Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Конева О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой Е.С.
судей Бургановой Н.А., Тотьмяниной Е.И.
с участием прокурора Михалевой Н.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 декабря 2015 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 01.10.2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Верещагинского района удовлетворить.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Б. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, на территории г. Пермь.
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Верещагинского района Пермского края в интересах Б. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Государственному казенному учреждению Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края", Межрайонному территориальному управлению N 2 Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить Б. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Верещагинского Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В судебном заседании прокурор Тунев А.В. исковые требования уточнил, просил возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Б. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м на территории г. Пермь.
Истец Б. уточненные исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал.
Представители ответчиков ГКУ ПК "Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда", МТУ N 2 Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представители привлеченных по инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в части предоставления Б. жилого помещения в границах г. Перми не согласилось в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, его представитель А. в оспариваемой части решение суда просит отменить, определить место предоставления жилого помещения на территории Пермского края. Приводит доводы о том, что судом не учтено, что федеральным законодательством предоставление жилья лицам из числа детей-сирот предусмотрено на территории субъекта РФ, где проживают лица указанной категории, т.е. на территории всего Пермского края. Ограничение по предоставлению жилого помещения территорией г. Пермь не основано на законе. Указывает на необоснованное возложение обязанности по предоставлению жилья на МТУ МСР N 2.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решения суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 02.07.2014 N 350-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Разрешая заявленные исковые требования, суд обоснованно руководствовался вышеприведенными требованиями действующего законодательства, и установив, что Б. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет, обучалась в КГАПОУ <...>, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда правомерны, основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела, и в доводах апелляционной жалобы не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством предоставление жилья детям-сиротам предусмотрено на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района, судебная коллегия находит не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п), свидетельствует, в том числе о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из материалов дела следует, и данное обстоятельство не оспаривается апеллянтом в жалобе, что местом жительства Б. является г. Пермь, где она проживает и работает, соответственно, судом обоснованно, на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Б. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства - в границах территории г. Пермь.
Предоставление жилого помещения в ином муниципальном образовании возможно лишь с согласия истца, однако такового из материалов дела не усматривается.
Доводы жалобы о необоснованном возложении судом обязанности по предоставлению жилого помещения на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края являются ошибочными, поскольку требования прокурора Верещагинского района удовлетворены в отношении Правительства Пермского края.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, а указанные в апелляционной жалобе доводы не могут повлечь отмену законного решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 01.10.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13887/2015
Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2015 г. по делу N 33-13887/2015
Судья Конева О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой Е.С.
судей Бургановой Н.А., Тотьмяниной Е.И.
с участием прокурора Михалевой Н.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 декабря 2015 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 01.10.2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Верещагинского района удовлетворить.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Б. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, на территории г. Пермь.
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Верещагинского района Пермского края в интересах Б. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Государственному казенному учреждению Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края", Межрайонному территориальному управлению N 2 Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить Б. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Верещагинского Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В судебном заседании прокурор Тунев А.В. исковые требования уточнил, просил возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Б. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м на территории г. Пермь.
Истец Б. уточненные исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал.
Представители ответчиков ГКУ ПК "Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда", МТУ N 2 Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представители привлеченных по инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в части предоставления Б. жилого помещения в границах г. Перми не согласилось в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, его представитель А. в оспариваемой части решение суда просит отменить, определить место предоставления жилого помещения на территории Пермского края. Приводит доводы о том, что судом не учтено, что федеральным законодательством предоставление жилья лицам из числа детей-сирот предусмотрено на территории субъекта РФ, где проживают лица указанной категории, т.е. на территории всего Пермского края. Ограничение по предоставлению жилого помещения территорией г. Пермь не основано на законе. Указывает на необоснованное возложение обязанности по предоставлению жилья на МТУ МСР N 2.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решения суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 02.07.2014 N 350-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Разрешая заявленные исковые требования, суд обоснованно руководствовался вышеприведенными требованиями действующего законодательства, и установив, что Б. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет, обучалась в КГАПОУ <...>, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда правомерны, основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела, и в доводах апелляционной жалобы не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством предоставление жилья детям-сиротам предусмотрено на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района, судебная коллегия находит не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п), свидетельствует, в том числе о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из материалов дела следует, и данное обстоятельство не оспаривается апеллянтом в жалобе, что местом жительства Б. является г. Пермь, где она проживает и работает, соответственно, судом обоснованно, на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Б. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее жительства - в границах территории г. Пермь.
Предоставление жилого помещения в ином муниципальном образовании возможно лишь с согласия истца, однако такового из материалов дела не усматривается.
Доводы жалобы о необоснованном возложении судом обязанности по предоставлению жилого помещения на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края являются ошибочными, поскольку требования прокурора Верещагинского района удовлетворены в отношении Правительства Пермского края.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, а указанные в апелляционной жалобе доводы не могут повлечь отмену законного решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 01.10.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)