праве собственности согласно договору купли-продажи от 06.02.2015 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.02.2015 серии 23-АН N 529840, запись регистрации N 23-23/001-23/001/801/2015-5444/2) в соответствии с разрешением на строительство от 14.08.2013 N RU 23306000-2898-р.
Проектная декларация по указанному объекту строительства 10 марта 2015 года размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте общего пользования: http://www.yug-gorod.ru.
Первый договор участия в долевом строительстве, подписанный обществом с участником долевого строительства, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестра) по Краснодарскому краю 22 мая 2015 года.
На основании приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 9 сентября 2015 года N 53-п (далее - приказ) назначена внеплановая выездная проверка общества по вопросам исполнения требований законодательства об участии в долевом строительстве за период с 1 февраля 2015 года по 31 августа 2015 года по объекту строительства: "Многоэтажные жилые дома литер 1, 2 со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Криничная, 128".
Срок проведения проверки согласно приказу установлен с 24 сентября 2015 года по 21 октября 2015 года.
Для достижения целей и задач проведения проверки, обществу надлежало в 10 часов 00 минут 24 сентября 2015 года представить к проверке по месту фактического расположения предприятия следующие документы:
- - учредительные и регистрационные документы общества (свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему);
- - приказы на утверждение в должности руководителей общества в период с 1 февраля 2015 года по 31 августа 2015 года;
- - правоустанавливающие документы на земельный участок;
- - разрешение на строительство (продолжение строительства) объекта;
- - проектную декларацию и изменения к ней;
- - договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
- - реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
- - реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
- - приказ об учетной политике общества и приложения к нему за 2015 год, в том числе рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности общества;
- - первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства;
- - регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности общества в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 1 февраля 2015 года по 31 августа 2015 года, а именно:
а) регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;
б) кассовую книгу за 2015 год;
в) журналы-ордера (ведомости) по кредиту счетов бухгалтерского учета общества 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;
г) журналы-ордера (ведомости) по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета общества 08 "Вложения во внеоборотные активы", 58 "Финансовые вложения", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;
д) аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета общества 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;
е) аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета общества 08 "Вложения во внеоборотные активы", 58 "Финансовые вложения", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов" с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества.
Считая незаконным приказ управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство, то есть департаментом.
В соответствии с Законом N 214-ФЗ постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июля 2014 года N 769 "Об управлении по надзору в области долевого строительства Краснодарского края", действовавшим на момент вынесения оспариваемого приказа, управление являлось органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять в установленном законом порядке функции по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Пунктом 4 части 6 Закона N 214-ФЗ определено, что контролирующий орган вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 214-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 23 Закона N 214-ФЗ.
Подпунктом 28 пункта 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются Законом о долевом строительстве.
В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи Закона N 214-ФЗ управление вправе проводить внеплановые проверки в связи с поступлением в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о фактах нарушений требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2.8 Административного регламента исполнения управлением по надзору в области долевого строительства Краснодарского края государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края, утвержденного приказом управления 8 июля 2015 года N 31 (далее - Административный регламент, действовавшим на момент вынесения приказа) основанием для проведения внеплановых проверок является поступление в управление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о фактах нарушений требований Закона о долевом строительстве, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа.
Согласно части 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 294-ФЗ установлено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно части 3 статьи 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Из комплексного толкования приведенных положений законодательства следует, что Управление по надзору в области долевого строительства вправе проводить выездные внеплановые проверки на основании обращений граждан.
При этом, Управление самостоятельно определяет вид проверки.
Истребовать документы в целях проверки Управление вправе при проведении любых проверочных мероприятий.
Из материалов дела следует, что оспариваемым приказом проверка назначена с целью рассмотрения доводов, изложенных в обращении гражданки Б. (от 05.08.2015 входящий N 6111), что соответствует подпункту 3 пункта 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ.
Доводы заявителя об анонимности поступившей жалобы правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку у руководителя управления отсутствовали основания полагать недостоверность сведений, содержащихся в жалобе, и учитывая, что в обращении указаны фамилия, инициалы, собственноручно гражданкой Б. указаны адрес электронной почты и номер мобильного телефона.
В приказ правомерно включено требование о предоставлении в целях проведения проверки документов (пункт 4 части 6 Закона N 214-ФЗ).
По состоянию на 24 сентября 2015 года документы, указанные в приказе управления от 09.09.2015 N 53-п, к проверке не представлены.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2015 по делу N А32-38103/2015 в удовлетворении требования общества о признании незаконным предписания управления от 29.09.2015 N 83-4677/15-14 отказано. Данное предписание выдано в связи с непредставлением обществом документов по обжалуемому приказу управления от 09.09.2015 N 53-п.
Внеплановая выездная проверка была назначена не по фактам, перечисленным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, что, свидетельствует об отсутствии требования о согласовании проверки с органами прокуратуры.
Кроме того, обществом не представлено доказательств того, каким образом оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что вследствие издания оспариваемого приказа общество было привлечено к административной ответственности за непредставление фактически не запрошенных документов.
Общество было привлечено к административной ответственности не на основании оспариваемого приказа, а за допущенное правонарушение.
Как указано ранее, документы были запрошены приказом о проведении проверки (пункт 11 приказа).
Сам по себе приказ не влечет какого-либо нарушения либо ограничения прав ООО "Южный город".
Приказ содержит законные требования органа государственного контроля.
Нарушение прав и законных интересов заявителя по делу является обязательным условием удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
Установленная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность органа власти по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
Иным доводам общества судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания для пересмотра которой судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для удовлетворения заявления ООО "Южный город".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм гражданского законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 06.04.2016, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой согласно платежному поручению от 14.04.2016 N 75 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возвращению ООО "Южный город" из федерального бюджета на основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 апреля 2016 года по делу А32-44790/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)