Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7511/2017

Требование: Об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Многодетная мать сослалась на то, что один из ее детей является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также на то, что она оформляет документы для установления инвалидности другому ребенку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 г. по делу N 33-7511/2017


Судья Бакланова Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Деменевой Л.С., Кайгородовой Е.В.
при секретаре судебного заседания Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Л., действующей в своих интересах и интересах малолетних детей Л., Л., Л., Л., Л., Л. к Администрации Талицкого городского округа, Управлению топливно-энергетическим комплексом, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение,
по апелляционной жалобе истца Л. на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17.02.2017.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия

установила:

Л., действующая в своих интересах и интересах малолетних детей Л., Л., Л., Л., Л., Л. обратилась в суд с иском к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение
В обоснование требований истец ссылалась на то, что она является многодетной одинокой матерью шестерых малолетних детей: дочери Д. <...> г.р., дочери Г. <...> г.р., сына Н. <...> г.р., дочери Р. <...> г.р., дочери Л. <...> г.р., сына А. <...> г.р. Ее сын - Л., <...> г. рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от <...>. Диагноз F 07.18; 640.2. В настоящее время она оформляет документы для установления инвалидности дочери Л. <...> г. рождения. Диагноз - органическое поражение головного мозга, ДЦП.
В 2013 году истец и ее семья были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Талицкого городского округа. Несмотря на наличие права на меры социальной поддержки, они до настоящего времени жильем не обеспечены.
Ссылаясь на часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявитель полагала, что их семья имеет право на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом общей площади 18 кв. м на каждого члена семьи и права детей на дополнительную площадь.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 17.02.2017 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду существенного нарушения норм материального права. Указывает, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется признание ее семьи малоимущими, поскольку наличие у ее детей Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения тяжелой формы хронических заболеваний является самостоятельным основанием для предоставления жилья во внеочередном порядке, учитывая, что документы, подтверждающие наличие тяжелой формы хронических заболеваний, ответчикам представлены. Полагает, что вывод суда о том, что ответчики не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда категориям граждан инвалиды является ошибочным.
Материалы дела возражений на апелляционную жалобу не содержат.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений о наличии уважительных причин не явки не представили.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений <...>, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения, являются детьми Л.
Согласно справке <...> N <...> от <...> Л., <...> года рождения, является инвалидом категории "ребенок-инвалид", инвалидность установлена на срок до <...>.
Л., <...> года рождения, является инвалидом категории "ребенок-инвалид", инвалидность установлена на срок до <...> на основании справке <...> N <...> от <...>.
Из заключений <...> от <...>, <...> от <...> усматривается, что Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения, страдают хроническими заболеваниями, указанными в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации <...> от <...>, наличие которых дают право на получение дополнительной жилой площади, указанного в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Семья истцов с <...> признана нуждающимися в жилых помещениях категория "многодетная семья", с <...> включена в список граждан, признанных по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и относящиеся к категории граждан, определенным ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по поселку Троицкий Талицкого городского округа.
Л. проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 39,70 кв. метров, принадлежащей на праве собственности матери детей Л.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем документы, подтверждающие право Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были, малоимущей семья Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения в установленном законом порядке не признана, в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для предоставления жилого помещения сделан с учетом установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Наличие заболевания у Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не являются достаточными основаниями для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, довод жалобы о том, что наличие заболевания и установление инвалидности детям являются самостоятельными основаниями для обеспечения гражданин жилым помещением вне очереди, отклоняется судебной коллегией.
Кроме того, необходимо отметить, что поскольку к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относятся несовершеннолетние Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения, иные члены семьи Л. таким правом не обладают, то довод истца о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Л., состоящей из семи человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, только Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющихся у них права на дополнительную жилую площадь как лица, страдающие хроническими заболеваниями, включенным в Перечень.
Ссылка суда первой инстанции на то, что ответчики не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда категориям граждан "инвалиды" необоснованна.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденным Президиумом Верховного Суда от 13.04.2016 обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Поскольку Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения являются инвалидами и страдают заболеваниями, которые указаны в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеют право на дополнительную площадь, следовательно, при условии признании семьи Л. малоимущей, обеспечение Л., <...> года рождения и Л., <...> года рождения жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации Талицкого городского округа, так как обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.А.МОСКАЛЕНКО

Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
Е.В.КАЙГОРОДОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)